Интернет библиотека во славу святого Таксиля (leotaxil.ru)

«СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО» Поль Анри Гольбах



Нашли что - то интересное?
Сделайте отметку об этом с ссылкой на эту страницу в пару кликов, чтобы не забыть что и где:

Можно не бояться захломить многочисленными постами из книги свою стену в соц. сетях. Ведь потом из всех этих сообщений можно сделать один пост или статью, а все лишние сообщения удалить!
Предыдущая страница <<< Обновить страницу ( 2 278 ) ::: Оглавление >>> Следующая страница

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

Глава I.

1 В основу своего исследования природы Гольбах кладет принципы бэконовской философии. Именно Ф. Бэкон провозгласил, что познание человека должно иметь своим объектом природу и опираться на наблюдение и опыт. После долгого и почти безраздельного господства рационалистически-дедуктивного метода исследования действительности в странах Западной Европы (Декарт, Мальбранш, Спиноза, Лейбниц) французские материалисты выдвинули на первый план материалистический эмпиризм. Это было как бы второе рождение многих идей бэконовскои философии на новой, более высокой основе. — 59.

2 Преодоление дуализма души и тела, установленного в философии нового времени Декартом. Гольбах вслед за Ламетри (см. «Человек—машина») доказывает производный, вторичный характер психических явлении. — 60.

Глава II

1 Бильфингер, Георг Бернгард (1693—1750) — немецкий теолог, сторонник лейбницевско-вольфовской философии. — 73.

2 Слабый пункт в концепции Гольбаха. В принципе совершенно правильно, что неживая материя в силу чисто естественных причин перешла когда-то в состояние живой материи и постоянно сохраняет эту способность. Но ссылка на опыты Нидгема, который якобы доказал, что в закрытой смеси муки с водой рождаются живые существа, является неверной. В проводимых Нидгемом опытах не была обеспечена необходимая стерилизация исходного материала, в результате чего зародыши инфузорий, которых наблюдал Нидгем, попадали в сосуды с мукой и водой извне. Против Нидгема выступал итальянский ученый Л. Спалланцани (1729—1799), доказывавший невозможность самопроизвольного зарождения микроорганизмов. Правда, спор этот окончательно был решен только в XIX в. после опытов Л. Пастера (1822—1895). Философы XVIII в. проявляли большой интерес к спору Нидгема и Спалланцани. Вольтер, полемизировавший с Нидгемом как апологетом христианства, был убежден в правоте Спалланцани. В письме к де Шабанону (26 сентября 1770 г.) он не преминул указать на то, что Гольбах опирается в своих выводах на не заслуживающий доверия источник,—77.

3 Окелл из Лукании — философ-пифагореец.— 79.

4 Ватабль (ум. в 1547) — французский филолог-гебраист.— 79.

5 Греции, Гуго (1583—1645) — голландский юрист, теоретик естественного права, апологет христианства,— 79.

6 Св. Иероним (340—420) — христианский теолог.— 79.

7 Пето (Летании), Дионисий (1583—1652) — французский теолог-иезуит.—98.

8 Бозобр, Исаак (1659—1738) — протестантский теолог.—7.9.

9 Юстин (ум. ок. 166) — церковный писатель, апологет христианства, считавший, что основное содержание христианского вероучения уже содержится — хотя и в несовершенной форме — в языческой философии и мифологии. Отсюда — широкое использование им учений античных философов,—79.

10 Бернет, Джильберт (1643—1715) — английский епископ, теолог, апологет христианства.—79.

11 Анонимным автором этой работы является Мирабо.

Его произведения, вышедшие в Амстердаме в 1742 г., обнаруживают близость к материализму,— 79.

12 О четырех элементах материи — огне, воздухе, воде и земле — учили еще древнеиндийские философы-материалисты. В истории западной философии это учение восходит к греческому материалисту Анаксимандру (V в. до нашей эры). С некоторыми изменениями оно принималось почти всеми последующими философами вплоть до конца XVIII в. Впрочем, Гольбах в данном случае опирается не только на философскую традицию. Представление о четырех элементах материи господствовало в химии XVII—XVIII вв., и прежде всего в школе немецкого химика Георга Эрнста Сталя (1660—1734). Он был создателем теории флогистона, согласно которой всякое горючее тело имеет в своем составе особое огненное вещество, теряемое при горении. При всей ошибочности этих представлений теория флогистона имела исторически прогрессивное значение. По словам Энгельса, «химия... освободилась от алхимии посредством флогистонной теории», расчистившей дорогу для создания научной химии (К. Маркс, ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 348).

Гольбах был прекрасно знаком с трудами Сталя и его последователей; многие из них он перевел на французский язык. Его статьи по этим вопросам для «Энциклопедии» (около 400) свидетельствуют, что он был пропагандистом идей Сталя. Это нашло выражение и в «Системе природы». Гольбах дожил до того времени, когда Лавуазье доказал неправильность теории флогистона (более раннее опровержение этой теории М. В. Ломоносовым осталось для Гольбаха неизвестным). В это же время химики экспериментально доказали, что земля, вода и воздух не являются элементарными веществами, а представляют собой сложные образования. — 83.

13 Цензорин (III в.) — римский грамматик,— 84. 11 Манилий, Марк (I в.) — римский поэт-мистик. В «Астрономической поэме» изложил астрологические представления своей эпохи, — 84.

Глава III

1 Подход к научному пониманию материи. Сравни у Ленина:

«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В. И. Ленчи, Полн. собр. соч., т. 18, стр. 131).— 84.

Глава IV.

1 Диоген Лаэртский (III в.) — автор первого труда по истории философии — «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», где рассмотрено развитие философской мысли в Греции от Гераклита до Эпикура, — 96.

2 Августин, Аврелий (354—430) — крупнейший раннехристианский теолог, «отец церкви». «О граде божием» — его основное сочинение. По философским взглядам — неоплатоник. — 98.

Глава V.

1 Гольбах полемизирует как с идеалистическим тезисом о том, что в природе обнаруживается действие чуждой ей разумной силы, так и с гилозоистическим положением о всеобщей одушевленности, чувствительности материи, которого в своеобразной форме придерживались некоторые французские материалисты, например Робинэ. Гольбах совершенно прав, приписывая способность чувствовать и мыслить лишь особым образом организованной материи. — 114.

Глава VI

1 Яркое выражение эволюционного взгляда на природу, свидетельствующее о неудовлетворенности французских материалистов строго метафизическим воззрением. В подготовку диалектического понимания природы домарксовские материалисты внесли определенный вклад. Мысли Гольбаха, созвучные эволюционным воззрениям античных материалистов — Анаксимандра, Эмпедокла, Демокрита, Эпикура, Лукреция, не являются их простым повторением, а тем более чистым умозрением; они опираются на большой естественнонаучный материал своей эпохи. Развитие горнодобывающей промышленности в XVII—XVIII вв. дало в руки ученых много фактов, свидетельствовавших о том, что современное распределение моря и суши существовало не всегда (нахождение остатков морских животных в горах). Лейбниц, выдающийся естествоиспытатель своего времени, высказал в «Теодицее» (1696) мысль, что многочисленные потопы и наводнения оставили на земле свои следы. Химики школы Сталя проводили эволюционный взгляд на развитие земных недр (об эволюции «слоев земных» писал и Ломоносов). Французский ученый Бенуа де Майе (1656—1738) в книге «Теллиамед, или Диалоги об отступлении моря, образовании суши, происхождении человека» проводил мысль о том, что человек произошел от морских животных. Близкий к энциклопедистам французский естествоиспытатель Бюффон (1707—1788) в работе «Теория земли» (1749) выдвинул гипотезу о том, что земной шар — это остывший осколок солнца, оторванный от светила ударом кометы. Он высказал также мысль об изменяемости видов растений и животных. Многообразие теорий эволюции земли, часто противоречивших друг другу, обусловило известную сдержанность Гольбаха относительно того, как следует представлять прошлое земли. Однако в споре эволюционистов и антиэволюционистов XVIII в. Гольбах определенно принимает сторону первых, причем идет дальше них, очищая их теории от идеалистических и теологических моментов, присущих им. Он смотрит на эволюцию земли и ее обитателей как на процесс, протекающий под действием естественных причин. — 128.

Глава VII

1 Лактанций, Луций (ум. ок. 330) — христианский теолог, — 135.

2 Аристоксен из Тарента (IV л. до нашей эры) — ученик Аристотеля, автор трактата по музыке «Гармоника". — 136.

3 Арнобий (ум. ок. 327) — учитель риторики, христианский теолог.

Климент Александрийский (ок. 150 — ок 215) — христианский теолог, «отец церкви», широко включал в христианскую философию положения языческой философии, считая ее преддверием христианства.

Ириней (ок. 130—ок. 202) —- христианский теолог, епископ.

Ориген Александрийский (ок. 135—254) — христианский теолог, «отец церкви», способствовавший включению в христианство многих положений языческой философии. — 136.

4 Ломпонацци, Пьетро (1462—1524) — итальянский философ, развивавший материалистические идеи аристотелизма. Помпонацци считал душу телесной и смертной.—136.

5 Симонид Кеосский (556—469 до нашей эры) ~ греческий поэт-лирик. — 136.

6 Кедеорт, Ралф (1617—1688) — английский философ-идеалист, главный представитель группы кембриджских плато-пиков, боролся против материализма и сенсуализма, — 138.

7 Предустановленная гармония.

Лейбниц считал, что согласованность и единство в действиях идеальных, духовных субстанций — монад обусловлены непосредственно богом, являются результатом его первоначального плана, предустановленной гармонии. — 138.

8 Окказионализм — идеалистическое учение в западноевропейской философии XVII в., крупнейшим представителем которого был французский философ Мальбранш. Окказионалисты совершенно отрицали естественную причинность; факты взаимодействия материальных тел, связь психических и физических процессов, согласованность мыслей в головах людей они объясняли как непосредственный результат вмешательства божественной воли — единственной действительной причины; естественная связь явлений для них не более как повод (occasio) для проявления божественной воли. — 138.

9 За критические выступления против греческой мифологии и стремление понять силы природы вне зависимости от божественной деятельности Анаксагор был приговорен в Афинах к смертной казни. Лишь вмешательство его друга Перикла, стоявшего во главе Афинского государства, спасло Анаксагора. Однако он был вынужден покинуть Афины.

Великого итальянского естествоиспытателя и философа Галилео Галилея (1564—1642) преследовала инквизиция за пропаганду и обоснование гелиоцентрической системы Коперника; инквизиция вынудила Галилея на склоне лет отречься от своих взглядов.

Декарт подвергался постоянным нападкам католических и протестантских теологов; преследования вынудили его большую часть жизни прожить вне Франции — в Голландии; умер Декарт в Швеции, куда уехал из-за интриг голландского духовенства, — 141.

Глава VIII

1 Пейрони, Франсуа Жиго (1678—1747) — французский врач и анатом.—143.

2 Борелли, Джиованни Альфонсо (1608—1679) — итальянский астроном, сторонник механистической физиологии,—143.

3 Бартолини (1616—1670) — анатом,— 243.

4 Виллис, Томас (1622 — 1675) — английский врач и анатом. — 143.

5 Кларк, Самуил (1675—1729) — английский пастор, религиозный философ. В борьбе с материалистами и атеистами (Спиноза, Гоббс, Толанд, Коллинз) он пытался опереться на ньютоновскую физику и данными естествознания обосновать истинность христианской религии. Полемике с Кларком посвящена гл. IV ч. II «Системы природы». —146.

6 Додуэл, Генри (1641 — 1711) — английский теолог, философ и историк. Считал человеческую душу смертной, — 146.

Глава IX

1 Сенека, Луций Анней (ок. 4 до нашей эры — 65 нашей эры) — римский философ-стоик.—177

Глава Х.

1 Скалигер, Жюль - Сезар (1484—1558) — французский филолог и натуралист, автор критических комментариев на сочинения Аристотеля, Теофраста, Гиппократа.—184.

Глава XI

1 Кодр (XI в. до нашей эры) — легендарный афинский царь,— 223.

2 Деций, Публий Мус (IV в. до нашей эры) — римский консул, героически пожертвовавший собой в битве.—223.

3 Калам, (правильнее Каланас или Кальян) — индийский брахман, современник Александра Македонского; покончил с собой в Персии, взойдя на костер с пением индусских гимнов. — 223.

4 Перегрин (II в.) — афинский философ; в сатире Лукиана «Смерть Перегрина» этот философ изображен мошенником и шарлатаном, завоевавшим большую популярность у христиан, — 223.

6 Сено, Жан (1601—1672) — французский теолог. — 231.

6 Герои греческой мифологии. Орест по приказанию оракула Аполлона убил свою мать Клитемнестру и ее супруга Эгиста, мстя за убийство ими своего отца Агамемнона. Фиванскому царю Лайю оракул предсказал, что его сын Эдип убьет его, а на своей матери женится. Несмотря на то что родители Эдипа и он сам знали об этом предсказании и делали все, чтобы оно не сбылось, события сложились так, что Эдип убил Лайя и женился на своей собственной матери. — 232.

7 Автор «Трактата о системах» (1749) Этьен Боно де Кондильяк (1715—1780) — французский философ, пропагандировавший и развивавший локковский сенсуализм. В «Трактате о системах» Кондильяк с позиций сенсуализма подвергает критике рационалистическую философию XVII в., в особенности идеализм Декарта, Мальбранша и Лейбница. — 236.

8 Эта мысль, встречающаяся у Спинозы, представляет собой диалектическую постановку вопроса, который, однако, домарксовские материалисты не смогли разрешить.—237.

Глава XII

1 Критика Гольбахом уголовного законодательства Франции с буржуазно-демократических позиций перекликается с идеями Вольтера и Беккария, подробно разобравшими связанные с этим вопросы. — 246.

2 Имеется в виду основатель ислама Магомет. — 260.

Глава XIII

1 Ферекид (VI—V вв. до нашей эры) — греческий писатель, автор «Теогонии» и «Космологии», учил о превращении душ.—265.

2 Аббади (ок. 1656—1727) — протестантский теолог, апологет христианства.—266.

3 Лукан, Марк Анней (39—65) — римский поэт, сторонник стоицизма,— 271.

4 Лига — объединение католиков, ведшее долгую борьбу с гугенотами (протестантами) в период религиозных войн XVI в. во Франции (1562—1594). — 276.

6 Птолемей Филадельф (285—246 до нашей эры) — египетский царь.—282.

6 «Федон» — диалог Платона, в котором излагается учение о бессмертии души.—282.

7 Дасье, Андре — французский филолог, переводчик античных писателей на французский язык.—282.

8 Тимей Локрийский (V—IV вв. до нашей эры) — философ-пифагореец, выступает в качестве главного персонажа диалога «Тимей», где изложено натурфилософское учение Платона. — 289.

9 Зенон Китионский (336—264 до нашей эры) — греческий философ, основатель стоицизма,— 289.

10 Арриан, Флавий (II в.) — друг и ученик Эпиктета, изложивший его учение в «Беседах Эпиктета». —290.

11 В греческой мифологии Аид (Ад) — подземное царство, куда направляются души умерших людей; Ахеронт, Коцит (Кокит), Флегетон — реки этого царства. — 290.

Глава XIV

1 Сарды — столица древней Лидии, большой и богатый город. После нашествия готов и Тимура Сарды были разрушены и на их месте осталась лишь маленькая деревушка,— 300.

Глава XVI

1 Имеется в виду Генрих IV (1553—1610), французский король, положивший конец религиозным войнам во Франции на основе политики веротерпимости.—338.

2 Петроний, Гай (ум. в 66) — римский поэт-сатирик.—338.

Глава XVII

1 Саллюстий, Гай Kpucn (86—36 до нашей эры) — римский историк. —347.

Предыдущая страница <<< Обновить страницу ( 2 278 ) ::: Оглавление >>> Следующая страница

     Все страницы на одном файле (откроется в новом окне)     



www.leotaxil.ru- Интернет библиотека во славу святого Таксиля - величайшего писателя всех времен и народов. Действительно образец литературы достойной подражания который вправе называться классикой! Не то что унылое г***о которое обычно называют классикой сейчас. А на самом деле просто попса своего времени и евангелие для атеистов.