| Нашли что - то интересное? Сделайте отметку об этом с ссылкой на эту страницу в пару кликов, чтобы не забыть что и где: Можно не бояться захломить многочисленными постами из книги свою стену в соц. сетях. Ведь потом из всех этих сообщений можно сделать один пост или статью, а все лишние сообщения удалить! |
НАРОД ПРОТИВ ТАИНСТВА ПОКАЯНИЯ
В царской России православные народные массы
обязаны были совершать таинства под угрозой жестоких наказаний. Церковь
проклинала, накладывала анафему на тех, кто отвергал ее обряды. В глубокую старину за отказ от участия в таинствах людей подвергали пыткам, а не-раскаявшихся жгли на медленном огне. Царский указ 1684 года объявлял государственными преступниками всех
тех, кто не бывал у причастия, он предписывал их «пытать с
пристрастием», «бить на козле кнутом», «сжигать в срубах, а пепел
развеять». В 1650 году царь Алексей Михайлович писал воеводам, что «в
городах, в селах, в деревнях христиане живут без отцов духовных, многие
98
Помещики принуждали крестьян исполнять церковные обряды. Так, например, в XVIII веке граф Румянцев предписывал своим приказчикам «говеть и причащать всех принуждать без пропуску. А ежели кто который год не будет говеть, того плетьми, а которые не причастятся, тех сечь розгами, давая по пяти тысяч раз нещадно».
В XVIII веке число отказавшихся исповедоваться было так велико, что царским властям пришлось ввести специальную систему штрафов за «небытие у исповеди». Начиная с 1718 года каждый священник обязан был подавать ежегодно «ведомость о неисповедовавшихся» для изыскания с них штрафа. В 1723 году было решено «от-казавшихся от исполнения долга исповеди посылать муж-ска пола на галеры, а женска пола па прядильные дворы». Впоследствии царские власти за систематический отказ от исповеди стали ссылать в Сибирь или в монастыри. Так, например, в московском Ново-Девичьем монастыре в 1820 году находилась Пелагея Иванова. «За небытие на исповеди семь лет» ей было предписано бесплатно работать на монастырь и каждый день бить по пятьдесят поклонов. В 1866 году в Соловецкий монастырь был заключен по царскому распоряжению Адриан Павлович Пушкин за то, что «не бывал у исповеди». В монастырском застенке он пробыл пятнадцать лет.
В XIX веке было издано много законов, принуждавших к исповеди. Статья 209 «Уложения о наказаниях», издания 1885 года, гласила: «Родители, не приводящие к исповеди детей своих, подвергаются за то особому вну-
99
В царской России реакционная сущность религии и ее обрядов стала многим ясна задолго до того, как трудящиеся нашей Родины добыли себе свободу и появилась возможность открыто отказываться от них.
В начале XVII века русский народ создал сатиру на таинство покаяния — «Историю о прекрасном куре добро-гласном, как он прииде на покаяние к лисице, к премудрой духовнице».
Эта старинная сатира сохранилась в стихах и в прозе, сказках и в лубочных картинках.
Однажды петух стал сокрушаться о своих грехах и решил убежать от мира в пустыню, чтобы там одному пребывать в раскаянии. Петух стал жить в лесу на дереве. Но к нему пришла «преподобная мати-лисица», пригласила спуститься к ней и принести покаяние в грехах: «Ты, мое милое чадо куря, хочешь во гресех своих тяжких умереть без покаяния». Лиса зовет петуха на молитву, ссылается на евангельскую притчу о гордом фарисее и смиренном мытаре: «Сниди ко мне, к преподобной жене лисице, и аз тя приму на покаяние с радостью, и приемлешь от меня прощение грехов своих». Умиленный петух спустился на землю и попал в лисьи когти. Лиса начи-
100
Сатира заканчивается шуткой об обирательстве духовенства: «Петуху вечная память, попу корова, дьячку кувшин браги, а просвирне кувшин молока, а пономарю книга, а кто прочитал, тому сто рублев в мошну, а кто слушал, тому по калачу, а кто не мешал, тому ни-чево».
Эта сатира полна свободомыслия: лиса и петух издеваются над текстами «священного писания», показывая, что Библия — как «дышло, куда повернул, туда и вышло».
Смысл повести таков: кто идет на исповедь, тот попадает в когти лисы.
В устной передаче у сказочников эта сатира имеет еще более яркое антицерковное содержание. Лиса говорит петуху: «Ты ни один раз в год на исповедь не ходишь, воскресения христова и праздников господних не чтишь». Сказка заканчивается победой петуха. Лиса, соблазненная взяткой, обещанием сделать ее просвирней у митрополита, когда петух будет там дьяконом, выпускает петуха: «Вырвался петух, взлетел на высокое древо, закри-
101
Эта народная сатира на таинство покаяния была настолько острой, что еще двести лет назад благочестивые ханжи с гневом и ненавистью писали о ней. В 1783 году при издании сборника сказок «Старичок весельчак» из рукописи были выброшены все наиболее сильные сатирические места о куре и лисе: цитаты из священного писания, рассказ лисы о своей благочестивой жизни в посте и молитве, о том, что у нее куры живут в «епитимьях», пребывают в посте, упоминания о даре пророчества у лисицы, ее обещание, что петух после покаяния окажется «со святыми на небе», рассказ лисы, как она молится за грехи петуха, просьба петуха принести «патрахель, ризы и свеши», молитва петуха, когда он понял истинный замысел лисы, и т. д. Даже в 1870 году царский цензор Ва-кар протестовал против опубликования А. Н. Афанасьевым этой сказки о лисе-исповеднице.
Старинные русские пословицы показывают, что многие в народе знали, как священники соблюдают тайну исповеди: «Попу кайся, а попадье не провирайся» (т. е. поп рассказывает все секреты кающихся своей жене); «Пои Сеньку обманет, а Сенька попу правды не скажет»; «Волку велели каяться, а он кричит: «ягненка!»; «Лиса покаялась — стереги кур».
Во второй половине XIX века все большее число крестьян начало уклоняться от исповеди и причастия. В 1886 году писатель-народник С. М. Степняк-Кравчин-ский указывал по поводу причастия: «Официальные донесения сельских священников показывают, что в прихо-
102
В конце XIX — начале XX века во всех отчетах о состоянии епархий епископы отмечали рост религиозного индифферентизма народных масс, отказ многих православных от христианских таинств2. В 1905—1916 гг. в среднем ежегодно не бывала у исповеди и причастия одна треть православных, из которых многие уклонялись от исповеди и причастия «по опущению и нерадению». Были такие местности, где на исповедь и причастие не являлось свыше 80 процентов православных3.
Описывая кризис православия накануне Великого Октября, один из видных деятелей Коммунистической партии В. Д. Бонч-Бруевич утверждал: «Неверие распространяется, к исповеди не идут... гражданские браки — без попа — все более становятся обычаем общества и народа»4.
После Великой Октябрьской социалистической революции религиозная обрядность сделалась частным делом верующих, исполнение обрядов было лишено обязательности, регистрация новорожденных, заключение браков, похороны освобождены от опеки религии.
1 С. М. Степняк-Кравчинский. в лондонской эмиграции. М., «Наука», 1968, с. 6.
2 См.: Л. И. Е м е л я х. Антиклерикальное движение крестьян в период первой русской революции. М.— Л., 1965, с. 26—129.
3 Центральный государственный исторический архив СССР. Отчет Нижегородской епархия за 1916 г., ф. 796, оп. 440, № 2756, л. 67.
4 в. Д. Бонч-Бруевич. Избр. соч., т. 1. М., 1959, с. 202.
103
104