Изгнание евреев из Испании (1492)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Альгамбрский декрет
(исп. Decreto de la Alhambra)

Изгнание евреев из Испании (Альгамбрский декрет) — начиная с XIV века в Испании набирают силу антисемитские настроения, евреев преследуют, принуждают креститься. Некоторые из крестившихся продолжали тайно исповедовать иудаизм. В 1492 году испанская королевская чета декретом, принятым в Альгамбре (также известным как Гранадский эдикт или Эдикт об изгнании), приказала всем евреям Испании в трёхмесячный срок покинуть пределы страны или креститься, оставшиеся после этого срока объявлялись вне закона. Евреи бежали либо в Португалию (где через 30 лет история повторилась), оттуда — на север Европы, либо в Италию, Оттоманскую империю, страны Северной Африки, часть евреев отправилась с Христофором Колумбом в Америку. Для евреев изгнание стало чудовищной национальной катастрофой.

В результате брака наследника Арагонского престола Фернандо и наследницы Кастильского королевства Изабеллы в Испании началась активная католизация. Было решено захватить мусульманскую Гранаду и насильственно крестить иудеев и мусульман, с тем чтобы превратить Испанию в исключительно католическое королевство. Реализация плана началась с преследования насильственно крещённых иудеев. Инквизиция судила каждого подозреваемого в исполнении иудейских религиозных обрядов. Имущество осуждённых шло на финансирование войны с Гранадой. Для поощрения доносов доносчикам отдавали часть имущества, поэтому находилось всё больше и больше желающих поправить своё благосостояние за чужой счёт.

В 1483 году главой католической инквизиции стал Томас Торквемада, прославившийся своей жестокостью. Во время его правления были замучены сотни невинных. Архивы инквизиции содержат 49 092 досье. Но только 1,9 % из них определяют вину обвиняемого и передают дело светским властям для исполнения смертного приговора. Остальные 98,1 % были либо оправданы, либо получали лёгкое наказание (штраф, покаяние, паломничество)[1].

Несмотря на преследование, еврейская община оставалась сильной (и прежде всего в Кастилии), во-первых, благодаря своим богатствам, нажитым или путём крупных коммерческих операций (банки, крупные ссуды и т. д.), или производственной деятельностью, которой занимались массы еврейского населения, и, во-вторых, вследствие участия в органах управления и особенно в органах финансового ведомства (именно это участие и навлекало на евреев недоброжелательное к ним отношение со стороны народа)[2]

Законодательство продолжало защищать евреев против произвола чиновников и частных лиц. Об этом свидетельствуют письмо председателя королевского совета (от 1 марта 1479 г.) касающееся жалобы еврейской общины Авилы на незаконное требование налогов; распоряжения от 18 сентября 1479 г. и от 8 января 1480 г., подтверждающие привилегии евреев того же города, согласно которым воспрещалось брать у евреев в залог дома, одежду и другие объекты, причём евреи освобождались от городских налогов и повинностей; приказ главного капитана эрмандады о предотвращении насилий над евреями Авилы (1480 г.), которые часто становились жертвами грабежей и бесчинств; королевское распоряжение от 15 марта 1483 г., защищавшее еврейский квартал от нападений соседей-христиан, разрушавших его ограду; грамота от 16 декабря 1491 г., обеспечивавшая безопасность личную и имущественную, выданная той же общине в связи с избиением камнями одного еврея и опасениями, возникшими у остальных евреев, которые боялись, что их «схватят, изувечат и убьют», и другие документы того же порядка. в то же время евреям Гранады по договору о капитуляции этого города была предоставлена полная религиозная и гражданская свобода.

Однако сразу же после окончания реконкисты короли обнародовали указ от 31 марта 1492 г. об изгнании всех евреев из обоих королевств — Кастилии и Арагона. Указ мотивирует это крайнее решение «великим ущербом для христиан от общения, разговоров и связей с евреями, относительно коих известно, что они всегда стараются всевозможными способами и средствами отвратить верующих христиан от святой каталической веры и отдалить их от неё и превлечь и совратить их в свою нечестивую веру», и т. д.

Евреям был дан срок до конца июля, причём им запрещено было не только возвращаться в Испанию, но даже проезжать через испанские земли под страхом смерти и конфискации всего имущества. До истечения этого срока евреи оставались под «защитой и покровительством короля», чтобы они могли «безопасно проходить и продавать и менять и отчуждать всё своё имущество, движимое и недвижимое, и распоряжаться им свободно». Однако все эти гарантии в действительности были мало эффективны. Насильственная продажа часто приносила огромный убыток продавцу, особенно из-за конкуренции, которая должна была возникнуть при почти одновременной продаже имущества всех евреев. А так как к тому же им запрещалось вывозить из Испании «золото, серебро, иную чеканную монету и другие вещи, запрещённые к вывозу законами нашего королевства, кроме товаров, не запрещённых или не приобретённых путём обмена», то ясно, что потери изгнанников были огромны. Но многие из них старались обойти закон, прибегая к денежным переводам за границу, используя свои связи с еврейскими банкирами и купцами различных стран. 14 мая, по просьбе самих изгнанников, опасавшихся насилий, была дана королевская грамота с новыми гарантиями и обнародовано распоряжение о порядке продажи и обмена имущества евреев.[2]

До 31 июля всех евреев выселить не удалось, и срок был продлён до 2 августа. Точное число изгнанников, лишенных имущества и вынужденных покинуть страну, в которой их предки жили более 1500 лет, не может быть установлено и оценивается разными историками от 50 тысяч до 150 тысяч и более. Тем не менее число избравших крещение было велико — до 50 тысяч. Число погибших — до 20 тысяч.

Согласно генетическим исследованиям Лидского университета проведенным в 2008 году 20 % современного населения Испании имеет еврейские корни по мужской линии (и 11 % имеют арабские и берберские корни).[3]

[править] Примечания

  1. Kamen, Henry, The Spanish Inquisition, pp. 17-41.
  2. 1 2 Рафаэль Альтамира-и-Кревеа, История Испании. СПб, 2003. С. 516—518
  3. Gene Test Shows Spain’s Jewish and Muslim Mix, New York Times, 12.05.2008 стр. А12

[править] См. также

[править] Ссылки


Личные инструменты
Пространства имён
Варианты
Действия
Навигация
Участие
Печать/экспорт
Инструменты
На других языках