my studies
христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Св. Ипполит Римский.

(ок. 170 – ок. 237 гг.)

 

Некоторые характеристики:


— Последний крупный римский автор, писавший на греческом.
— Хорошо знаком с александрийским богословием.
— Прекрасно знал греческую философию и религию.
— Св. Ипполит считается первым исторически известным антипапой.

 

 

Свидетельства об Ипполите:


Блаж. Иероним в одном из своих писем говорит, что св. Ипполит происходил (род. ок. 170–го или 175–го г.) из римского сословия всадников и до становления священником был римским сенатором. Но достоверность этого свидетельства сомнительна.

Патриарх Константинопольский Фотий называет св. Ипполита учеником св. Иринея.

Ориген говорит, что в 212 году в Риме слышал в одной церкви проповедь, которую произнес римский пресвитер Ипполит.

Сам св. Ипполит называет себя «преемником Апостолов» и участником в благодати Святого Духа по преемству («Философумены»).

 

 

Деяния:


При папе Каликсте I (Каллисте) (217–222 г.) Ипполит отделился от Римской Церкви. Он обвинил папу в послаблении церковной дисциплины и возглавил небольшую группу ригористически настроенных христиан. Его провозгласили епископом Рима. Таким образом, он стал первым в истории Римской Церкви антипапой.

 

Похоже, раскол продолжался и при приемниках Каллиста Урбане (223 — 230) и Понтиане (230 — 235)

В 235 году Св. Ипполит и папа Понтиан были сосланы в заточение на остров Сардинию. Там, по-видимому, они и примирились.
28 сентября 235 г. Понтиан отказался от епископского престола. Ипполит также отказался от претензий на римскую кафедру.

Подробнее о расколе Ипполита и Каллиста >>>

 

Существует предположение, что деятельность Ипполита в Риме была связана с новацианским расколом. Основание:

  • свидетельство папы Дамаса (366—384)
  • прославляющий Ипполита героическоий эпос христианского поэта Аврелия Климента Пруденция (умер после 405 г. в Испании)

Но это были, скоре всего, ошибочные суждения.

 

Кончина


Принято считать, что Ипполит скончался в ссылке на о. Сардиния равно как и папа Понтиан ( по др. версии Ипполит умер мученически, по возвращении из заточения, ок. 252 года).
Тела их были перенесены и похоронены в Риме в один день — 13 августа 236–го или 237–го года.
Поэтому в Западной Церкви память их обоих 13 августа.
Восточная Церковь почитает св. Ипполита как священномученика 30 января.

 

 

Творения:


Он писал очень много, но сочинения его сохранились очень плохо. Это можно объяснить след. причинами:

  • Существовали разногласия св. Ипполита с Римскими епископами.
  • Богословие св. Ипполита не всегда было православным.
  • В то время, когда он действовал в Римской церкви, там уже начинал первенствовать латинский язык. Св. Ипполит писал на греческом

подробнее о творениях >>>

 

 

Статуя Ипполитаместорасположение города Тиволи


Обнаружена в Ager Veranus в 1551 году.
Это на Виа Тибуртина, Via Tiburtina (the Tiburtine Way), в миле от Тиволи (город в 30 км от Рима, лат. Tibur)

 

Представляет собой сидящую на мраморном седалище фигуру без головы и верхней части тела. На спинке седалища выгравирован список трудов, включая таблицу пасхалии.

 

Идентифицирована со св. Ипполитом по след. признакам:

  • была найдена в самом месте, где Ипполит имел главное святилище
  • это было очевидное изображение священнослужителя и (как дает сделать предположение престол) вероятно епископа
  • на задней части и сторонах престола список теологических работ, большинство из которых известны как творения Ипполита.

До 1959 г. статуя хранилась в Латеранском музее в Риме; в том году, однако, папа Иоанн перенес ее в вестибюль Ватиканской библиотеки.

 

О дате создания статуи.

Сущ. различные датировки в период 3–6 веков.
Наиболее вероятной представляется самая ранняя датировка.
Надпись на статуе была сделана не позднее чем при жизни Ипполита или в следующем поколении.

Обоснования ранненей датировки:

(1) Внешние:
Реальность существования статуи подтверждается некоторыми ранними источниками (?). Но уже в 4 веке о ней ничего не упоминается (Иероним, Дамас, Пруденций) – видимо была утеряна.

(2) Внутренние:
В списке сочинений на статуе "Пасхалии" дают главное место как авторитетному произведению.
Цикл рассчитан на 222—333 годы.
Но католики были вынуждены отказаться от этого цикла, если они когда-либо и принимали его, т.к. не позднее 237 г. вычисления св. Ипполита разошлись с астрономическими данными.

Также о статуе:

Еще в 1551 г. в Риме (на via Tiburtina) была обнаружена некая статуя, которая в настоящее время находится в Ватиканской библиотеке. Эта статуя примечательна тем, что на одной ее стороне начертаны названия целого ряда произведений, а на другой canon paschalis. Причем этот список содержит названия ряда произведений, которые традиция (прежде всего Евсевий и Фотий) приписывает Ипполиту. Несмотря на то, что список на статуе не совпадает с тем, который известен из литературных источников, исследователи поспешили приписать Ипполиту все многообразие сочинений, взяв, так сказать, просто объединение этих множеств. Так Ипполит стал поистине энциклопедистом и обрел «реальный облик».

В 1947 г. Пьер Нотэн (P. Nautin) выступил с предположением, от которого он так и не отказался, что, во-первых, статуя, найденная на виа Тибуртина, в действительности изображает не Ипполита, а некоего Иосипа, который стал антипапой после избрания папой Каллиста. Именно он и был тем довольно поверхностным автором, который написал такие ужасные и путаные трактаты, как Refutatio, Synagoge и De universo и умер после 235 г.

... Новое и очень детальное исследование Брет Аллен на основе анализа эпиграфических данных (прежде всего, знаменитых надписей на вышеупомянутой так называемой статуе Ипполита, которая могла изначально быть и женской статуей, возможно, олицетворением Софии) показывает, что корпус сочинений, приписываемых Ипполиту, вполне может принадлежать многим авторам. Попросту говоря, этот список отражает содержание некой библиотеки.

Афонасин Е.В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2002
[ http://philos.nsu.ru/classics/Hippolytus.htm ]

 

* * *

Были попытки отождествления со св. Ипполитом тех, кто имел такое же имя. Некоторые из них:

  • Ипполит, податель послания Дионисия александрийского римским христианам (Евсевий. Церковная история VI, 46),
  • Ипполит, антиохийский пресвитер,
  • Ипполит пустынник,
  • Ипполит священномученик (епископ Остии?), пострадавший при Клавдии II (268—270),
  • Ипполит – солдат и тюремщик св. Лаврентия. Он будто бы принял христианство и после этого был растоптан лошадьми.

 

 

См. также:

Иероним Стридонский. О ЗНАМЕНИТЫХ МУЖАХ Глава 61

 


Список использованной литературы:

  1. Афонасин Е.В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2002
  2. Прот. Валентин Асмус. Патрология (Курс лекций, прочитанных в ПСТБИ в 1995 – 1996 уч. г.)
  3. Прот. Гавриил Кин. Конспект по Патрологии.
  4. Игумен Иларион (Алфеев).Священномученик Ипполит Римский.
    [Отцы и Учители Церкви III века: Антология. - М.: Либрис, 1996. - Т.2. С. 208-215. ]
  5. Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели (I — V вв.). Учебное пособие по патрологии.
  6. Lightfoot J. B., The Apostolic Fathers
| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 4

Rambler's Top100