Азбука веры » Библиотека Святых отцов и Учителей Церкви » блаженный Аврелий Августин
Система Orphus

блаженный Аврелий Августин

Проповеди и поучения

     В ИзбранноеПоделиться

Беседа 3

(по общему счету 343)

О Сусан­не и Иосифе, с увещанием о цело­мудрии

1. Святые чтения и боже­с­т­вен­ные изречения, которые мы только что слышали, братия, пусть напечатлеют­ся в мыслях наших. Пусть не исчезнут они без следа для нас, но послужат нам к некоторому назиданию; потому что, если и птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов сво­их (Пс.83:4), то не тем ли более слово Божие и мило­сердие Божие должны находить место у нас?

Вот мы слышали чтение о Сусан­не. Пусть же возрастает стыдливость супружеская; пусть опирает­ся она на такой крепкий фундамент и укрепляет­ся такою стеною, чтобы изгонять всех зло­умышля­ю­щих против нее и изобличать лживых свидетелей. Осталась чистой женщина, которая должна бы умереть, если бы не было того, кто видел, что скрыто было от судей. Записаны слова, сказан­ные ею в саду, месте ее прогулки, каковые слова не слышал никто, кроме тех двух, хотев­ших посягнуть на честь чужой женщины и измыслив­ших ложное свидетель­ство на нее. Только они двое слышали эти слова: Тесно мне отовсюду; ибо, если я сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от рук ваших. Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом (Дан.13:22–23). С презрением отнеслась она к тому, что слышала, потому что боялась Того, Кого не видела. Конечно, Божест­вен­ному взору Его она была видима, а не так, чтобы Бог не видел ее, как она не видела Бога. Видел Бог то, что Сам создал, наблюдал за созданием Сво­им, обитал в храме Своем, Сам был в нем и отвечал зло­умышлен­никам. Потому что, если бы оставил женщину – источник цело­мудрия, погибло бы и самое цело­мудрие ее. Тесно мне отовсюду, говорит она, Однако же, знала Того, Кто мог удержать ее от малодушия и оградить от коварства лукавых свидетелей, как бы от пагубного ветра. Цело­мудрие ее не потерпело крушения, потому что Господь был кормчим. Вот послышал­ся крик, сбежались и пошли на суд. Домашние поверили лживым свидетелям. И хотя прежняя ее чистота, незапятнан­ная жизнь, казалось, представляла достаточное доказатель­ство ее цело­мудрия, однако не верить тем старейшинам (свидетелям) казалось нечестием. Никакого подобного слуха никогда не было о Сусан­не. Они – ложные свидетели, но пока это было известно лишь Богу. Одному верили домашние, а другое видел Бог. Но что видел Господь, того не знали люди. Казалось справедливым верить старейшинам – лжесвидетелям. Итак, предстояло для Сусан­ны умереть. Впрочем, даже если бы и умерла плоть, цело­мудрие все-таки было бы увенчано. Но услышал Господь молящуюся, не допустил умереть ей, удержал ее от прелюбо­деяния. Господь возбудил святый дух Даниила, юного возрастом, но крепкого благо­честием. Так как почивал в нем дух пророческий, он тотчас же заметил коварство свидетелей. Но нужно было доказать другим то, что ему самому было видно. Они – ложные свидетели, – сказал пророк. – Возвратитесь в суд! Но что они были ложные, это знал лишь тот, коему открыто было Духом Святым. Нужно было показать это другим. И вот, желая обличить лжесвидетелей, Даниил просит, чтобы они отделены были один от другого. Затем спросил их поодиночке. Хотя и была у них одна страсть, но не успели они придти еще к полному единомыслию. Один, будучи спрошен, под каким деревом видел он прелюбо­деев, ответил, что под мастиковым, а другой – что под дубом. Разногласие свидетелей открыло истину и спасло невин­ность.

2. Впрочем, невин­ность, как я сказал уже, братия, все равно была бы увенчана и прославлена, хотя бы тело, некогда имеющее умереть, и было умерщвлено. Ведь все мы умрем. И всякий, кто хочет избежать смерти, не то делает, чтобы уничтожить смерть, но лишь откладывает то, что должно быть. Всех держит смерть в своей власти. Все мы должны воздать долг, унаследован­ный нами от Адама. И если не умираем, Заимодавцем дает­ся не освобождение от этого долга, а лишь некоторая отсрочка его. Сусан­на была благо­честивая женщина и цело­мудрен­ная супруга, а все же некогда должна была умереть. Но если бы она и умерщвлена была даже, то в чем пострадало бы ее цело­мудрие, когда бы тело предано было погребению, а невин­ность ее была бы принесена Богу и награждена Им? И станете ли вы думать, что безцен­ным чем-то являет­ся то, что ложные свидетели не одержали верха над невин­ной? Нет, не составляет это чего-нибудь особен­но великого. Великая заслуга ее в том, что она не погрешила пред Богом. Сам Господь наш Иисус Христос был оклеветан и распят. Но хотя ложные свидетели на один момент и восторже­с­т­вовали, однако, какой вред могли причинить они имеющему воскреснуть Господу? Итак, примером Сво­им Господь наш Иисус Христос в немощной плоти Своей, в образе раба, который принял для освобождения раба, для отыскания заблудшего, для искупления тлен­ного, для спасения погиба­ю­щего, показал пример рабу, чтобы не страшиться ложных свидетелей и не бояться, когда другие верят им. Могут они пустить ложный слух, но не могут уязвить чистую совесть. Ведь спасены же были три отрока из пещи огнен­ной; Господь был с ними. В огне ходили они невредимыми, кругом охвачен­ные пламенем, и не сгорая, в самом пламени воздавая хвалу Богу, и вышли оттуда целыми; Господь был с ними (Дан.3). Но разве не был Господь и с братьями Маккавейскими (2 Мак.7)? Те вышли из огня невредимыми, а эти скоро сгорели. И те и другие испытаны были – эти, лишив­шись своей плоти, а те, остав­шись с неповрежден­ным телом, но те и другие получили награду. Навуходоносор дал обещание, что, если три мужа останут­ся целыми в пламени, он уверует в Бога их. И Кто мог спасти их на глазах всех, мог и увенчать втайне. Но если бы Он прославил их втайне, не спас бы царя, который, был столь жестоким. Спасение тела их, таким образом, послужило к спасению его души. Те, прославляя Бога, избежали огня веще­с­т­вен­ного; этот же, уверовав в Бога, избежал геен­ны огнен­ной. Больше, следователь­но, дано было царю, нежели отрокам. Антиох же, подвергший мучению Маккавеев, не был досто­ин такой милости. Поэтому, в то время как они умирали от огня и мучений, он ликовал. Но всякий, возвыша­ю­щий сам себя, унижен будет (Лк.18:14).

3. Кто избавил цело­мудрен­ную Сусан­ну, верную жену, от ложного свидетель­ства старейшин, Он же очистил и Деву Марию от ложного подозрения обручника Своего. Оказалась Она непраздной, хотя и не имела мужа. Чрево Ее было непраздным, а дев­с­т­вен­ное цело­мудрие оставалось нетронутым. Начальника веры зачала Она верою, приняла в тело Свое Бога, Который не допустил до осквернения этого тела. Обручник же Ее, как человек, пришел в подозрение. Он, с одной стороны, знал, что это не от него; с другой – подозревал прелюбо­деяние и вразумлен был уже ангелом. Почему он досто­ин был получить вразумление от ангела? Потому что подозрение в нем было не злорадное, не то лукавое подозрение, о котором говорит апостол (1 Тим.6:4). Лукавые подозрения свой­с­т­вен­ны клеветникам, доброжелатель­ные подозрения – руководителям. Позволи­тель­но всякому иметь дурные подозрения о сыне, но неприлично клеветать на сына, и хотя подозревают иногда дурное, но все же желают найти доброе. Кто имеет доброжелатель­ное подозрение, тот хочет, чтобы оно не оправдалось, и очень радует­ся, когда подозрение его окажет­ся ложным. Таков был Иосиф по отношению к Марии, с Которой он не имел телесной связи, хотя духовно (верою) и был соединен с Нею. Так явилось ложное подозрение и относи­тель­но Девы Марии. Но как Сусан­ну в лице Даниила защитил Дух Святой, так и Деву Марию защитил ангел, который сказал Иосифу: Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родив­шееся в Ней есть от Духа Святаго (Мф.1:20). Снято подозрение, потому что нашлось заступление.

4. Итак, если несколько ранее могли радо­ваться супруги за Сусан­ну, то пусть также теперь радуют­ся и девы за Марию. И те и другие пусть хранят цело­мудрие, первые – супружеское, вторые – девическое: то и другое имеет цену в очах Божиих, хотя девическое цело­мудрие и большую, нежели супружеское. Однако, то и другое приятно Богу, потому что есть дар Божий. И те, и другие достигают вечной жизни, но не одну и ту же честь получат, не одно и то же досто­ин­ство, не одну и ту же награду. Ведь так же точно будет в жизни вечной и в царстве небесном, как бывает, например, на небе. На небе сияют звезды – так и в царстве небесном будут одни лишь достойные веру­ю­щие. Жизнь будет равно вечная для всех. Не будет жить там один больше, другой – меньше, когда все мы будем жить безконечно. Динарий, который получат делатели в винограднике и те, которые пришли в виноградник рано, и те, которые пришли поздно (Мф.20:9–10), – означает награду жизни вечной, которая одинакова будет для всех. Но посмотрите на небо, вспомните слова апостола: Есть, – говорит он, – тела небесные и тела земные, но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнит­ся во славе. Так и при воскресении мертвых (1 Кор.15:40–42). Итак, братия, каждый пусть подвизает­ся в этом веке, соответ­с­т­вен­но тем способностям, какие получил, чтобы наследо­вать блажен­ство в веке будущем. В супруже­с­т­ве ты ожидай меньшего блажен­ства, низшей награды, но не отчаивайся в вечном царстве. Однако же удоволь­ствия супружества должны быть, по возможности, уменьшены у тебя. Разве от того, что женат ты, не следует созна­вать тебе, что ты стран­ник в этом мире, разве не должно помнить о смерти и о том, что придет­ся оставить ложе удоволь­ствия? Будь внимателен и смотри, куда ты направляешься, – к бедствиям ли мучений или к блажен­ству вечности. Будь же бдителен и сохраняй, что получил; неси бремя свое, потому что легко оно, если любишь его, и тяжело, если ненавидишь. Потому что не напрасно говорит Господь и только истин­но воздержан­ным говорит: Придите ко Мне все тружда­ю­щиеся и обременен­ные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11:28–30), – легко для любящего, тяжко для отверга­ю­щего. Возложил ли ты иго Господне на шею свою? Легко оно, если охотно принимаешь, и тяжко, если неохотно возлагаешь его. И разве Сусан­на та не искушалась в своем цело­мудрии оттого, что была замужем? Не­ужели те только в этом отношении не испытывают­ся, которые состоят в замуже­с­т­ве? Вот Сусан­на имела мужа, однако искушалась и боролась в своем искушении. «Тесно мне отовсюду», – говорит она. Страшилась умереть вследствие ложного свидетель­ства, но вместе с тем страшилась получить действи­тель­ную духовную смерть от Бога. Вследствие ложного свидетель­ства лишилась бы она этой времен­ной жизни, а судом Божиим подвергнута была бы вечному наказанию. Взвешивает она свое положение, борет­ся. Испугалась сначала и обдумывает; обдумывает и борет­ся, борет­ся и побеждает. Тем самым научила она женщин, состоящих в супруже­с­т­ве, противиться искушению, научила бороться, научила страдать и молиться.

5. Но если такие свидетель­ства Священ­ное Писание представляет о женщинах, то не забыло оно и о мужах и у них находит оно пример для подражания. Мы видели Сусан­ну, подвергшуюся соблазну со стороны мужей, посягав­ших на ее честь, видели ее борющуюся. Это чтение о Сусан­не было как бы зрелищем для души нашей; видели мы борца, с цело­мудрен­ным духом, вступив­шую в битву геро­иню. Будем же торже­с­т­во­вать вместе с победи­тель­ницей победу над побежден­ным. Вот имеют благо­честивые жены пример, которому могут подражать. Но пусть они считают себя обязан­ными Богу тем, что сохраняют, Тому, Кто видит то, чего супруг может и не заметить. Муж часто отсутствует, а Бог всегда видит. И если иногда супруг, так как он – человек, подозревает ложное, пусть молит­ся тогда жена за мужа своего, подозрева­ю­щего ложное. Пусть молит­ся, чтобы он избавил­ся от подозрения. Ложное подозрение мужа не замыкает очей Божиих. Совесть ее открыта перед Творцом. За времен­ные страдания воздает Он вечное блажен­ство. Но пусть молит­ся она и за мужа и постарает­ся иметь не только добрую жизнь, но и добрую славу. Доброй жизнью невин­ность освобождает­ся от осуждения, а добрая слава и других спасает от заблуждения и греха, от ошибочного приговора, подобного тому, как ошиблись судьи, осудив­шие Сусан­ну; и Даниил, или лучше, чрез Даниила Господь избавил от греховной смерти скорее судей тех, нежели Сусан­ну. Избавил ее, но от времен­ной муки. Избавил их, чтобы они, вследствие дурного суда и осуждения, не подверглись вечному наказанию от Того Судьи, Коего никто не может обольстить, и от Которого никак нельзя укрыться.

6. Я уже сказал о мужах, что и они не оставлены без примера. Мужи цело­мудрен­ные, мужи боящиеся Бога, мужи, доволь­ству­ю­щиеся сво­ими женами, мужи, не оскверня­ю­щие того, относи­тель­но чего не желаете, чтобы оно у вас было осквернено, мужи, соблюда­ю­щие верность, которую требуете от других, ждите и вы от меня того, чего ожидали жены ваши во время чтения о Сусан­не. Не оставило и вас без примера Божест­вен­ное Писание. Они, жены, слышали о Сусан­не и радовались ее победе. Посмотрите на Иосифа, не того Иосифа, коему обручена была Дева Мария, родив­шая Христа, потому что и он подвергся искушению подозрения и исправлен был после того ангелом. О другом Иосифе Писание свидетель­ствует еще, о том, коего хотела обольстить жена безстыдная. По­любила она его, прекрасного, не чистым, но развращен­ным пожеланием, неспособным видеть красоты внутрен­ней, духовной. По­любила красоту тела, но не чистоту духа. По­любила чужого, раба своего мужа, но не возлюбила хранящего верность господину своему. Как тебе кажет­ся, его ли любила она или скорее себя самое? Я думаю, что ни его, ни себя. Если бы его любила, зачем хотела его погубить? Если бы себя любила, зачем хотела погибнуть? Таким образом, не любила она ни его, ни себя. Ядом похоти горела она, а не огнем любви. Но он мог видеть то, чего она не могла. Еще прекраснее он был душою, чем телом, прекраснее красотою сердца, нежели наружной красотою тела. Куда не могли проникнуть взоры той женщины, там сам наслаждал­ся он соб­с­т­вен­ною красотою. Дорожа внутрен­нею красотою цело­мудрия, как он мог бы допустить осквернить ее, обезчестить грязным поползновением той женщины? Любила она, но любил и он; и выше было то, что он любил, нежели, что любила она, потому что видел он, чего она не видела.

7. Если хочешь знать ты, что такое духовная красота цело­мудрия, если имеешь некоторую способность глаз различать ее, я несколько поясню тебе это: красоту ту любишь ведь ты и в жене твоей. Не старайся же изде­ваться в чужой жене над тем, что любишь в своей. Но что имен­но любишь ты в твоей жене? Конечно, цело­мудрие. Не терпишь его в чужой жене и любишь в своей?! Его, цело­мудрия, не терпишь в чужой, когда хочешь погубить чистоту ее. Но не то ли хочешь погубить в чужой жене, что ценишь в своей? Как будешь требо­вать чистоты, будучи убийцей цело­мудрия? Охраняй же и в другой то, что оберегаешь в твоей. Люби цело­мудрие более, нежели тело. Но, может быть, воображаешь ты, что в жене твоей более ценишь ты тело ее, а не чистоту души – низкое это оправдание. Но и здесь я не оставляю тебя без примера, так как, думаю, что ты имен­но цело­мудрие более ценишь в жене твоей, нежели красоту ее тела. Но чтобы показать тебе, что ты безусловно ценишь чистоту души более, нежели тело, вот указываю тебе на дочь твою, в которой ты цело­мудрие уважаешь более, нежели красоту тела. Кто из людей не хочет, чтобы дочери их были цело­мудрен­ными? Кто не радует­ся цело­мудрию дочерей сво­их?

Не­ужели и здесь любишь ты тело? Но разве ты вожделеешь прекрасного тела там, где ужасаешься преступного кровосмешения? Вот доказал я тебе, что ты ценишь чистоту душевную. Если же так, то чем ты досадил себе, что не любишь чистоты душевной в себе самом? Ведь ты же получаешь пользу от этого. Итак, люби в себе то, что любишь в твоей дочери, – это же люби и в чужой жене, потому что и дочь твоя будет некогда чужою женою. Люби чистоту и в себе самом. Если по­любишь ты чужую жену, не будешь тотчас иметь ее. Если же по­любишь цело­мудрие, тотчас будешь владеть им. Итак, люби цело­мудрие, чтобы достигнуть блажен­ства.

8. Но может быть, случит­ся тебе подвергнуться так искушению: по­любит тебя женщина безстыдная, поймает тебя где-нибудь наедине и постарает­ся вынудить у тебя объятия. Если не согласишься, будет угрожать наказанием вследствие наговора. Так поступили лжесвидетели с Сусан­ной. Так же поступила с Иосифом жена господина его. Но взирайте при этом на Того, на Кого взирали Сусан­на и Иосиф. Не­ужели оттого, что нет ни одного свидетеля, и Бога нет там? Его имен­но взора не хотел оскорбить Иосиф, взора Господа Своего, пребыва­ю­щего с ним. Не хотел он согласиться на недозволен­ное соложниче­с­т­во с безстыдной женщиной, отогнал чужое вожделение, сохранил свое цело­мудрие. Сделала она, однако, то, чем угрожала, наклеветала мужу своему, и он поверил ей, до такой степени долготерпит Господь. Иосиф заключает­ся в темницу, содержит­ся как преступник, хотя и не согрешил пред Господом. Но и там Господь был с ним, потому что он не был виновен. Помогал Господь Иосифу, страждущему. А что не тотчас помог, сделал это для того, чтобы больше прославить его, и достойно прославил того, кого испытал терпением. Правда, должен был праведный Иосиф за свое цело­мудрие претерпеть нечто жестокое и обидное. Но если бы по­любил он безстыдную женщину, готов был бы, конечно, претерпеть за нее горечи; и она не оценила бы его любви к ней, если бы он не готов был потерпеть за нее, и не отвечал бы взаимностью на любо­вь ее, или, лучше сказать, не на любо­вь, а на злую похоть. Еще более она воспылала бы к нему, когда бы видела, что он возгорел­ся такою любо­вью к ней, что не отказал­ся бы перенесть за то какие бы то ни было страдания. Если так за безстыдную женщину, то насколько же более следовало быть готовым пострадать за цело­мудрие? Поэтому, хорошо, что Господь не поспешил здесь со своей помощью, с целью ободрить человека, чтобы он и сам собой доходил до сознания истин­ной славы. От Бога же ничто не скрыто.

9. Итак, в том хочу убедить любо­вь вашу, братия, чтобы прежде всего вожделениям плот­ским и радостям этого века, суете, непостоян­ству и прелестям настоящей жизни предпочитали вы красоту, сладость и удоволь­ствие мудрости, красоту стыдливости и чистоты. Это – сокровища, хранящиеся в сокровищнице небесной. Это – драгоцен­ные светлые алмазы, блестящие пред очами Божиими, и вы увидите их, если взоры ваши будут способны к тому. Предпочитайте же их превратным и непозволен­ным удоволь­ствиям. И если испытание достигнет такой меры, что вам нужно пострадать, братия мои, то кто не будет страдать за свои сокровища? Кто не будет страдать за поле свое и даже за одну пядь земли своей? Если готовы страдать вы за эти предметы, ко­ими вы даже не можете распорядиться, которых часто еще при жизни лишаемся мы, и которые после нашей смерти переходят к нашим врагам, – если за эти блага (если только можно наз­вать благами то, что не делает никого блажен­ным) люди спокойно переносят разные невзгоды, то почему не страдать за сокровища небесные, за те сокровища, которых никакие несчастья не могут лишить нас? Праведник, лишив­шийся имущества, становит­ся и бедным и богатым.

10. Таким богатством изобиловал праведный Иов. Все погибло у него вдруг; ничего не осталось в доме, чем богат он был перед тем. Внезапно стал он нищим, во прахе, с головы до ног покрытый червями. Что больше этого несчастия? Но что больше и внутрен­него блажен­ства Иова? Потерял он все, что дал ему Бог, но имел Самого, дав­шего все Бога. «Наг, – сказал он, – я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословен­но!» Конечно, он был беден? Конечно, ничего не имел. И если ничего не имел, то о каком сокровище возносились эти драгоцен­ные хвалы Богу? После того, как уже было все отнято, Он оставил ему еще жену – искуси­тель­ницу, оставил Еву. Но то был не Адам. И каким он оказал­ся тогда? Как отвечал на злословие жены? Ты говоришь, – сказал он ей, – как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов.2:10) О, муж сгнива­ю­щий и невредимый! О, зловон­ный и прекрасный! О, изъязвлен­ный и здравый! О, в пепле сидящий и на небе царству­ю­щий! Если любим мы его, будем ему подражать, а чтобы подражать, будем терпеть. И если в терпении станем ослабе­вать, будем молиться о помощи. Поможет борющемуся Тот, Кто допустил борьбу. Не так требует Бог от тебя борьбы, как толпа от гладиатора: кричит, но не умеет помочь; не так, как любитель зрелищ ожидает атлета, – приготовляет венок из цветов, но не знает, как поддержать силы атлета, когда он будет ослабе­вать, не знает, потому что человек он, а не Бог. И, может быть, сам он, пока смотрит, более страдает, нежели тот, кто борет­ся. Бог же помогает слугам Сво­им, когда они взывают к Нему. Вот голос подвижника Его в псалме: Когда я говорил: «колеблет­ся нога моя», – милость Твоя, Господи, поддерживала меня (Пс.93:18).

Итак, не будем же лениться, братия мои – станем просить, искать, стучать. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф.7:8).

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100