Katolik.ru
Sep 10
13
Jan
2008
Святой Иларий, епископ и Учитель ЦерквиPDFПечатьE-mail
Также известен как Hilary of Poitiers. Родился в Пуатье, Аквитания (Poitiers, Aquitaine), Франция, 315; умер там же ок. 369 (неясно, 1 ноября, или 13 января); объявлен Учителем Божества Христа Папой Пием IX в 1851; его праздник был раньше 14 января.

«Маленькие дети слушают своего отца и идут за ним. Они любят свою мать. Они ничего не ведают о жадности, дурных намерениях, скверном нраве, высокомерии и лжи. Такое состояние души открывает дорогу на небеса. Чтобы стать подобными смирению самого Господа, мы должны возвратиться к простоте малых чад Божиих.» --Святой Иларий Пиктавийский

Святого Илария высоко оценивали святой Августин, святой Иероним и вообще все богословы и историки Церкви как одного из величайших столпов Церкви. Святой Августин называет его «прославленным учителем церквей.» Святой Иероним говорит о Иларии как о «самом красноречивом человеке, рупоре латинян против ариан.» В другом труде он пишет, что Бог пересадил «два прекрасных кедра» -- свв. Киприана и Илария -- «из мира в Его Церковь.»

Святой Иларий происходил из богатой аристократической языческой семьи. О себе он писал, что вырос на идолопоклонстве. Обучался риторике и философии, стал оратором, рано женился, имел дочь.

В своих сочинениях он описывает, как уже в зрелом возрасте (ок. 350 г.) Бог обратил его. Потребовалось много времени для того, чтобы понять абсурдность многобожия и принять Бога Моисея, изучив Библию. В первой главе евангелия от Иоанна он узнал, что Божественное Слово вечно и единосущно Отцу. Иларий проявил природную любознательность, смог преодолеть затруднения и пришёл к пониманию Божественного откровения. Также и мы должны учиться поступать, если хотим возрасти в вере, как и он, когда решил отказаться от того, что казалось ему непонятным для постижения истинности и могущества Бога, не пытаясь понять Божественную тайну человеческим разумом.

Это постижение привело его к пониманию того, что человек в земной жизни должен проявлять духовные добродетели и будет вознаграждён за это в будущем. После принятия крещения Иларий привёл своих жену и дочь, святую Абру (Abra, Abram, Afra, или Apra), к Богу и порвал с знакомыми не-католиками. Поначалу он избегал общения с иудеями и еретиками, но позднее понял, что их обращение частично зависит от сострадания христиан и смягчил свою к ним антипатию.

Его жена была жива, когда он стал епископом Пуатье около 350-353 (в 35 лет). Он противился назначению, но его смирение заставляло людей проявить настойчивость. Теперь он с женой должен был жить отдельно в постоянном воздержании. Вскоре после принятия сана он написал комментарий к Евангелию от Матфея, дошедший до наших дней, и которое, вместе с его комментариями к псалмам, святой Иероним рекомендовал читать, особенно девственникам и подвизающимся в благочестии.

Практически сразу же он оказался втянутым в спор с арианами, и стал твёрдым защитником православия. Император Констанций II (Constantius II) вынудил Восточные церкви принять арианство, потом на время переехал в Арл (Arles). На Арлском Соборе в 353, оказавшемся враждебным для православия, Иларий вызвался выступить в поддержку православия и подготовил для Констанция перевод нескольких формулировок и предложений. Император созвал Собор в Милане в 355 для подписания всеми епископами заявления, осуждающего святого Афанасия. Те, кто не захотел этого сделать, были изгнаны, включая свв. Евсевия Верчелли и Дионисия Миланского (Eusebius of Vercelli, Dionysius of Milan). Иларий считал, что Афанасий прав, и отказался ехать на Собор.

В ответ на решения Собора, Иларий написал Первую книгу к Констанцию, в которой просил его восстановить мир в Церкви. На Соборе в Безье (Béziers, Bitterae) в 356, на котором председательствовал арианский епископ Сатурний Арлский (Saturninus), и в котором принимали участие в основном арианские епископы, Иларий был осуждён за православные взгляды. Позже в этом же году он был отправлен в ссылку Констанцием в Фригию вместе с епископом Роданием, его другом из Тулузы (Phrygia, Rhodanius).

В ссылке он написал большинство своих работ, в том числе и самый важный и известный свой труд, De Trinitate, двенадцать книг, доказывающих единосущность Отца, Сына и Святого Духа, опровергающих арианские воззрения. В 358 он написал О Соборах, или О вере жителей Востока, объясняющую воззрения восточных ариан, принятые ими на Соборах, и разновидности арианства.

В 359 император, снова вмешавшийся в дела Церкви, созвал арианский Собор в Seleucia в Изаурии (Isauria) для отмены постановлений Никейского Собора. Святой Иларий, находившийся в Фригии уже три года, был приглашён на Собор полу-арианами. Они считали, что его присутствие поможет их партии победить тех, кто твёрдо придерживался арианских взглядов. Иларий столь убеждённо спорил со всеми врагами православного христианства, что фригийцы вскоре были вынуждены просить императора отослать его обратно в Пуатье.

Вероятно, вскоре после защиты Никейских догматов в Селеции, Иларий приехал в Константинополь и обратился к императору с посланием, Вторая книга к Констанцию, где просил его разрешить ему вызвать на открытый спор по вопросам веры Сатурния, отправившего его в ссылку. Ариане, опасаясь подобной перспективы, убедили Констанция вернуть Илария в его епархию в 360 г.

В ссылке святой Иларий заметил, что его оппоненты используют гимны, чтобы распространять свои ложные взгляды. Он решил, что христианам подобным же образом стоит популяризировать свою веру, и стал первым автором латинских гимнов в истории Церкви. Большинство его гимнов не дошли до нас, но три сохранилось: один о искушениях Иисуса в пустыне; второй о Пасхе; а третий о Троице, в семьдесят строф.

Он был одним из самых выдающихся и уважаемых богословов своего времени. И хотя его послания могли быть суровыми и бескомпромиссными, он был мягкий, спокойный, благочестивый, вежливый и дружелюбный человек. Таким мы видим Илария в дошедшем до нас письме, написанным им во время ссылки, своей тринадцатилетней дочери, в котором пишет о бесценных дарах, которыми наградит её Христос, если она оставит все земные ценности, включая супружество, прекрасные одеяния и богатства.

Большинство работ Илария трудны для восприятия. Ориген, осуждённый много лет спустя после своей смерти из-за того, что некоторые из его последователей допустили искажения, во многом оказался под влиянием сочинений Илария. Кроме уже упоминавшихся комментариев к Евангелию от Матфея, Проповеди о псалмах, и De synodis, Иларий написал Opus historicum и множество работ против арианской ереси. Его произведения имеют также историческую ценность.

Возвращаясь в Галлию, Иларий проезжал через Иллирикум и Италию, укрепляя ослабевшую веру христиан, и был восторженно принят жителями Пуатье. Во время его ссылки никто не заменял его на должности епископа Пуатье. Священники предпочли считать, что он он по-прежнему с ними. Его письма домой во время ссылки говорят о том, что он был напуган, ему нехватало еды, и он был окружён врагами.

Прибыв в Пуатье, он добился того, что арианство было осуждено Сенатом, начал готовить реформы, и с ещё большим рвением стал проповедовать и работать с паствой. Он созвал Собор в Галлии и осудил Собор в Римини (359). Сатурний был предан анафеме и смещён с престола. Констанций умер в Пуатье в 361, и арианское гонение закончилось.

В 364 Иларий направился в Милан, чтобы вовлечь незаконного арианского епископа Ауксентия (Auxentius) в публичный спор. Его раннее приобщение к ораторскому искусству оказалось столь успешным, что защитник Ауксентия, император Валентиниан, приказал ему покинуть Милан. Его самой большой заслугой стало восстановление порядка в Церкви в то время.

Все труды Илария отражают его необычаное благочестие. Он использовал все свои способности для благовествования, чтобы зажечь в людях любовь к Богу. Он не уставал повторять, что начинать и оканчивать любое дело нужно молитвой, молиться всегда и везде, и помнить, что все мы должны восхвалять и благодарить Господа.

Мощи Илария несколько раз перевозили с места на место. Некоторые части, возможно, находятся в Лимузене (Limousin); часть захоронена гугенотами в Пуатье; но большая часть находится в аббатстве Сен-Дени, возле Парижа. Venantius Fortunatus, его современник, приписывает множество чудес святому Иларию, сотворённых им при жизни; святой Григорий Турский и другие свидетельствуют о многих других, произошедших на его могиле.

Весенний семестр в Суде Англии и Оксфордском университете назван в его честь - Иларийский семестр, в честь него освящены три английские церкви (At*****er, Benedictines, Bentley, Butler, Delaney, Encyclopedia, Farmer, Husenbeth, Walsh, White).

Он изображается в искусстве держащим открытую книгу Евангелия; или епископом с тремя книгами; или с ребёнком (иногда в колыбели у его ног); или с пером или посохом (White). Roeder указывает, что его можно отличить по письменному столу с книгами или ребёнку в колыбели у его ног (поэтому его часто путают с святым Амвросием). Иногда он изображается с святым Мартином Турским (он был его другом и духовным отцом); или с змеёй и драконом (Roeder).

На картине мастера из Лисборна (Liesborn), хранящейся в Национальной галерее в Англии, святой Иларий изображён в доспехах с свв. Амвросием и Иерономом. Вместе с двумя Учителями Церкви, скорее всего, изображён великий Иларий Пиктавийский, друг и учитель святого Мартина Турского, начавшего свою карьеру римским офицером. Святой Иларий, хоть и был патрицием по рождению, обычно изображается в виде епископа и учителя, а не рыцаря (Roeder).

Он покровитель детей с задержкой в развитии, к нему обращаются против змей (Roeder).

Источник: Католический Петербург