Лающие дети амазонок
Псеглавцы – это собакоголовые люди или человекообразные собаки?
Последний раз их видели в XVII веке в верховьях реки Оби.
Образы людей с головами собак в большом разнообразии содержит иконография древних религий и культов: святой Христофор Кинокефал, Тот Собакоголовый, Анубис и другие.
Последние два-три столетия эти изображения псеглавцев толковали как символы. Однако историки и путешественники античности и Средневековья писали, что подобные существа не только были хорошо известны их современникам, но и использовались порой в качестве наёмников для наиболее жестокой резни!
И лаем, и словом
Греческий историк Ктезий (IV век до н. э.), посетив Индию, оставил описание племени собакоголовых людей, которых он наблюдал в горных районах по берегам Инда. По словам Ктезия, «люди эти имели пёсьи головы, одевались в звериные шкуры. Лишённые дара речи, они лаяли как псы – и так понимали друг друга. Зубы у них меньше, чем у псов, когти как у собак, но длиннее и круглее. Цветом собакоголовые весьма черны. Нравом – весьма справедливы. Человеческую речь понимают, но говорить не могут. Кроме лая, собакоголовые общались знаками, подобно глухонемым. Сырое мясо было их основной пищей. Индийцы называли их калюстрийцами (то есть кинокефалами)».
С описанием Ктезия почти совпадают описания итальянских путешественников (трактат «De Monstris»), тоже видевших псеглавцев в Индии и утверждавших, что собакоголовые, общаясь, не просто лают, а перемешивают лай с человеческой речью.
Армия Александра Македонского по пути в Азию также встречала племена псеглавцев, причём Александр запретил воинам избивать их.
Злобные вампиры
Уже в Средневековье Марко Поло, путешествуя на Востоке, посетил остров Ангаман, жители которого поразили его тем, что головы, зубы и глаза у них – «совсем как у больших собак». О характере этих людей Марко Поло лишь упомянул, что нрав их отличается крайней злобой и многих иноземцев собакоголовые просто сожрали.
Средневековый летописец Павел Диакон повествует о сотрудничестве германского племени лангобардов (знаменитых по первым Крестовым походам) с кинокефалами. Однажды лангобардам удалось обратить в бегство вражеское племя усипетов, нагнав страху лишь слухами о кинокефалах, якобы предложивших им военную помощь.
Причина ужаса перед собакоголовыми была, как говорят, в их запредельной жестокости и вампиризме. Убивая, они жадно припадали к ранам врагов и пили их кровь. Причём жажда крови была так сильна, что псеглавцы, не сумев одолеть противника, наносили раны самим себе и жадно пили уже свою собственную кровь.
Монстры с бирюзовыми глазами
О происхождении псеглавцев мало что известно, но даже эти крохи крайне любопытны. Адам Бременский излагает предание о том, что кинокефалы – это дети амазонок, отцами которых были какието неизвестные чудовища на Севере. Какие же?
Вот здесь вновь вернёмся к походам Александра Великого в Азию – в тех землях о них осталось много легенд, часть из которых поэт Низами пересказал в поэме «Искандер-Наме».
Там говорится, как племена русов, воевавшие с армией Александра, выпустили в бой чудовище, которое отрывало воинам врага руки и головы и даже боевому слону оттяпало хобот.
Внешне монстр, по словам Низами, ничем не отличался от обычного рослого человека, и лишь рог на лбу и нечеловеческая сила выделяли его из общей массы.
Примечательно, что родиной монстров Низами называет горы на пути к вечной тьме – полярной ночи. Там-то и жили эти чудовища с «бирюзовыми глазами и железным телом».
Но что это за край? Приполярный Урал? Возможно. С уверенностью можно сказать лишь то, что север России вплоть до XVIII века, а может, и позже был заповедником для существ, известных всему остальному миру лишь по легендам и мифам. Н. М. Карамзин пишет, что о таинственных горах на берегу океана любили потолковать в Москве в XVI веке. Причём среди обитателей полярного Севера москвичи упоминали людей с собачьими головами.
Путешественник Герберштейн, оставивший свои свидетельства в русском дорожнике XVII века, утверждал, что в верховьях реки Оби живут люди с собачьими головами (уж не от них ли беременели амазонки?).
В ХХ веке река Обь упоминается французским философом Рене Геноном. Ссылаясь на своего информатора Ж.К., Генон указывает на бассейн Оби как на место расположения одной из семи башен Сатаны, добавляя, что «река Обь географически представляет собой такую форму, которая служит опорой постоянной активности для определённой категории демонов».
Вымерли или затаились?
Впрочем, не хочется излишне демонизировать собакоголовых. Похоже, они, как и люди, стояли перед выбором добра и зла. Достаточно упомянуть святого псеглавца Христофора (о нём с удовольствием расскажет любой православный священник). Примечательно также, что в древнерусской иконописи Севера нередко встречаются образы кинокефалов, «образовался даже особый древнерусский художественно-религиозный тип с пёсьей головой» (Н. Баталин, «Сказание об Индейском царстве», 1876 г.). Скульптуры псеглавцев украшают и готические католические соборы в Европе.
Сегодня, в XXI веке, псеглавцев прочно засадили в бестиарий вместе с грифонами, химерами и прочими фантастическими тварями.
Так что же – вымерли собакоголовые, сгинули без следа? Не будем спешить с ответом. Вспомним: все свидетели, видевшие псеглавцев, говорят о них как о жителях высокогорья (исключение лишь бассейн реки Оби, но он соседствует с Уралом).
Именно с горами связаны практически все свидетельства и о «снежном человеке», большинство изображений которого (сделанных по впечатлениям очевидцев) являет нам человекоподобное существо с обезьяньими чертами.
А теперь возьмите любое изображение павиана, будь то древнеегипетская иконография или зоологический справочник, и сопоставьте с известными рисунками «снежного человека». Как родственники, не правда ли? А между тем павианов в Египте называли кинокефалами, то есть псеглавцами, из-за сходства их голов с головами крупных собак.
Вероятно, теория Дарвина о происхождении человека от обезьяны наложила свой отпечаток и на восприятие «снежного человека»: в свете этой теории он видится как промежуточная тупиковая форма эволюции. Вместе с тем чудовищная сила этого существа, в чертах которого собачьего угадывается не меньше обезьяньего, заставляет вспомнить древние легенды о кинокефалах – особенно те, что говорят о возможности союза с псеглавцами как с наёмниками в войне.
В 70-е годы ХХ века литература жанра фэнтези дала миру гноллов, хотя их, скорее, можно было бы назвать гиенообразными гоминидами. Следует признать, что с появлением компьютерных игр кинокефалы разного вида практически окончательно перешли в мир виртуальный.
Сергей Коршунов. “Чудеса и Приключения” № 10, 2011