Целебный холод воды
Сегодня речь у нас пойдет о закаливании. Пожалуй, ни босохождение, ни баня, ни загорание на солнце (а всё это — тоже закаливающие процедуры) не вызывают сегодня столько споров, сколько простое обливание ребенка холодной водой. и даже среди сторонников домашних родов далеко не все прожолжают рекомендовать обливания маленьких детей. Ещё удивительнее — явное неодобрение закаливания, высказываемое отдельными представителями православной публицистики.
Взяться за этот разговор меня заставила статья И.Т.Щегловой «Какого рода духовное акушерство?», опубликованная на одном православном сайте:
«По определению активистки движения за альтернативные роды Саргунас Т., «семейные клубы и Родительские Центры пропагандируют здоровый образ жизни, естественные мягкие роды и раннее развитие детей «в согласии с Природой и Человеком». Особое значение придают поклонению дельфинам, которое в некоторых эзотерических кругах признано «поворотом к спасению цивилизации». Столь же языческие установки и в родительской школе «Драгоценность»:
«Cознательное родительство. Человек имеет истинное здоровье только тогда, когда он живёт в гармонии с природой. Если вы хотите оздоровиться сами и вырастить духовно и физически здоровых детей, вашими помощниками и целителями станут солнце, снег, вода, земля и то, что растёт на ней». Это «кредо» размещено на главной странице сайта школы.
Кроме того, только что появившегося на свет малыша окатывают ледяной водой. Вот такой «мягкий», «тёплый» приём (с возможным приобщением некоему духу) оказывают беззащитному новорождённому борцы за «естественное рождение»!» [1]
Ну что ж, попробуем ответить хотя бы на часть предъявленных нам претензий.
В чём заключается «кредо» самой Щегловой, открыто отвергающей единение с окружающим нас миром и ставящей под сомнение целительные силы Богом созданной природы, история Интернета умалчивает. Порыв осудить «жизнь в согласии с Природой», вероятно, возник у Щегловой под влиянием её пионерско-комсомольского детства, заражённого идеологией, чуждой православному мышлению. А между тем, холодная вода широко использовалась на Руси во все времена:
— для реанимации новорождённых,
— для крещения младенцев,
— для закаливания детей старшего возраста, а также и взрослых,
— для лечения людей любых возрастов, начиная с грудничкового.
РЕАНИМАЦИЯ НОВОРОЖДЁННОГО
«Ледяная вода» по Щегловой — а точнее, природная холодная вода — это нормальная практика реанимации новорождённого. Конечно, можно называть это «зверством». Но в результате обливания мы получаем живого ребёнка. Что лучше и гуманнее — дать новорождённому долгое время лежать в отделении интенсивной терапии, утыканному канюлями, капельницами и подсоединённым оборудованием, или же разок, а то и несколько раз, облить его холодной водой? Это не новомодное изобретение неких маргинальных групп, обливание использовалось исстари в традиционной медицине и в зарождавшемся «научном» акушерстве в качестве реанимационного средства. Вот что писали в старых медицинских учебниках: «Если, несмотря на это, дыхание дурно восстанавливается, то потиранием грудной клетки, похлопыванием по ягодицам, спрыскиванием груди холодной водой и холодным душем на позвоночник можно, наконец, заставить младенца дышать и кричать как следует. Если всего этого недостаточно, новорождённого погружают по горло в очень тёплую ванну (+ 32 ° Реомюра), откуда через минуту переносят (на несколько секунд) в ванну или ведро с холодной водой, а потом опять погружают в тёплую ванну, повторяя это несколько раз; таким попеременным согреванием и охлаждением вызывается благодетельное раздражение кожи» [2, 1901 г.] (+ 32 градуса по Реомюру соответствует 40 градусам шкалы Цельсия).
И опять пишут акушеры, представители научной школы: «Вам понадобятся одно или несколько по возможности грубых полотенца, ванна с тёплой водой (около 35 °) и ванна с возможно более холодной водой. В более бедной обстановке обе ванны вы можете заменить 2 вёдрами воды. Берут новорождённого за голеностопные суставы, свесив голову вниз, и вытирают слизь из ротика, а затем, взяв под мышки, погружают до шеи в ведро с тёплой водой; затем вынимают ребёнка и погружают его во второе ведро с холодной водой. (…) Как только ребёнок сделает в холодной воде вдыхание, погружают его снова в ведро с тёплой водой, вынимают и сильно растирают ему спинку. По какому бы способу искусственное дыхание ни производилось, никогда не забывайте, что нужно предупредить слишком сильное охлаждение ребёнка. Это достигается тем, что время от времени ребёнок окунается в ведро с холодной водой и затем основательно растирается». [3, 1912 год] ( 35 °R соответствует почти 44 °С, а температура холодной воды не оговаривается — какая была вода, такую и брали).
Приведём мнение известного популяризатора медицинских знаний конца XIX века, потомственного врача Владимира Николаевича Жука: «Слабый крик, похожий более на писк, показывает, что у ребёнка не хватает сил для полного расширения грудной клетки и энергичного дыхания. В таких случаях для возбуждения более энергичного крика и более глубокого дыхания, прикрыв фланелькою грудь, осторожно растирают её, опрыскивают грудь холодною водой и принимают другие меры. Если, несмотря на несколько раз повторенную подобную операцию, сильное дыхание не наступает и ребёнок всё ещё дышит неудовлетворительно, то его быстро, по самую шею, погружают в ведро с холодною водой, быстро же вынимают и снова кладут в тёплую ванну. Вынув из ванны, ребёнка снова растирают и удаляют слизь. Холодная вода большею частью действует поразительно. Личико при этом жалобно морщится, является глубокое вдыхание и раздаётся первый жалобный крик. Если однократного погружения недостаточно, то операцию эту повторяют, причём каждый раз после погружения необходимо перекладывать дитя в тёплую ванну, где, по мере повторения погружений, держать его несколько минут долее. Всё это, вместе с растиранием, проделывают до тех пор, пока ребёнок не сделается совершенно свежим и жизнеспособным, на что нередко приходится тратить 1/2 часа и более» [4, 1911 год].
Таким мягким приёмом многие столетия и, смею предположить, тысячелетия помогали новорождённым выжить в родах. Использование холодной воды в современных домашних родах лишь продолжает многовековую традицию.
КРЕЩЕНИЕ В ХОЛОДНОЙ ВОДЕ
Практике крещения новорождённых в ледяной воде дореволюционные врачи уделили немало внимания. Вот что пишет уже упомянутый В.Н. Жук: «В настоящее время, когда гигиена обособилась в отдельную отрасль науки, (…) нужны факты, ряд научно проверенных наблюдений. К счастью, один из земских врачей, доктор Евсеенко, дал очень интересные данные, освещающие этот вопрос с другой стороны. Приведём его подлинные слова: «Мне пришлось подметить, что дети, которых крестили в холодной воде, развиваются и растут лучше, чем крещёные в тёплой купели. По деревням крестят чаще всего на 1-ый или 2-ой день после рождения. Крестьянских детей священники крестили обыкновенно в холодной воде, прямо из колодца, как летом, так и зимою. Некоторые священники сообщали, что зимою в церкви им случалось крестить в воде, из которой только что вынут лёд. Только те из крестьян, которые побогаче, платят священнику особо, чтобы вода была теплее. Старообрядцы крестят своих детей обязательно в холодной воде. Дети старообрядцев сплошь растут крепкими и здоровыми и увеличиваются в весе очень быстро. Дети бедных крестьян тоже развиваются гораздо лучше детей зажиточных родителей, которым священники делают одолжение, крестя в тёплой купели.
Чтобы точнее проверить указываемую разницу, я старался быть кумом у крестьян и крестил детей, по своему желанию, то в тёплой, то в холодной воде, но без всякого предвзятого выбора. При этом я заметил:
1) Как слабое, так и крепкое дитя, окрещённое зимою в воде прямо из колодца (+ 8 °R., то есть 10 °С — прим.), постояв в комнате, (+ 10 °R., или 12,5 °С — прим.), развивается очень быстро и почти тотчас принимает особый, приятный, бодрый, крепкий вид (веса я не определял). Температура (утренняя и вечерняя) скорее устанавливается в своих колебаниях. Дитя, погружаемое в холодную воду, вскрикивает, но сейчас же успокаивается, — оно быстро нагревается; с другого просто пар валит, пока оно лежит открытым. Быстрое погружение в холодную воду точно усиливает все процессы обмена, поднимает упавшее питание и кроветворение, исправляет ещё не установившееся движение соков; кожа краснеет и приятна на вид; дитя смотрит полнее, румянее, округлённее, сосёт крепче и с жадностью, скоро засыпает: после крещения не кричит, лежит покойно и смотрит. Спустя 3-6 недель прежде слабый ребёнок неузнаваем.
2) Совершенно иначе действует крещение в тёплой воде. Как крепкое, так и слабое дитя одинаково плохо отвечают на него. До погружения дитя лежит тихо, после же погружения в тёплую воду кричит, разрывается; тёплая вода, не дав никакого толчка ни коже, ни сосудистой системе, испаряется, охлаждает тело, несчастный ребёнок мёрзнет, дрожит, весь бледный и такой же слабый, как и был, если не хуже, особенно если крестьянке приходится нести дитя домой от священника по холоду. После такой неполной тёплой ванны (после погружения во время крещения дитя ещё держат некоторое время открытым) ребёнок долго не успокаивается ни грудью, ни колыбелью; растёт медленно; температура долго не устанавливается; часто начинает худеть; кожа делается вялою. Чтобы иметь больше подобных наблюдений, я просил некоторых священников собрать сведения как о крещёных в холодной воде, так и о крещёных в тёплой.
Сравнивались дети по истечении 6 недель, когда их приносили для молитвы. Буквально все священники заявили о преимуществе холодной воды над тёплою; только погружение должно быть полное и весьма быстрое.
Из 22 крещёных в тёплой воде детей умерло 9 (40,6 %).
Из 42 крещёных в холодной воде умер 1 (2,4 %).
В одном случае, где были двойни: более крепкое дитя, крещёное в тёплой воде, умерло, а более слабое, крещёное в холодной, осталось здоровым (сообщение священника)».
Корреспонденция г. Евсеенко «О влиянии крещения в холодной воде на развитие новорождённых» помещена во «Враче», т. II, 1881 год, № 7, стр. 118.
Таким образом, налицо имеются факты, что дети, крещёные (зимою и в церкви) в холодной воде (+ 10° R., или же 12,5°С — прим.), растут и развиваются лучше, чем те, которых, при тех же условиях, погружали в тёплую воду» [5, 1911 год].
Известный детский врач позапрошлого века Е.А. Покровский ввёл в свой фундаментальный труд по физическому воспитанию детей целую главу VIII, которая так и называется «Купанье и крещенье новорождённых в холодной воде»:
«В Арзамасском уезде Нижегородской губернии, по свидетельству г. Ермолова, крещение обыкновенно бывает вскоре после рождения и именно не позднее суток. Даже зимой многие деревенские священники находят не только излишним, но и греховным, нагревать воду для крещения. В том же роде о крещении из того же уезда свидетельствует г. Бетлинг: «крестят здесь новорождённых — говорит он, — чаще на другой день, в воде, по времени года, хотя бы и со льдом».
Крещение детей в южных уездах Нижегородской губернии, по свидетельству г. Ермолова, производится иногда способом замечательно противогигиеническим: здесь употребляется зимой в 20-30 градусов мороза, в нетопленной церкви, вода со льдом, в которую окунают принесённого из-за 10-15 вёрст новорождённого ребёнка, которого после этой операции окутывают в тряпку и не обтёртого в этой самой тряпке несут снова за 10-16 вёрст» [6, 1884 год].
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ
Вот что пишет Е.А. Покровский о закаливании: «Английский философ XVII столетия, Локк, написавший, между прочим, «мысли о воспитании детей», настойчиво требовал приучения детей к холоду с самого раннего детства. Локк скоро нашёл в Англии весьма ревностного последователя в лице врача Hoyer’а, который, между прочим, энергически советовал купать новорождённых прямо в холодной воде. Но всего более прославился своим сочувствием к первобытным приёмам дикарей касательно воспитания детей талантливый французский эмпирик-педагог Ж.Ж. Руссо, проповедовавший в своём известном «Emile», между прочим, также купанье детей в раннем возрасте в холодной воде с целью укрепления их организма. Gullen, Venel и др. проповедовали также купанье новорождённых в холодной воде при 0°R. (А это температура таяния льда и снега, то есть купание в проруби!! — прим.). Итак, в ряду поклонников беспощадного закаливания детей посредством холодной воды мы встречаем не только дикарей, но отчасти и образованных эмпириков и даже врачей» [7].
Не только среди крестьян, но и в светском обществе тоже было принято «зверствовать» над собственными детьми. Вот что пишет в своих мемуарах генерал-майор Лев Николаевич Энгельгардт (1766-1836): «Физическое моё воспитание сходствовало с системою Руссо, хотя бабка моя не только не читала сего автора, но едва ли знала хорошо российской грамоте. Зимою иногда я выбегал босиком и в одной рубашке на двор резвиться с ребятишками и, закоченев весь от стужи, приходил в её комнату отогреваться на лежанке; еженедельно в самом жарком пару меня мыли и парили в бане и оттуда в открытых санях возили домой с версту. Ел и пил самую грубую пищу, и оттого сделался я самого крепкого сложения, перенося без вреда моему здоровью жар, и холод, и всякую пищу» [8].
Различные практики закаливания детей, стихийно сложившиеся под влиянием системы Жан-Жака Руссо, были широко распространены в обществе. Даже царская семья не отставала и тоже в меру сил «зверствовала»: «Император Александр I, сын Павла Петровича, родился 12 декабря 1777 года. Императрица Екатерина Великая, не любившая своего сына, всю свою материнскую любовь и нежность обратила на своего внука: как только родился Александр, она взяла его к себе во дворец и окружила своего любимца самою нежною заботливостью. Внук императрицы был помещён в большой комнате, в которой воздух был постоянно чистый и температура не превышала 15 градусов. Посреди комнаты, под балдахином, была поставлена кроватка Александра, железная, без занавесок, с кожаным тюфячком и лёгким одеяльцем. Императрица старалась приучить внука к говору и даже к шуму, спать в неопределённое время. Его ежедневно купали сначала в тепловатой воде, затем в холодной, только принесённой с вечера. Александр так любил купаться, что не мог равнодушно видеть воды. Четырёх месяцев его уже клали животиком на ковёр, и императрица приходила в восторг, видя с каким удовольствием её любимец делает попытки ползать. Каждый хороший день его выносили на воздух, и нередко он засыпал в саду. «Он не знает простуды, — писала Екатерина Густаву III, шведскому королю, — здоров и очень весел, любит прыгать и почти никогда не плачет. Недавно у него почти без боли прорезался зуб. Теперь ему девять месяцев» [9].
Здравомыслящая часть общества даже и при советской власти не забывала о старом опыте. После революции идеологами новой власти был разработан целый кодекс здорового образа жизни для советской детворы. Вот что в нём относилось к закаливанию:
«Заповеди здоровья.
2. Воздух в комнате должен быть постоянно свежим и прохладным. Температура до 16 °С.
7. Ежедневно гулять на свежем воздухе, независимо от погоды, не менее 2 часов, совмещая прогулку со спортом; зимой — лыжи и коньки, летом — купанье и плаванье.
8. Одеваться легко, приучаться к холоду, морозному воздуху» [10].
СЛОВО ИЗ ТРЁХ БУКВ: К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ОТКАЗ ОТ ЗАКАЛИВАНИЯ
«Чрезмерная простудность, по преимуществу, дело наживное», — писал ещё в конце прошлого (XVIII — прим.) столетия физиолог И.Р. Тарханов, изучавший функции центральной нервной системы и, в частности, влияние на организм внешних воздействий.
А сегодня практический врач-педиатр, пишущий книги для воспитателей детских садов и родителей о том, как лечить часто болеющих детей («Здоровье ребёнка в ваших руках», «Главное, попасть в точку», «Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей»), утверждает: «Совершенно правильно поступают те родители, которые строго соблюдают назначения врачей и буквально выхаживают своих детей, оберегая их от сквозняков и любого другого охлаждения в период реконвалесценции (выздоровление после заболевания). И это должно быть понятно. Даже если ребёнок не является хроническим вирусоносителем, его организм после заболевания резко ослаблен. Вот почему такие дети в этот период нуждаются в особо щадящем режиме. И ни о каком закаливании пока не может быть и речи. Надо, чтобы ребёнок как минимум не болел хотя бы один месяц. Но, увы, очень часто бывает так, что за это время малыш успевает заболеть вновь. Получается своеобразный замкнутый круг: родители, которые и рады были бы приступить к закаливанию своего многострадального чада, просто не успевают это сделать.
И наконец, ещё одно обстоятельство, которое обязательно следует учитывать при закаливании. Если ребёнок заболевает, все закаливающие процедуры должны быть сразу отменены. Их можно возобновить лишь спустя месяц после выздоровления. И, как ни обидно, всё придётся начинать сначала, т.е. с той температуры воды, при которой вы приступили к закаливанию.
Можно ли спать зимой с открытой форточкой? В некоторых специализированных детских учреждениях особенно в зимний период с целью так называемого закаливания детей довольно широко практикуют такую меру, как сон на холодных верандах. Смысл в этом есть: тем самым как бы продлевается время пребывания ребёнка на свежем воздухе. Однако здесь нужен строго индивидуальный подход. Если у малыша не в порядке нос, то вряд ли его стоит помещать на веранду во время дневного сна. Ведь когда ребёнок дышит через рот, воздух у него недостаточно согревается. Ну а что касается часто болеющих детей, то для них этот вопрос должен решаться однозначно, ибо среди них практически нет таких, у кого бы нос функционировал нормально» [11].
Следование подобным рекомендациям приводит только к одному — к появлению часто болеющих детей — ЧБД, или, как их называют сами врачи, «чебурашек». Вот что писал Борис Павлович Никитин в 1990-е, когда всё было ещё не так печально: «Происходит почти непрерывное ослабление здоровья маленьких детей, растёт заболеваемость, но вместо того, чтобы проанализировать эти данные, показать, куда мы идём, забить тревогу, Министерство здравоохранения долго молчало и только теперь начало публиковать некоторые цифры. Появился новый термин — ЧБД (часто болеющие дети), которому, видимо, предстоит завоевать такую же «популярность», какой пользуются ОРЗ и ОРВИ (простудные заболевания). Количество часто болеющих детей (то есть 4-7 и более раз в году) доходит в некоторых детских учреждениях до 40-50 процентов. Дети-дошкольники болеют в 5 раз чаще взрослых» [12].
Как признаётся профессор, заведующая кафедрой педиатрии Московского государственного медико-стоматологического университета Ольга Зайцева: «Некоторые дети подвергаются повторному заражению дыхательных путей чаще 6 раз в год или, в эпидемический период (октябрь — май) чаще 1 раза в месяц. (…) По российским данным, доля ЧБД в детской популяции колеблется в широком диапазоне и у детей в возрасте от 3 до 6 лет составляет от 15 до 75 %, не имея тенденции к снижению» [13].
Только в последние годы, после того, как научное направление профессора Аршавского, связанное с исследованием нормальной физиологии новорождённых, было закрыто за ненадобностью, в стране прекратилось «насилие холодом» в отношении новорождённых. Во врачебной среде происходит резкий и совершенно необоснованный откат от принятых даже в советское время методик закаливания детей, включая прогулки зимой (при температуре до –20 °С) с колясками, где младенцы безмятежно спали. В то время родители с помощью врачей хоть как-то занимались закаливанием младенцев и детей старшего возраста, и «чебурашки» практически отсутствовали. «Бойтесь сквозняков», «не спите с открытыми форточками» — что это за советы? Как быть с ЧБД, если их нельзя закалять?.. Результаты за прошедшие 25 лет — впечатляющие! Сами медики относят более половины детей к категории «ЧБД». Мысль о том, что холодная вода может быть плоха для младенца или подростка, искажает реальную историю нашей страны. Как будто вся Русь веками заблуждалась! Кому же восстанавливать прерванную традицию, кто должен заботиться о здоровье часто болеющих малышей, если врачи не в состоянии? Сделать это могут только родители.
Использованная литература
1. http://www.pravmir.ru/article_3187.html
2. Добрынин П.И. «Полное руководство к изучению повивального искусства с изложением кратких правил ухода и пособий при женских болезнях», Санкт-Петербург, типография М.М. Стасюлевича, 1901 год, стр. 197, 558.
3. W. Liepmann «Акушерский семинарий», практическое акушерство для врачей и студентов, С.-Петербург, издательство «Практическая медицина» (В.С. Эттингер), 1912 год, стр. 247-249.
4. Жук В.Н. «Мать и дитя», гигиена в общедоступном изложении, девятое юбилейное (ХХХ лет) издание, вновь переработанное и дополненное, С. — Петербург, издание В.И. Губинского, 1911 год, стр. 288-289, 343.
5. Жук В.Н. «Мать и дитя»,… стр. 362-366.
6. Покровский Е.А. «Физическое воспитание детей у разных народов преимущественно России», материалы для медико-антропологического исследования, Москва, типография А.А. Карцева, 1884 год, стр. 99.
7. Покровский Е.А. «Физическое воспитание детей»… стр. 97.
8. Энгельгардт Л.Н. «Записки», серия «Россия в мемуарах», Москва, издательство «Новое литературное обозрение», 1997 год, стр. 16.
9. Хрестоматия «Психология здоровья в художественной литературе», составитель Тверская С.С., Москва, «Флинта», 1999 год, стр. 31-32, цитируется Д.И. Троицкий «Двенадцатый год», где приводится ссылка, которая была опубликована в книге С.М. Люберецкого «Русь и русские в 1812 году», книга для чтения всех возрастов, Москва, 1869 год.
10. «Товарищ», записная книжка пионера и школьника на 1948-1949 учебный год, Москва, «Молодая гвардия», 1948 год, стр. 219, 223-224.
11. Мартынов С.М. «Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей», книга для родителей, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002 год, стр. 7, 103-104, 147.
12. Никитин Б.П. «Детство без болезней», Санкт-Петербург, ИК «Комплект», 1996 год, стр. 8.
13. Зайцева О. «Рецидивирующие респираторные инфекции у детей», статья опубликована в «Медицинской газете» № 86 от 13.11.2009 года, стр. 9.
Статья опубликована в 13 номере журнала «Домашний ребёнок» . Копирование только с письменного разрешения редакции.Если вы обнаружили ошибку на нашем сайте сообщите пожалуйста об этом - выделите ее и нажмите ctrl+enter. Копирование возможно только с указанием источника (журнал "Домашний ребёнок") и активной (индексируемой поисковиками) ссылки на оригинал. Присылайте ваши пожелания, новости, материалы - на нашу почту
Комментарии (3)
Вы также можете авторизоваться, чтобы оставить комментарий.