Поверья прошлых лет (интересное)
Вторник, 6 ноября, 2012Как известно, официальная православная церковь на словах всячески отмежевывается от своих связей с первобытной магией и народными поверьями; нетрудно понять, что при этом церковники преследуют достаточно ясную цель: они хотят скрыть или хотя бы затушевать неприличное родство современной религии с первобытным дикарством, родство, которое компрометирует современные респектабельные культы. Однако эти попытки официального духовенства, носящие явно фарисейский характер, каждодневно опровергаются самой жизнью. В быту славянских народов, и в том числе в русском народном быту, установления православного канона органически, нераздельно переплелись с народными верованиями дохристианской (так называемой языческой) традиции. Сказанное относится в особенности к так называемому «церковному календарю» или к «святцам», которые нарочито привязаны к народному бытовому календарю. В коллекции И. П. Сахарова по февральским приметам бросается в глаза связь этих примет с церковным праздником сретенье. В Тульской губернии считали, что оттепель на сретенье предвещает худую и гнилую весну. В Костромской губернии оттепель на сретенье истолковывали как предзнаменование ранней весны. В Рязанской губернии при снегопаде на сретенье говорили: «На сретенье снежок приносит на весну дожжок»; если же снегопад сопровождается метелью, то говорили так: «Коли на сретенье мятель дорогу переметет, то корма подберет», т. е. весна будет поздняя и кормов для скота не хватит.
В Рязанской и Тульской губерниях бытовало поверье, что на сретенье появляется первое весеннее тепло, и на этот счет сложилась поговорка: «На сретенье зима с летом встречаются». В Тульской губернии со сретенья начинали ладить летнюю сбрую, как ездовую, так и пахотную. Среди крестьян Владимирской губернии распространялось поверье, что в эту ночь лихой домовой «заезжает лошадей». В отвращение этого зла верующие хозяева привязывали на шею лошадям кнут и портянки. Это делается для того, чтобы обмануть домового: ему тогда кажется, что на лошади сидит сам хозяин, и он не посмеет прикоснуться к лошади. В Нижегородской губернии существовало поверье, что в сретенскую ночь по селам пробегает коровья смерть. В народных поверьях коровья смерть является наивным и грубым олицетворением чумы крупного рогатого скота и представляется в образе старой отвратительной женщины: это старая ведьма с коровьим хвостом, а руки у нее с граблями. Единственный способ спасти скот от коровьей смерти - провести таинственный обряд опахивания, который состоит в следующем. В глухую темную полночь женщины, раздетые донага, с распущенными волосами, запрягаются в соху и, произнося заклинания и молитвы, проводят борозду (опахивают) вокруг деревни. Другие женщины, присутствующие при этом, стучат в печные заслонки, тазы и сковородки и громко вопят, проклиная коровью смерть.
Из огромного множества поверий религиозно-магического характера, бытующих до сих пор в народе, мы привели здесь лишь наиболее распространенные, с которыми наши пропагандисты научного атеизма могут сталкиваться особенно часто. Все эти поверья являются пережитками глубочайшей древности и выражают собой крайнюю степень невежества наших далеких предков.
***
Качественные гранитные памятники украинского производства на сайте rpgrant.com.ua. Большой выбор. Теперь можно заказать памятник в кредит - очень удобно. Подробнее на сайте компании.