«Проповедь в селе» (1861).
В картине, созданной в год отмены крепостного права, когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов изобразил сцену в сельской церкви. Священник одной рукой указывает вверх, а дугой - на задремавшего в кресле помещика, толстенького, неприятного; сидящая рядом молодая барыня тоже не слушает проповедь, она увлечена тем, что нашёптывает ей на ухо какой-то холёный господин. Левее стоят крестьяне в рваных одеждах. Они, почёсывая затылки, огорченно и недоверчиво слушают священника, видимо внушающего, что всякая власть от Бога.
-------------------------
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы.
1862. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Итак, читаем. "Перова, одного из основных мастеров Товарищества передвижников, интересовала жизнь конкретного человека, его боль и страдание, судьба униженных и оскорбленных.
В начале 60-х годов Перов создал ряд обличительных жанровых картин: «Проповедь на селе», «Сельский крестный ход на пасхе», «Чаепитие в Мытищах». Художник заостряет социальные характеристики персонажей вплоть до гротеска, дабы воочию указать на конкретных носителей общественного зла – церковников.
На картине «Чаепитие в Мытищах» изображен священник, отказывающий в помощи нищему инвалиду, получившему Георгиевский крест во время Крымской войны.
Сюжетом «Чаепития», так же, как и «Сельского крестного хода», послужили действительные происшествия, которые Перов наблюдал во время путешествия по окрестностям Москвы. Подобное чаепитие происходило у него на глазах, когда он ходил к Троице-Сергиевой лавре. Он видел и самодовольно-равнодушного священника, и робкого послушника, которых потом изобразил на своей картине. В этой сцене мы также видим воина калеку с оборванным мальчиком, которых прогоняет молодая служанка. Таких обездоленных нередко можно было встретить на дорогах Руси". Конец цитаты.
__________________
Василий Перов. Сельский крестный ход на Пасхе.
1861. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
На фоне хмурого деревенского пейзажа разворачивается нестройное пьяное шествие с образами и хоругвями после праздничной пасхальной службы. С жестким реализмом Перов передает не столько физическое, сколько духовное убожество этих людей. Картина произвела на современников убийственное впечатление контрастом между смыслом обряда и тем почти животным состоянием, до которого может опуститься человек. " Сельский крестный ход на пасхе" вызвал протест официальной критики и церкви, была снята с выставки Общества поощрения художеств, запрещена к показу и воспроизведению. Купившему её Павлу Михайловичу Третьякову художник В.Г. Худяков писал: "…слухи носятся, что будто бы Вам от св. Синода скоро сделают запрос, на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публике? Картина ("Попы") была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя ее и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки».
С этой картиной молодой художник входит в историю русского искусства.
Однако всё повторяется как и 150 лет назад.
Сейчас по заверением церкви, можно считать данное полотно клеветническим со всеми вытекающими последствиями.
Третьяковская галерея должна быть закрыта, а работники, ответственные за размещение в галерее богомерзких полотен, привлечены к ответственности по части 2 статьи 213 УК "Хулиганство" или по какому новому закону, кторый РПЦ так пытается пролоббировать