Испания в Святой год ожидает 160 тысяч паломников к мощам апостола Иакова

Версия для печати Отправить на e-mail

22 января 2010 г.

С давних времен в испанском городе Сантьяго-де-Компостела, где покоятся мощи апостола Иакова Зеведеева, существует обычай отмечать 25 июля (по н. с.) — день его памяти (у православных — 13 мая). Когда он выпадает на воскресенье, католическая церковь отмечает Год Иакова, или Год Юбилея. В такой год христианам, посетившим с благими намерениями мощи апостола, даруется полное отпущение грехов. Святой, или Юбилейный, год Святого Иакова, наступает с периодичностью в 5, 6, 11 лет. 2010 год как раз является Святым. Следующие ближайшие Юбилейные годы Святого Иакова — 2021, 2027-й.

Об истории и традиции паломничества в Сантьяго-де-Компостела шел разговор 14 января в передаче «Время и мир», которую ведет Ирина Лагутина на Радио «Свобода».

Ирина Лагунина: Ежегодно десятки тысяч христиан, в основном из стран Западной Европы, совершают паломничество к могиле апостола Иакова в городе Сантьяго-де-Компостела, что находится в Галисии, на северо-западе Испании. В ближайшие месяцы паломников ожидается особенно много, поскольку 25 июля – праздник апостола – выпадает на воскресенье и нынешний год считается в Испании святым. Рассказывает наш мадридский корреспондент Виктор Черецкий.

Виктор Черецкий: Считается, что в наши дни иностранцы отправляются в Испанию в основном на отдых – на ее многочисленные пляжи, пользуясь щедрым солнцем и гостеприимством этой страны. Но так было не всегда. Действительно, стали путешествовать западноевропейцы за Пиренеи давно – с девятого века. Но не для того, чтобы отдохнуть и загореть, а в силу своих религиозных убеждений. Ведь паломничество к могиле святого Иакова всегда считалось доказательством глубокой веры, к тому же паломникам католическая церковь отпускала все грехи. Франсиско Гонсалес, президент испанского общества содействия пилигримам:

Франсиско Гонсалес: В соответствии с христианской традицией апостол погиб мученической смертью: в 44 году царь Ирод Агриппа приказал его обезглавить в Иерусалиме. Ученики апостола положили тело в лодку и пустили ее по волнам Средиземного моря. Чудесным образом эта лодка приплыла в Испанию, в Галисию и была выброшена на берег в районе городка Падрон. В течение многих веков о могиле апостола Иакова ничего не было известно. И лишь в 813 году, как гласит предание, живший в этой местности монах-отшельник Пелайо, следуя за некоей путеводной звездой, обнаружил ковчег с мощами, которые оставались нетленными. Это было великое открытие для христианской церкви. Ведь до этого в Европе, в Риме, из всех учеников Христа имелись лишь останки апостола Петра.

Виктор Черецкий: При короле Альфонсо Третьем в начале 10-го века на месте могилы апостола возвели храм. В 997 году мусульманская армия Аль Мансура разграбила Сантьяго-де-Компостела и разрушила храм, но верующие со всей Западной Европы продолжали стекаться к могиле апостола. Франсиско Гонсалес:

Франсиско Гонсалес:
Исторически сложилось несколько путей паломников к могиле апостола Иакова. Самый знаменитый путь называется «французским», потому что от ведет от Пиренейских гор – от французской границы — на запад в Галисию. Это 760 километров. Существует много источников, рассказывающих о паломничестве в глубокой древности. Путешествие было опасным и продолжалось несколько месяцев, учитывая, что люди шли из Германии, Швейцарии, Италии, Фландрии.

Виктор Черецкий: В 1077 году было принято решение о строительстве нового, более величественного собора. Впоследствии к основному зданию пристраивались новые части. В 17–18 веках собор снаружи покрыли многочисленными барочными украшениями, но его интерьер остался прежним. Все пилигримы отмечают завершение своего путешествия в так называемой Галерее Славы собора — прикосновением к центральной колонне. Поэтому в ней за много веков образовалась выемка. Интерьер храма — просторен, но в соответствии со средневековыми традициями его убранство не замысловато. Считается, что с давних времен и по наши дни паломничество носило не только религиозных характер, но и вполне светский. Профессор истории Мадридского университета Ана Эчевария:

Ана Эчевария: Паломничество всегда способствовало распространению в Европе различных знаний и идей. Оно открывало возможность для странников обмениваться новостями о жизни в той или иной стране, больше узнавать друг о друге. В каком-то смысле паломничество способствовало сближению европейцев.

Виктор Черецкий: В Средние века, благодаря тысячам приходивших в Галисию паломников, хозяйство этой области процветало. Даже в небольших селениях со временем были построены огромные монастыри и великолепные соборы. Франсиско Гонсалес, президент общества содействия паломничеству:

Франсиско Гонсалес: На пути, который вел в Сантьяго, для паломников строились дороги, мосты, больницы, постоялые дворы. Некоторые жители далеких стран оставались навсегда в Испании, привнося сюда свои знания и опыт.

Виктор Черецкий: В конце 16 века положение существенно изменилось. Распространение реформаторских идей в Европе, война между Англией и Испанией привели к упадку Сантьяго-де-Компостела. Мощи апостола были спрятаны, поскольку существовало опасение, что протестанты, прибыв с моря, могут их уничтожить. Паломничество фактически прекратилось.

Франсиско Гонсалес: Протестанты-реформаторы, лютеране, стали отрицать значение паломничества к святым местам с целью получения индульгенции. Паломники из европейских стран, где победили идеи реформации, перестали посещать Сантьяго.

Виктор Черецкий: В начале 19 столетия паломничество вообще на время прекратилось из-за наполеоновских войн. Но затем с годами традиция была восстановлена. В наше время она обрела новую жизнь. Правда, теперь среди паломников не только лица, желающие искупить грехи, но и просто туристы, стремящиеся приобщиться к древней традиции. Путь к Сантьяго включен ЮНЕСКО в список объектов, являющихся достоянием человечества. А Совет Европы назвал его «великим культурным европейским маршрутом». Франсиско Гонсалес:

Франсиско Гонсалес:
Паломничество к мощам апостола Иакова сейчас находится на подъеме. Поток пилигримов не ослабевает. Об этом свидетельствует статистика. Удостоверение паломника выдается тем, кто прошел пешком не менее ста километров или проехал на велосипеде не менее двухсот. Особенно много людей – до 160 тысяч — устремляется в Сантьяго в святые годы, когда День апостола 25 июля приходится на воскресенье. В обычные годы паломников 60–70 тысяч. Вдоль пути построены новые гостиницы. Здесь повсеместно можно найти указатели желтого цвета — чтобы странники не заблудились. Так что людям созданы определенные удобства для путешествия.

Виктор Черецкий: Таким образом, путь в Сантьяго уже более 12 веков продолжает служить людям верой и правдой, являясь как бы связующим звеном между народами Европы. На эту тему рассуждает архиепископ Сантьяго доктор теологии и истории монсеньор Хулиан Баррьо.

Хулиан Баррьо:
Не следует забывать, что современная Европа родилась в результате передвижения и общения народов. Идеи единения европейцев существовали всегда. И речь не идет лишь об экономическом единении. Европейское единство зиждется на гуманизме и духовных ценностях, уважении к личности, справедливости, свободе, мире. Нам следует преумножать эти ценности. Нынешний святой год – хороший повод для того, чтобы подумать о нашем духовном наследии. Оно должно стать достоянием каждого европейца.

Виктор Черецкий:
Современный пилигрим отличается от своего средневекового собрата, преодолевавшего путь босиком, с посохом в руке, с высушенной тыквой в качестве сосуда для воды и раковиной морского гребешка на шее, которая все эти века служит символом паломничества. На сегодняшнем страннике современная одежда и обувь, но раковина все равно остается непременным атрибутом путешественника. Каково отношение русской православной церкви к традиции паломничества в Сантьяго-де-Компостела? Говорит отец Андрей Кордочкин, настоятель Христорождественского прихода в Мадриде:

О. Андрей: Сейчас в Европе есть такая общая традиция, ну скажем, так, православного интереса к святыням «неразделенной церкви». Вообще все святыни католической церкви — до разделения церквей — почитаются православной церковью. Мы, например, я возил приход год назад, и мы тогда даже там немножко служили.

Виктор Черецкий: Ежегодно совершает паломничество в Сантьяго-де- Компостела с группой своих православных прихожан, служащий в Португалии, иеромонах отец Арсений:

О. Арсений:
Неделю обычно мы тратим на все это. Потому что больше люди не могуту всех дела, работа, хотят и домой съездить в отпуск. Поэтому мы обычно неделю… последний участок проходим. Это «английский» путь – он короткий. Ведь прибывали в Ферроль кораблями с Англии и шли пешком. Вот мы пойдем из Ферроля в Сантьяго-де-Компостела.

Виктор Черецкий: В городах, расположенных по дороге к могиле Апостола, можно посетить местные достопримечательности. Так, в городе Памплона, столице провинции Наварра, находится изумительный по красоте готический собор, у которого пилигримы делают первую остановку после перехода через Пиренеи. В Санто-Доминго-де-ла-Кальсада святой Доминик некогда построил больницу для странников, в которой сегодня расположена гостиница. В Пуента-ла-Рейна можно пройти по горбатому мосту, построенному паломниками в XI веке через реку Арга. Готический собор в испанском Леоне, которому уже 700 лет, славится своими витражами. В Понферраде стоит огромный замок ордена храмовников, рыцари которого охраняли дорогу в Сантьяго-де-Компостела.

На пути паломников ждут приюты, где можно поесть и переночевать бесплатно. Они содержатся на пожертвования местных жителей и наиболее состоятельных паломников. В XII веке для паломников был издан первый путеводитель «Liber Sancti Jacobi», в пяти томах которого содержались списки постоялых домов, рекомендуемые молитвы на каждый день и различные практические советы. В дополнение к нему существовали разговорники, в которых можно было встретить перевод самых распространенных в то время просьб и обращений к местным жителям и попутчикам. Франсиско Гонсалес:

Франсиско Гонсалес: Очень любопытно читать письменные источники о средневековом паломничестве. Они содержат путевые заметки с рассказом о городах и селениях, советы — где расположиться на отдых, где тебя лучше принимают, где хуже. И, разумеется, в них рассказывается о деяниях апостола и чудесах, совершенных им после смерти. Это были подлинные путеводители для пилигримов.

Виктор Черецкий:
В Ронсевале, недалеко от французской границы, пилигримам предлагают заполнить анкету с вопросом: «Каковы мотивы, по которым вы совершаете паломничество?». Путешественнику нужно выбрать из четырех предлагаемых ответов: религиозные, духовные, культурные или спортивные.

Есть места, где путники оставляют камни, складывая их пирамидками, в знак того, что за пазухой они больше ничего не держат. Камень должен быть принесен с собой из дома, но можно положить и любой найденный неподалеку и, таким образом, отметить свое присутствие. Впрочем, российские паломники обычно этих традиций не придерживаются. О том, как проходит их путешествие рассказывает отец Арсений:

О. Арсений: Ночевки в лесу, молимся, читаем Библию вместе. Идем, купаемся… В прошлом году нас было шестеро, а в позапрошлом13 человек. В этом пятеро уже записались. Вообще-то жизнь – это путь. Главное – это вырваться из всепотопляющего болота рутины, взять спальник с рюкзаком и идти по лесам, по холмам прекрасной Галисии. Это же чудо! Осознать, что жизнь – это путь.

Виктор Черецкий: Последним рубежом перед городом Святого Иакова возвышается гора Монте-де-Госо («Гора ликования»). С ее вершины открывается панорама на Сантьяго-де-Компостела и его собор. Говорят, что в стародавние времена странники валились здесь на колени и заливались слезами счастья.

По прибытии в город путешественник слушает в соборе мессу для пилигримов, после которой, может выступить перед собравшимися и поделиться своими впечатлениями о дороге и мыслями, посетившими его за время пути. Обратный путь обычно совершается уже не пешком, а самолетом, поездом, но чаще – автобусом, как наиболее доступным по цене видом транспорта.

Еще по теме:
 
< Пред.   След. >