Святой Дом Девы Марии в г. Лорето
- Описание
- Паломничества (3)
- Поездки сюда (6)
Начиная с папы Климента V, который своей буллой от 18 июля 1310 года косвенно подтвердил подлинность Святого Дома, в последующие века многие папы снова и снова подтверждали свою преданность Лауретанской Деве, особенно - в различных драматических обстоятельствах.
Корни же традиции поклонения Палестинскому Дому в Лорето уходят в глубокую древность. Когда Архангел Гавриил возвестил Марии о вочеловечении Слова, Она находилась в своем Доме в Назарете. Отсюда со святым Иосифом они перебрались в Вифлеем, где родился Христос. Покинув Египет, куда бежали от преследований Ирода, снова вернулись они в Назарет, в маленький дом Благовещения, в котором и прожили 30 лет - до того момента, как Иисус начал проповедовать. Поэтому скромный дом в Назарете изначально считался «святым местом» и пользовался особым почитанием.
В IV веке над скромным домиком выстроили торжественный Храм, о котором - как о жилище Пресвятой Девы - многие паломники оставили довольно интересные описания. Разрушенный сарацинами в XII веке, незадолго до Крестовых походов, храм был восстановлен кондотьерами христианской армии; но эта вторая конструкция жизнь имела короткую, потому как в 1263 году была подожжена воинами султана Бибарса и уничтожена пожаром. Из записей паломников в Святую Землю, которые посетили Назарет вскоре после этого события, следует, что бoльшая часть домика была разрушена и оставалась в таком состоянии вплоть до 1291 года, когда крестоносцы покинули Палестину.
Раскопки, произведенные в начале ХХ века Просперо Вио (Prospero Viaud) из Францисканской Охраны Святых Мест, обнаружили драгоценнейшие руины первого и второго храмов, и после их анализа стало ясно, что эти здания константиновской эпохи предназначались для защиты домика Пресвятой Девы. Паломники, посещавшие домик в течение первых тринадцати веков, в своих воспоминаниях пишут, что домик состоял из двух частей: пещеры, выдолбленной в горе, и пристроенной к ней комнате. После же ухода крестоносцев из Палестины о домике стали говорить лишь как о пещере, «которую невозможно переместить, не перемещая гору». О пристройке больше речи не шло. Возникает вопрос - почему?
Один из вариантов легенды (лауретанский) повествует о том, что в мае 1291 года Святой Дом был перенесен в облаке Ангелами в Иллирию, в Терсатто, где пораженные жители и обнаружили его утром. Явление Пресвятой Девы местному приходскому священнику (который заодно чудесным образом излечился от тяжелейшей болезни) прояснило сущность и происхождение домика. Всего лишь через три года - в ночь с 9 на 10 декабря 1294 года - домик снова был перенесен ангелами в Лорето (область Марке).
Согласно другой легенде, в 1296 году некоему отшельнику - брату Паоло делла Сельва (судя по всему, это прозвище - «брат Паоло из чащи») - было видение, в котором ему раскрывалась тайна существования и подлинности Дома, и о котором он и сообщил церковным властям.
Об этом событии есть упоминание в «Докладе» («Relazione») Блаженного Иоанна Саньоли, кармелита, который опубликовал его в 1479 году. На табличке, судя по всему, установленной в Святом Доме в 1329 году епископом Мачераты монсиньором Молуцио - описана история перемещения домика и утверждается, что сама Богоматерь в 1296 году явилась святому отшельнику и объявила ему, что сей скромный дом является ничем иным, как жилищем Святого Семейства.
Об этом же говорится и в хронике 1465 года, созданной Пьер Джорджо ди Толомеи по прозвищу Терамано (то есть - уроженец Терамо), который в свою очередь ссылается на старинную истершуюся «табличку», восходящую к 1300 году (видимо, это та самая табличка епископа Мачераты). В этой хронике говорится о некоторых важных моментах, которые затем стали передаваться в устной традиции, постепенно «обогащаясь» со временем: «Святая церковь святой Марии в Лорето была комнатой дома блаженнейшей Матери Господа нашего Иисуса Христа... Дом этот находился в городе Галилейском, звавшемся Назарет. И в упомянутом доме родилась Дева Мария, здесь она выросла и затем здесь ей явился Ангел Гавриил; и наконец в этой же комнате вскормила она Иисуса Христа, сына своего... Затем апостолы и ученики освятили эту комнату, превратив ее в церковь, и там же служа божественные мистерии...
Но после того, как народ тот из Галилеи и Назарета отринул веру Христа и принял веру Магомета, Ангелы подняли со своего места упомянутую церковь и перенесли ее в Скьявонию, установив ее близ замка под названием Фьюме (1291).
Но не почитали ее там, как подобало Пресвятой Деве... Посему и из этого места снова перенесли ее Ангелы, и перенесли ее через море на территорию Реканати (в 1294 году) и установили ее в лесной чаще, принадлежавшей знатной даме по имени Лорета; отсюда и название церкви - «Святая Мария Лоретская...».
К сожалению, из-за большого наплыва народа, случались там и случаи воровства и насилия, из-за которых - по легенде - Ангелы переносили ее еще два раза (все по тем же причинам воровства и прочих безобразий), и наконец окончательно установили ее на вершине холма в ночь с 9 на 10 декабря 1294 года, где она и находится по сей день.
«Вижу домик освещенный, что перелетает через море; то - дом Мадонны, молитесь, сестры», - так описала свое видение монахиня XIV века, увидевшая как дом Марии из Назарета, окутанный облаком, сначала опустился на скалу близ церкви Портоново, а затем снова поднялся в воздух, чтобы уже окончательно приземлиться на холме Лорето.
«И сбежался тогда весь народ Реканати, чтобы увидеть упомянутую церковь, что стояла на земле без какого-либо фундамента. Из-за чего народ, учитывая столь великое чудо и боясь, что разрушится церковь, окружили ее другой мощной стеной и установили ее на отличный фундамент, что и по сей день ясно виден».
Это - части хроники 1465 года, отражающей историческую ситуацию своего времени, когда культурные и религиозные связи между общинами, располагавшимися по разные стороны Адриатики, были весьма тесными, благодаря сначала венецианским кораблям, а затем - судам Анконы и Дубровника, перевозившим паломников по Святым Местам в Палестину.
Примерно к этому времени относится завоевание мамлюками Святой Земли, а затем - вторжение турок на Балканский полуостров после падения Константинополя.
Эти события спровоцировали Крестовые походы во имя освобождения стран и народов от арабской оккупации и, согласно легенде, Ангелы вмешались именно затем, чтобы спасти дом Пресвятой Девы, к тому времени уже превратившийся в церковь стараниями апостолов.
Внутри Лоретанского Храма, на мраморных плитах, украшающих Святой Дом, выбито обращение Папы Климента VIII: «Гость-христианин, пришедший сюда из веры или по обету, поклонись Святому Дому Лауретанскому, почитаемому во всем мире за божественные тайны и чудеса. Здесь родилась Мария, Святейшая Матерь Господа, здесь явился ей Ангел, здесь обрело плоть вечное Слово Господа. Ангелы перенесли ее из Палестины сначала в Далмацию, в Терсатто, в году 1291 при папе Николае IV. Три года спустя, в начале папства Бонифация VIII, все тем же чудом ангельским была она перенесена в Пичено, близ города Реканати, в чащу, где, в течение года сменив место три раза, избрала наконец 300 лет тому назад место сие окончательным своим местоположением. С того момента, взволновав соседские народы сей изумительной новостью, а затем - широко распространившейся славой, благодаря чудесам, стал почитаться всеми народами Святой Дом, чьи стены без фундамента по прошествии стольких веков остаются крепкими и сохранными. Климентом VII в году 1534 был он опоясан резным мрамором. В году 1595 Климент VIII приказал, дабы на мраморе сем написана была краткая история чудесного Перенесения.
Под руководством Антонио М. Галло, Кардинала, Епископа Озимо и Хранителя Св. Дома была она [история в мраморе] выполнена.
Ты, о набожный паломник, почти с религиозным рвением Царицу Ангелов и Матерь благодати, с тем чтобы за заслуги твои и молитвы Сын нежнейший, создатель жизни испросил для тебя прощения твоих прегрешений, святости телесной и радостей вечности».
С тех пор толпы паломников стали стекаться к огромной церкви, в которую «встроен» Святой Дом, строительство которой началось в 1468 году папой Павлом II и вскоре ставшей по выражению другого папы - Иоанна Павла II , «марианским сердцем христианства».
С начала Треченто эта церковь уже стала местом паломничества, причем не только сама по себе, но и как «попутная» святыня для тех, кто совершал паломничество вдоль побережья, направляясь в церковь Святого Михаила (S. Michele al Gargano) на полуострове Гаргано или в Святую Землю; в XV и XVI веках поток паломников настолько увеличился, что в 1520 году папа Лев Х был практически вынужден приравнять обет паломничества в церковь в Лорето к обету паломничества в Иерусалим, потому как Лорето постепенно «вытеснило» собой такие традиционные места покаянного паломничества как Рим, Сантьяго ди Компостела и Иерусалим.
Начиная с XV века великое чудо перемещения Святого Дома стало привлекать к нему и внимание королей, королев, князей, кардиналов и пап, совершавших паломничество в Лорето и оставлявших там богатые дары и ex voto (приношения храму за совершившееся после моления в нем чудо); потом к ним присоединились кондотьеры, поэты, писатели, изобретатели, основатели религиозных Орденов, философы, художники, будущие святые и блаженные.
К строительству храма над святым домиком были привлечены самые знаменитые архитекторы: Марино ди Марко Чедрино (Marino di Marco Cedrino) и Джулиано да Майано (Giuliano da Maiano), создавшие грандиозный комплекс в несколько готическом стиле; через некоторое время возникла необходимость в защите от пиратов, нападавших на прибрежные города, и по проекту Баччо Понтелли (Baccio Pontelli) были достроены проход по крепостной стене и казармы для солдат, но даже этого оказалось недостаточным, судя по тому, что папа Лев Х (1475 - 1521) приказал выстроить вокруг храма крепостную стену, ставшую в итоге самым настоящим замком.
За это время, помимо военных укреплений, вокруг Святилища (все более и более посещавшегося паломниками) возникло и поселение, получившее название Вилла Санта Мария, ставшее в 1586 году по велению папы Сикста V резиденцией епископа.
Внутренний интерьер храма претерпел множество изменений, над ним работали такие знаменитости как Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo) - создавший великолепный купол, Джорджо Марини (Giorgio Marini), Браманте (Bramante), Сансовино (Sansovino), Антонио да Сангалло Младший (Antonio da Sangallo il Giovane), Луиджи Ванвителли (Luigi Vanvitelli).
Фасад был создан в 1571 году Джованни Боккалини да Капри (Giovanni Boccalini da Capri), а затем - в 1587 году - завершен Джован Баттистой Кьольди (Giovan Battista Chioldi). Из художников стоит упомянуть Мелоццо да Форли (Melozzo da Forli'), Лука Синьорелли (Luca Signorelli), Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto), Кристофаро Помаранчо (Cristofaro Pomarancio).
Современный интерьер храма являет собой трехнефный латинский крест, под огромным куполом которого находится Святой Дом, в прямом смысле слова покрытый мрамором и украшенный статуями и барельефами, на которых изображены сивиллы и пророки и восемь историй из жизни Марии, а также - бронзовые рельефы, изображающие некоторые эпизоды из жизни Иисуса.
Пожар, случившийся в Святом Доме в 1921 году, значительно повредил храм, уничтожив - среди прочего - деревянную икону с Мадонной, в настоящий момент замененную копией, богато украшенной, но с черным ликом оригинала - почерневшим от дыма лампад.
Внутреннее убранство храма очень простое и посвящено жизни Марии, Иисуса и Иосифа в Палестине того времени. Через тридцать лет после постройки церковного комплекса началось строительство Апостольского Дворца, занимающего одну из сторон площади Церкви и хранящего богатую коллекцию шедевров разного рода, в которую входят гобелены, фарфор и таблички, сделанные по обету. Все эти экспонаты были когда-то подарены Святому Дому многочисленными верующими.
В Лорето совершили паломничество более 50 пап, Пий II и Павел II обращались к Пресвятой Деве с молитвами об излечении от тяжких болезней (и, кажется, чудо свершилось); папа Бенедикт XV (1914 - 1922), приняв во внимание чудесное перенесение Святого Дома по воздуху из Палестины во Фьюме, а затем - в Лорето, объявил Мадонну из Лорето покровительницей летчиков и Итальянской Авиации.
Лорето считается итальянским Лурдом, куда совершает паломничество огромное количество больных, жаждущих исцеления. Мадонне из Лорето в Италии посвящены многочисленные церкви, больницы и религиозные Братства; ее имя, видоизменившееся в «Лоредана», стало одним из самых распространенных женских имен; можно еще вспомнить «Лауретанские литании» («Litanie Lauretane»), которые с XII века стали самой настоящей молитвой Пресвятой Деве. «Лауретанские литании» заместили собой знаменитые «Венецианские литании» (читавшиеся в базилике Святого Марка, но созданные в Аквилее) и молебственные литании («родом» из Германии).
День Мадонны Лауретанской празднуется Католической церковью 10 декабря - в память о дне появления Святого Дома в Лорето.
С самого появления святого домика в Лорето и по сей день не утихают споры по поводу того - действительно ли было чудо перенесения домика и вообще - принадлежал ли этот домик Мадонне, или вся эта вековая легенда - одна большая фикция.
Западная стена домика с окном АнгелаФреска, обнаруженная в городке Губбио в последние годы XIX века, восходящая к первой половине XIV века, изображает перенос домика Богоматери из Терсатто в Лорето, что вполне может подтверждать, что это чудо считалось в то время действительно произошедшим. И это еще не все. Внутри самого домика, на внутренней стене, в которой прорублено окно (называющееся «окном Ангела») располагается отлично сохранившаяся фреска, представляющая собой ex voto, на которой изображен Святой Людовик, король Франции, одетый в платье с белыми и красными полосами (цвета Французского Королевского Дома). В левой руке у него цепи, а в правой - посох паломника. Именно в таком виде король пришел в Назарет 24 марта 1251 года - дабы отблагодарить Мадонну за свое освобождение из плена Египетского Султана. Описание его путешествия, платья и участников его кортежа можно прочитать в биографии, написанной его исповедником Болье. Фреска написана в первые годы XIV века и своим существованием доказывает, что всего через несколько лет после «установления» традиционной «официальной» даты перенесения домика в Лорето, уже считалось, что король посещал эти святые стены, которые, правда, должны были находиться в то время еще в Святой Земле.
У многих возникает еще вопрос об истинности легенды, говорящей об ангелах, переносивших святой домик с места на место. Разумеется, с точки зрения католической церкви, речь идет о чуде и настоящих ангелах. В реальности же, вполне возможно, что история было несколько более прозаичной.
Если рассматривать всю эту историю с точки зрения вполне конкретной политической ситуации на тот момент, то можно прийти к выводу, что Лорето был изначально избрано окончательной целью перемещения Святого Дома.
Последние исследования доказали, что святой домик был переправлен в Лорето морем, на корабле, а главенствующую роль в этом «переезде» сыграл правитель Эпира, принадлежавший к династии Ангелов (по всей видимости, он-то в народном представлении и превратился в «ангелов небесных»). Эти данные подтверждаются недавно найденным нотариальным актом, датированным 1294 годом.
Алтарь и древние камни абсиды, сфотографированные в 20-е годы ХХ века Согласно недавно обнародованному археологическому исследованию, проведенному архитектором Нанни Монелли и отцом Джузеппе Сантарелли - Директором «Универсальной Конгрегации Святого Дома» в Лорето, камни, находящиеся в пещере Благовещения в Назарете имеют то же происхождение, что и камни алтаря Святых Апостолов в Святом Доме в Лорето.
Это открытие снова открыло вопрос об истинности домика и легенды о его перенесении из Назарета в Лорето. По этому поводу профессор Джорджо Николини - занимающийся этим вопросом - написал целую книгу «Историческая достоверность чудесного перенесения Святого Дома из Назарета в Лорето».
В этой книге, на примере никогда ранее не издававшихся материалов, доказывается историческая достоверность «пяти чудесных перенесений» Святого Дома назаретского, произошедших в период с 1291 по 1296 гг., «официально подтверждавшаяся» многими папами в течение семи веков. В книге содержится также текст «благословения» Иоанна Павла II, отправленного 11 января 2005 года автору книги самим Понтификом.
Как говорит сам автор, об исторической достоверности домика никогда не возникало сомнений, и недавний сравнительный анализ камней из Назарета и Лорето - еще одно тому подтверждение. Причем речь идет не только и домике (который, напомню, по описаниям состоял всего из трех стен), но и об Алтаре Апостолов, который был перенесен таким же чудесным образом (отдельно от домика) и целым.
Далее в книге говорится о том, что на самом деле произошло не три (как в большинстве легенд), а пять перенесений домика в период с 1291 по 1296 гг.: первое - в Терсатто (бывшая Югославия), второе - в Анкону (вернее, в местечко Позатора, что под Анконой), затем - в лесную чащу, принадлежавшую синьоре Лорета, которая находится как раз перед современным городом Лорето (название которого автор и производит от имени этой благородной дамы), третье - на поле двух неизвестных братьев на лауретанском холме (называющимся еще Монте Продо), и наконец - на дорогу, где он и находится по сей день, «укрытый» выстроенной над ним церковью.
Все эти чудесные «прелеты» известны нам благодаря свидетельствам «очевидцев» того времени, которые были самым строжайшим образом проверены местными епископами, которые в свое время и высказались за «каноническую достоверность» произошедших чудес, подкрепив свои соображения постройкой соответствующих церквей, посвященных произошедшим чудесам, во Фьюме, Анконе, Реканате, Мачерате и Неаполе. Многие папы, начиная Николаем IV (в 1292 году) и заканчивая Иоанном Павлом II (в 2005-м) подтверждали «историческую достоверность» домика и произошедших с ним чудесных перемещений.
Деревянная МадоннаНапример, Блаженный Пий IX в булле «Inter Omnia» от 26 августа 1852 года писал: «В Лорето почитается тот Дом из Назарета, столь дорогой сердцу Господа, что, хоть и построенный в Галилее, был позднее вырван из фундамента и - божественными силами - перенесен за моря, сначала в Даммацию, а затем - в Италию». И далее продолжает: «Именно с этом Доме Святейшая Богородица по божественному повелению осталась навеки освобождена от первородного греха, была она здесь зачата, рождена, выросла и божественный посланец приветствовал ее - полную благодати и благословенную средь жен. Именно в этом доме она, переполненная Господом и оплодотворенная Святым Духом, не потеряв своей неприкосновенной девственности, стала Матерью Единородного Сына Господнего».
Далее профессор Николини рассматривает «необоснованность» (с его точки зрения) недавних утверждений о том, что святой домик мог быть вполне земным образом разобран на части и перевезен в Лорето на корабле во время Крестовых походов.
По его мнению, например, гипотеза о человеческом участии в перенесении частей стен домика с тем, чтобы затем собрать часть его в Далмации, а часть - уже в Италии, после путешествия в две тысячи километров по морю и по земле, совершенно невозможно даже точки зрения «временнОй», если сопоставить даты «отправки» из Назарета (совершенно точно - в мае 1291 года) и прибытия домика в Терсатто (9-10 мая 1291 года), о чем свидетельствует табличка тех времен.
Такой же невозможной кажется ему и гипотеза о «разборке» и последующем «монтаже» домика. Химический анализ строительного раствора, соединяющего камни, из которых построен домик, несомненно выявляет особенности, характерные для Назарета, и кроме того, он настолько «сращен» с камнями, что говорить о какой бы то ни было «разборке» домика в прошлом просто нелогично. Этот раствор совершенно однороден во всех точках соединений и представляет собой меловой раствор, в который подмешана зола от сгоревшего дерева, то есть раствор этот составлен согласно технике, использовавшейся в Палестине 2000 лет назад, но которая никогда не применялась в Италии. Следовательно, Святой домик никогда не разбирался и был чудесным образом перенесен аж пять раз целиком, как и повествуется в легендах.
Кроме того, последнее «пристанище» домика - на дороге в Лорето, где он и находится по сейНадпись на греческом на одной из стен домика: Iesou Yie Tou Theou - Иисус Христос, Сын Божий день, также «невозможно для человеческих сил», по мнению профессора Николини, опирающегося в данном случае на многолетние исследования архитекторами и археологами земли под домиком и дороги, на которую его «поставили».
Например, архитектор Джузеппе Сакоони (1854 - 1905) заявил, что «Святой Дом стоит одной частью на древней дороге, другая же часть его нависает над прилегающей к нему канавой». Кроме того, он написал, что, не вдаваясь в исторические и религиозные тонкости, надо отметить, что Святой Дом не мог быть построен в том виде, в каком он находился на тот момент, в том месте, где находится («Анналы Святого Дома»,1925 год, том I). Еще одним фактом, подтверждающим, что целый домик был «поставлен» на дорогу, а не выстроен непосредственно на этом месте, является и колючий кустарник, росший вдоль дороги, который в момент «постановки» домика на дорогу оказался прямо под полом домика.
Еще один знаменитый архитектор, Федерико Маннуччи (1884 - 1935), назначенный папой Бенедиктом XV для исследования фундамента Святого Дома, когда после пожара в 1921 году было решено восстановить пол домика, в своем «Докладе» 1923 года написал, что «абсурдно даже только полагать», что часовня могла быть перенесена «механическими средствами» (Ф.Маннуччи, «Анналы Святого Дома», 1923 г., 9-11) и что «удивителен и потрясающ тот факт, что здание Святого Дома, хоть и не имея никакого фундамента, поставленное на почву совершенно непрочную, скользкую и перегруженную (хоть и частично) весом свода, возведенного вместо крыши, сохраняется неизменным, ничуть не проседая и не обнаруживая даже минимального разрушения стен» (Ф. Маннуччи, «Анналы Святого Дома», 1932, 290).
В итоге архитектор Маннуччи сделал следующие выводы: стены Святого Дома выстроены из палестинских камней, скрепленных раствором, использовавшимся там же; абсурдно даже предполагать, что при перемещении его были использованы какие-либо механические средства; строительство Святого Дома на месте, в котором он сейчас находится, противоречит всем строительным нормам и законам физики. Следовательно, коль скоро Святой Дом не мог быть никоим образом перемещен людьми, единственный способ, которым это могло произойти, - это чудо, свершившееся благодаря вмешательству Божественного Провидения посредством «ангельской миссии», как всегда и подтверждалось традициями и всеми папами на протяжении 700 лет.
Но и на этом не остановился профессор Николини. Дабы разрешить окончательно все сомнения относительно «божественности» переноса домика Мадонны и прекратить раз и навсегда дискуссии на эту тему, он обратился к нынешнему папе Бенедикту XVI с вопросами и с просьбой об «окончательном установлении исторической достоверности чудесного перенесения» Святого дома из Назарета в Лорето.
Святой Отец тут же откликнулся, отслужив литургию в честь «чудесного» перенесения домика 10 сентября 2006 года, передав епископу Лорето «недвусмысленную» молитву, дабы читать ее в Храме.
В этой молитве папа Бенедикт XVI - подобно всем своим предшественникам - снова явно, повторно и недвусмысленно «признает», что Святые Стены, почитаемые в Храме Лорето, являются именно «Святым Домом из Назарета», принадлежавшим Марии, Иосифу и Иисусу.
Помимо прочего в молитве говорится: «Святая Мария, Матерь Божья, приветствуем тебя в твоем доме ... здесь ты жила ... здесь ты молилась с Ним ... здесь вы вместе читали Священное Писание ... вернулись вы в этот дом в Назарете».
Посему, согласно папе, в Лорето находятся не просто «святые камни», перенесенные сюда людьми и здесь же «собранные» в домик (как утверждают многие ученые), но именно тот самый дом из трех стен - пребывающий в целости уже несколько столетий - в котором произошли все основные события жизни Марии и который был перенесен в Лорето чудесным образом, ангельскими усилиями.
В заключение можно вспомнить слова папы Льва XIII, написавшего в своей энциклике «Felix Lauretana Cives» (23 января 1894 г.): «Да осознают все, и в первую очередь - итальянцы, какой особый дар был дан Господом, который с такой предусмотрительностью унес (чудесным образом) Дом от недостойной власти и в выдающемся акте любви предложил его им [итальянцам]. И впрямь в этом блаженнейшем жилище было освящено начало человеческого спасения чрез великое и чудесное таинство вочеловечение Господа, которое примиряет потерянное человечество с Отцом и все возрождает». И еще: «Господь так пожелал возвысить имя Марии, к которому взывают, что позволил свершиться в этом месте [Лорето] знаменитому пророчеству: «Все поколения назовут меня блаженной».
Сайт: http://www.santuarioloreto.it