Формула согласия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Формула Согласия (лат. Formula Concordiae) — одна из символических книг лютеранской церкви, опубликованная на немецком в 1576 году и переведенная на латынь в 1584 году. По догматической значимости равна «Аугсбургскому исповеданию». Она должна была послужить прекращению распри между ортодоксальными гнесиолютеранами и прокальвинистскими меланхтонистами, возникшей после смерти Лютера.
Содержание |
[править] История создания
Тюбингенский канцлер Яков Андреэ занялся делом Согласия в интересах соглашения швабских и нижнесаксонских лютеран. Его, подписанное вюртембергскими богословами, исповедание веры исправлено нижнесаксонскими богословами Хемницем и Хитройсом (Schwäbischnie-dersächsische Konkordie, 1574), а затем подверглось новой переработке со стороны вюртембергцев (Maulbronner Formel, январь 1576). В 1576 году курфюрст Август Саксонский созвал в Торгау богословский конвент, в котором приняли участие Яков Андреэ, Давид Хитройс из Ростока, Мартин Хемниц из Брауншвейга, Андреас Мускулус, генерал-суперинтендент бранденбургской марки, Христоф Кернер из Франкфурта на Одере и 12 католических богословов. Здесь, на основании прежних формул, составлена торгауская книга (das Torgauische Buch), которая, по получении отзывов с разных сторон, в 1577 году переработана названными учеными, к которым присоединился еще Николаус Зельнеккер из Лейпцига, и получила название бергской книги (Bergisches Buch) или Формулы Согласия.
Однако, намерение соединить все лютеранские церкви под знаменем нового символа не имело успеха. Церковное признание Формула Согласия получила, в курфюршествах Саксонии и Бранденбурге, в 20 герцогствах, 24 графствах, 35 имперских городах; отвергли ее в Гессене, Цвайбрюккене, Ангальте, Померании, Дании, Швеции, Нюрнберге, Страсбурге и т. д., однако со временем она была принята и на указанных территориях. Формула Согласия первоначально была написана по-немецки в 12 статьях и лишь позже Лукасом Озиандером переведена на латинский язык.
[править] Содержание
- Библия единственный критерий правильности веры, прочие книги могут носить лишь вспомогательный характер (Sola Scriptura).
- Исповедание трех Символов веры.
- Катехизисы Лютера, вошедшие в Книгу Согласия, названы «Библией для мирян»
- 1 артикул. Убеждение в абсолютной испорченности человеческой природы.
Первородный грех является отнюдь не слабым и незначительным, но столь глубоким извращением человеческой природы, что ничего здорового или неразвращенного не осталось в человеческом теле и человеческой душе
- 4 артикул. «Добрые дела, конечно и несомненно, следуют за истинной верой»
- 5 артикул (лат. De Lege et Evangelio) — разделение Закона и Евангелия): "Евангелие — это проповедь покаяния и прощения грехов"
- 6 артикул: 3 применения закона: дисциплина, осознание грехов, моральное руководство
- 7 артикул (лат. De Cœna Domini): Критика цвинглианства (сакраментариев) и папизма в вопросе о Причастии: Тело Христово присутствует (consubstantiatio) в хлебе, но не символизируется и не пресуществляется (transsubstantiatio). (см. 10 артикул Аугсбургское исповедание). Критика утонченного сакраментализма: тело Христово пристутствует не духовно, но подлинно поедается зубами.
- 8 артикул. Утверждение Богородицы (лат. Mater Dei)
- 9 артикул (лат. De Descensu Christi ad Inferos). «Христос сошел в ад и уничтожил ад для всех верующих»
- 10 артикул (О церковных обрядах). О необязательных предписаниях (лат. Adiaphora). "община Божья в любом месте и в любое время имеет власть, согласуясь с собственными обстоятельствами, изменять подобные церемонии"
- 11 артикул: разделение предведения и предопределения (лат. Prædestinatio).
- 12 артикул. О ересях (лат. De Aliis Hæresibus et Sectis).
- Анабаптисты лат. Errores Anabaptistarum), утверждающие праведность младенцев и отрицающие первородный грех
- Швенкфельдеры (лат. Errores Schwencofeldianorum), утверждающие совершенство обращенных
- Новоариане (лат. Error Novorum Arianorum), отрицающие божественность Иисуса Христа
- Антитринитарии (лат. Error Antitrinitariorum), дополняющие триипостасность троесущием.