Иезуиты

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Иезуиты
Герб
Полное название

Общество Иисуса

Латинское название

Societas Jesu

Сокращение

S.J.

Церковь

Католическая церковь

Девиз

Ad majorem Dei gloriam (К вящей славе Божьей)

Основатель

св. Игнатий Лойола

Дата основания

1534

Год утверждения

1540—1773 / 1814

Количество монашествующих

Более 20 000 (2010)[1]

Количество Русских

10 (2010)[2]

Сайт ордена

Иезуи́ты (Орден Иезуитов; официальное название «Общество Иисуса» (лат. Societas Jesu) — мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Иезуиты сыграли большую роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый — послушания папе римскому «в вопросах миссий».[3] Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam» («К вящей славе Божией»).


Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 — священники. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 тысячи — в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1536 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни.

Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего СССР, за исключением стран Прибалтики, относятся к Независимому Российскому Региону.

Церковь Святейшего Имени Иисуса, главный иезуитский храм в Риме

В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

Содержание

[править] Принципы ордена

Основные принципы построения ордена: жесткая дисциплина строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы - пожизненно избираемого генерала ("чёрного папы"), подчинённого непосредственно папе римскому. Система морали, разработанная иезуитами, ими самими называлась "приспособительной" (accomodativa), так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования. Для большей успешности их деятельности орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством иезуитам (освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.), в сочетании с обязательным взаимным шпионажем внутри ордена[источник?] и т. п. способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации, в короткое время распространившей свою деятельность на многочисленные страны. Слово "иезуит" приобрело переносное значение.

В средние века иезуиты активно использовали казуистику, систему пробабилизма, а также применяли различные приемы для трактовки вещей в выгодном для себя ключе, в частности мысленные оговорки и т. п. Из-за подобной морали в бытовом языке слово «иезуит» стало синонимом хитрого, двуличного человека. Многие тезисы иезуитской морали были осуждены папой Иннокентием XI, Александром VII и другими. С иезуитами полемизировал Паскаль в своих Письмах к провинциалу. Несмотря на то, что современные иезуиты не сильно выделяются своей философией на фоне других католических орденов, часть критиков считает, что иезуиты не до конца отвергли принятую в средние века мораль, допускающую очень вольное трактование различных вещей и событий.

[править] История ордена

[править] Основание

Игнатий де Лойола, основатель «Общества Иисуса», родился в 1491 году в замке Лойола в стране Басков в Испании. 1523 год он провёл в Иерусалиме, исследуя „пути Иисуса“. По возвращении он учился в Барселоне, потом в городе Алькала. Сложные отношения с инквизицией (он даже просидел несколько дней в тюрьме) заставили его покинуть Алькала и отправиться в Саламанку, а затем в Париж, где он учился в Сорбонне. Ему в это время было 37 лет.

В конце 1536 года он с группой товарищей (среди них Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симан Родригиш) идут в Рим и, в ноябре 1537 года, принятые папой Павлом III, поступают на службу Церкви для выполнения любой её миссии.

Теперь, когда их могут разослать «по всему миру», сотоварищи предчувствуют, что их группа может распасться. Перед ними встаёт вопрос о том, какие отношения они должны отныне установить между собой. Отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным. На них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, после долгого размышления они приняли решение основать новый монашеский орден. Написан проект устава, который представили папе. Последний утверждает его 17 сентября 1540 года. В апреле следующего года товарищи Игнатия избирают его своим настоятелем («praepositus»).

В течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководит Обществом и составляет Конституции нового института. К дню его смерти они практически завершены. Первая Конгрегация, которая изберёт его преемника, внесёт в этот труд последние штрихи и официально его утвердит.

[править] Распространение учения

Члены Общества, число которых стремительно растёт, разосланы по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправляется в Индию, потом в Японию и умирает в Китае. Нобрега в Бразилии, прочие — в Конго и Мавритании служат зарождающейся Церкви. Четыре члена Общества участвуют в Тридентском соборе, который занимается реформой Церкви.

Структура ананаса, из книги польского иезуита Михала Бойма Flora Sinensis[4] (Флора Китая)

В 1565 году орден насчитывал 2000 членов; в 1615 году, когда умер пятый генерал ордена, — 13 112. Основаны «редукции» Парагвая.

В 1614 году более миллиона японцев — христиане (до того как Общество в этой стране подверглось преследованиям). В Китае высокообразованные иезуиты (см.: Маттео Риччи, Йоханн Адам Шалл (англ. Johann Adam Schall von Bell)) получают от императоров право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы.

[править] Восстановление общества

Общество было восстановлено в 1814 году. Первым генералом возрождённого ордена стал российский иезуит Фаддей Бжозовский.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания (например, французский журнал «Etudes» основанный в 1856 год). Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В 1903 году была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии.

Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук. Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден.

Французские иезуиты изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором: о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Другая важная сфера — экуменическая деятельность. Второй Ватиканский собор дал ей мощный импульс. Одним из пионеров в этой области был о. Августин Беа (впоследствии кардинал).

В 1965 году была созвана 31-я Генеральная Конгрегация, которая избрала нового Генерала, о. Педро Аррупе и задумалась над некоторым необходимыми изменениями (формация, образ апостольства, функционирование Общества и т.п.). Через 10 лет о. Педро Аррупе собирает 32-ю Генеральную Конгрегацию. Эта Конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», которая была определена 31-ой Конгрегацией, выдвинула и другую задачу — участие Ордена в борьбе за справедливость в мире.

В 1960-е годы заметно значительное уменьшение числа членов, особенно в странах «первого мира» (максимальное число было достигнуто в 1965 году — 36 038). Сегодня ситуация несколько стабилизировалась. Надо добавить, что на бывших территориях миссий, в частности, в Азии и в Африке, возникли новые провинции.

[править] Иезуиты в России

Португалец Томас Перейра, один из первых иезуитов, посетивших Россию (1689 год)

До XVIII века иезуиты нечасто попадали в Московское царство; однако иезуиты Перейра (англ. Thomas Pereira)) и Жербильон, входившие в состав китайской делегации в Нерчинске в 1689 году, сыграли значительную роль в заключении Нерчинского договора.

После роспуска Общества в Европе и первого раздела Речи Посполитой, двести один иезуит в четырёх колледжах и двух резиденциях польских и литовских областей оказался на территории Российской империи под покровительством Екатерины II. Последняя, по доставке в Польшу в сентябре 1773 года буллы Dominus ac Redemptor, повелела считать буллу несуществующей.

Возглавлявший иезуитов ректор полоцкого коллегиума литвин Станислав Черневич, который незадолго до публикации папской буллы в Речи Посполитой был назначен вице-провинциалом иезуитов в Белоруссии, обратился к Пию VI, изложив тому ситуацию, в которой оказались иезуиты в России и прося дать каким-либо образом знать о своей позиции. 13 января 1776 года Папа дал загадочный ответ: «Пусть плод ваших молитв, как предвижу я и желаешь ты, будет благоприятен». Белорусские иезуиты продолжили служение в своих школах и церквах.

В 1800 году новый император Павел I передал обществу церковь святой Екатерины в Санкт-Петербурге и дал свое согласие на устройство колледжа при ней. В ряды Общества вступали русские, как-то князь Иван Гагарин (18141882), публицисты Иван Мартынов (18211894) и Евгений Балабин (18151895)‚ основатели существующего ныне журнала «Etudes».

7 марта 1801 года Папа Пий VII издал документ Catholicae fidei, в котором официально утвердил Общество Иисуса, продолжавшее существовать в Российской империи, что в частности было сделано по личной письменной просьбе императора Павла I. Подтверждение стало предтечей последовавшего в 1814 году полного восстановления Ордена иезуитов во всём мире.

16 декабря 1816 года был опубликован указ о высылке иезуитов из Петербурга и запрещении им въезда в обе столицы; иезуиты были вывезены в Полоцк.

13 марта 1820 года Император Александр I, ввиду прозелитизма иезуитов, по докладу князя А. Н. Голицына, подписал указ о высылке иезуитов из Российской империи. Все их учебные заведения закрывались, имущество конфисковывалось. Российским подданным, если они покидали Орден, дозволялось остаться в России. За 18201821 годы было выслано 317 иезуитов, 23 российских подданных порвали с орденом.[5]

Запрет деятельности иезуитов действовал до падения монархии в марте 1917 года.

Советская власть и её идеология относилась к иезуитам крайне негативно, подавая их как аморальную шпионскую спецслужбу католической церкви. .

21 июня 1992 года Минюстом России был зарегистрирован Независимый Российский Регион Общества Иисуса.

В конце октября 2008 года в Москве, в квартире на улице Петровке, были убиты иезуиты Виктор Бетанкур и Отто Мессмер. Последний, уроженец Караганды, из семьи немецких католиков, с 2002 года был настоятелем Независимого Российского Региона «Общества Иисуса».[6] Уголовное следствие склонялось к бытовой версии убийства.[7]

См. также статью: Католицизм в России
См. также статью: Католицизм в Белоруссии

[править] Критика общества иезуитов

[править] Иезуитский антисемитизм

Согласно исследованию философа и историка Ханны Арендт, именно иезуитское влияние было причиной распространения антисемитизма в Европе. Так, например, иезуитский журнал «Civiltà Cattolica», бывший одним из наиболее влиятельных католических журналов, в то же время «был в высшей мере антисемитским».[8] С 1592 по 1946 годы в ряды ордена не принимали лиц из числа так называемых «новых христиан», то есть людей из обращённых еврейских и мусульманских семей.[9]

[править] Генералы Ордена

Основная статья: Генералы Общества Иисуса
  1. Св. Игнатий де Лойола (19 апреля 1541 — 31 июля 1556)
  2. Диего Лайнес (2 июля 1558 — 19 января 1565)
  3. Св. Франсиско Борджа (1565—1572)
  4. Меркуриано (англ. Everard Mercurian) (1573—1580)
  5. Аквавива, Клаудио (1581—1615)
  6. Муцио Виталески (англ. Mutio Vitelleschi) (1615—1645)
  7. Винценто Карафа (англ. Vincenzo Carafa) (1645—1649)
  8. Франческо Пикколомини (1649—1651)
  9. Алоизий Готтифреди (англ. Aloysius Gottifredi) (1652—1652)
  10. Гошвин Никель (англ. Goschwin Nickel) (1652—1664)
  11. Джованни Паоло Олива (англ. Giovanni Paolo Oliva) (1664—1681)
  12. Шарль де Ноэль (англ. Charles de Noyelle) (1681—1686)
  13. Тирс Гонсалес де Санталла (англ. Thyrsus González de Santalla) (1686—1705)
  14. Микеладжело Тамбурини (англ. Michelangelo Tamburini) (1706—1730)
  15. Франц Ретц (англ. Franz Retz) (1730—1750)
  16. Игнацио Висконти (англ. Ignacio Visconti) (1751—1755)
  17. Алоизий Центурионе (англ. Aloysius Centurione) (1755—1757)
  18. Лоренцо Риччи (англ. Lorenzo Ricci) (1758—1775)
  19. Фаддей Бжозовский (1814—1820)
  20. Луиджи Фортис (1820—1829)
  21. Ян Филипп Ротан (1829—1853)
  22. Петер Ян Бекс (1853—1887)
  23. Антон Андерледи (1887—1892)
  24. Луис Мартин (1892—1906)
  25. Франц Ксавье Венц (англ. Franz Xavier Wernz) (1906—1915)
  26. Владимир Ледуховский (англ. Wlodimir Ledóchowski) (1915—1946)
  27. Жан-Батист Жансен (англ. Jean-Baptiste Janssens) (1946—1965)
  28. Педро Аруппе (англ. Pedro Arrupe) (1965—1983)
  29. Питер Ганс Кольвенбах (англ. Peter Hans Kolvenbach) (13 сентября 1983—2008)
  30. Адольфо Николас (с 19 января 2008)

В период с 1801 по 1814 члены ордена продолжали свою деятельность на территории Российской империи, формально орден возглавляли:

  1. Франциск Каре (1801—1802)
  2. Габриэль Грубер (1802—1805)
  3. Фаддей Бжозовский (1805—1814)

[править] Известные иезуиты

Образование в иезуитских школах получали Декарт, Корнель, Мольер, Лопе де Вега, Дж. Джойс и многие другие видные писатели и учёные.

[править] Иезуиты в мировой литературе


[править] Библиография

[править] Примечания

  1. Общество Иисуса в России и СНГ - FAQ. Проверено 25 июля 2010.
  2. Общество Иисуса в России и СНГ - Где мы. Проверено 25 июля 2010.
  3. FAQ - 15. Последние обеты. Общество Иисуса в России и СНГ. Проверено 25 июля 2010.
  4. commons:Category:Flora Sinensis
  5. Чуркина И. В. Иезуиты в России // Вопросы истории. — 1996. — № 10. — С. 149.
  6. Убитые в Москве священники-иезуиты будут похоронены в Эквадоре и Германии. NEWSru.com. Проверено 1 ноября 2008.
  7. Кто убил иезуитов?. InoPressa.ru. Проверено 25 июля 2010.
  8. Ханна Арендт. Глава четвертая. История Дрейфуса // Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996. С. 161
  9. Сайт ордена иезуитов

[править] Ссылки

Личные инструменты
Пространства имён
Варианты
Действия
Навигация
Участие
Печать/экспорт
Инструменты
На других языках