Все так
Ведущие:
Венедиктов Алексей ,
Басовская Наталья
| Время выхода в эфир:
cуббота, 18:08
Подробнее о передаче
Воскресенье, 06.01.2008
Папа Григорий XIII: воинствующий Папа
А. ВЕНЕДИКТОВ: 13 часов и 12 минут в Москве. Вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы», это наша, совместно с Натальей Ивановной Басовской, программа «Всё так». Сегодня мы будем говорить о Папе Григории XIII, о Римском папе, не о вашем папе. Естественно, как всегда, мы разыгрываем книги. У нас будет сегодня 20 победителей. Сначала объявлю вопрос. Как называется корона Римских пап? Как называется головной убор Римских пап? Если вы это помните – присылайте нам ответ на смс +7-985-970-45-45. Это московский номер для смс-сообщений. Не забывайте подписываться. Конечно же, работает пейджер и Интернет. Как называется церемониальный головной убор Римский пап? Что получают победители? Первые 10 победителей получают книгу издательства «Молодая гвардия», серии «Повседневная жизнь» Книга называется «Повседневная жизнь папского двора времён Борджиа и Медичи». Немножко раньше, чем наш герой, но, тем не менее. С 11 по 20 победитель получают книгу Самуила Лозинского «История папства», серия «Популярная историческая библиотека», издательство «Русич». [повторение вопроса и телефона].
Наша программа «Всё так» начинается. Григории XIII, Римский папа сегодня наш герой. Отчего он наш герой? Потому, что календарь. Наталья Ивановна, здравствуйте.
Н. БАСОВСКАЯ: Добрый день. Знал бы он, что он герой, потому, что календарь. Его жизнь, о которой очень мало известно, Римских пап уж очень много было и разные следы они оставили в Истории. Его жизнь, как политического деятеля, церковного деятеля, государственного человека, у нас известна мало, а про календарь, пожалуй, многие слышали, потому, что он Григорианский. И потому, что это очень заметное явление, властвовать временем. Он бы удивился, что он остался в памяти потомков, как инициатор изменения календаря. Чтобы понять, почему он мог бы удивиться, давайте припомним его жизнь. Он принадлежит к категории так называемых «воинствующих пап», есть такой термин в историографии, эпохи контрреформации. Сюда же входят еще несколько фигур. Люди, которые занимая папский престол, отдавали огромные силы и огромную энергию тому, чтобы остановить реформу церкви.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Потому, что они думали, что это случайно, что это просто несколько злых умов.
Н. БАСОВСКАЯ: Да. Лютер [ред. (нем. Martin Luther; 10 ноября 1483, Айшлебен, Саксония — 18 февраля 1546)], Цвингли [ред. (нем. Ulrich Zwingli; 1 января 1484, Вильхаус, кантон Санкт-Галлен — 11 октября 1531, Каппель-на-Альбисе, кантон Цюрих)], Кальвин [ред. фр. Jean Calvin, также Cauvin; лат. вариант имени Ioannes Calvinus; (10 июля 1509 — 27 мая 1564) — французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.], Гус [ред. (чешск. Jan Hus, 1369/1371, родился в селе Гусинец в южной Богемии — 6 июля 1415, Констанц)], когда-то, раньше, несколько отступников. А что это вообще-то назревший духовный переворот, принять было невозможно. И они отдавали этому жизнь. В каком-то смысле творец нового календаря, в этом аспекте политическом, по сути, пытался остановить время, остановить ход Истории. Календарь календарём, а остановить реформацию, которая была явлением и знамением выхода из средневековья, одним из знаков – это было невозможно. Но им это не дано было знать. Итак, бурный, буйный поборник возрождения идеи папской теократии, т.е. власти пап, идущей прямо от Бога и стоящей над всеми остальными видами власти, духовной и светской тоже.
Праздновал Варфоломеевскую ночь [ред. резня гугенотов во Франции, устроенная католиками в ночь на 24 августа 1572, день св. Варфоломея.], подробности потом. Празднуют разные вещи. Он праздновал её. Возродил и далеко продвинул явление, которое называлось непотизм, по-русски – кумовство, от латинского непотиз [nepotismus]. Внук, племянник возродил этот непотизм, болезненное явление в церкви. И, наконец, календарь, который для него был тоже связан с его служением, с его верой, с церковью и тоже мы об этом ещё скажем. Итак, кто он такой? Подробности из частной жизни Римских пап – вещь редкая и по сей день. И знаем мы немного. Но все-таки. В миру – Уго Бонкомпаньи. Уго – имя тоже сегодня политическому деятелю принадлежащее. Из богатой, достаточно знатной семьи. [ред. Григо́рий XIII (лат. Gregorius PP. XIII; в миру Уго Бонкомпаньи, итал. Ugo Boncompagni; 7 января 1501 — 10 апреля 1585) — папа римский с 13 мая 1572 по 10 апреля 1585. ]
А. ВЕНЕДИКТОВ: В 19 веке стали принцами.
Н. БАСОВСКАЯ: Очень знатные люди.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Кстати, в Риме есть улица Бонкомпаньи. Там, где стоял когда-то их особняк.
Н. БАСОВСКАЯ: В Болонском университете оказался человеком очень учёным, увлекался наукой по-настоящему, поскольку в Болонском университете занял кафедру канонического права. Это был грамотный, образованный юрист. И сказать, что его попытка остановить время в виде реформации была заблуждением непросвещенного и темного, нет.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Он стал доктором права в 28 лет, что было…
Н. БАСОВСКАЯ: Молодой и способный.
А. ВЕНЕДИКТОВ: В эпоху вот такого сложного получения всяких градаций, он в 28 лет возглавил кафедру, стал доктором права, т.е. он учёный.
Н. БАСОВСКАЯ: Безусловно, не бездарен, не лишён интеллекта. Получил звание кардинала. Но вот кто такой кардинал? Вообще, кардиналы сегодня мы знаем, что это примерно 70 человек.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Мы знаем, что он Ришелье. Это мы знаем точно.
Н. БАСОВСКАЯ: В сущности, должность, статус кардинала, что это такое? От простейшего слова «кардо», что означает – дверной крюк. В 5-11 веках - это духовные лица, постепенно укрепляющие свои позиции, занимавшие постоянные места в определенных приходских церквях, но не в деревнях, а городах. Которые были так прочно связаны со своими местами, как писали в источниках, как дверь соединена с крюком, на котором висит. Я, правда, не догадалась бы сказать, что дверь висит на крюке, наверное, устройство было не такое, как у сегодняшних железных дверей. В 1059 году, уже начало второй половины 11 века, Декретом Латеранского Собора один из пап, Николай II предоставил кардиналам право избирать пап. То есть, эта практика идёт только с середины, начала второй половины 11-го века. Конклав собрания – примерно 70 кардиналов, сначала был гораздо меньше, 7, 11. По сей день избирает папу из своей среды. Конклав, буквально – «Запертый зал», ибо до того момента, пока не примут решение тайным голосованием, кто из их среды станет папой, они не имеют права покидать это помещение. Слуги, которые их обслуживают, тоже не имеют права покидать соседнее помещение. Всё под замком. Отсюда – конклав.
И вот этот, достаточно учёный, образованный человек получает кардинальскую шапку, как сейчас говорят, потому, что появилась практика, что у кардиналов такой головной убор. Не тот, о котором Вы спросили наших радиослушателей, но тоже головной убор, который является отличительным. В католической церкви, впрочем, и в православной тоже, головной убор знаменует в церковной иерархии статус, чтобы сразу было видно…
А. ВЕНЕДИКТОВ: Типа погоны или аксельбанты.
Н. БАСОВСКАЯ: Да, своего рода. Так же, как и цвет одеяния. У епископов – лиловый, у кардиналов – красный, у пап – белый или золотой. И всё сразу, как будто бы сразу написано, кто он есть. В общем-то, для эпохи становления христианской церкви, в том её великом статусе, в котором она поныне существует, очень был важен имидж, картинка, визуальный ряд, как мы скажем сегодня. Ибо она заменяла безграмотной пастве текст. И люди, не умевшие ни читать, ни писать, большинство абсолютное верующих, по визуальному образу составляли себе представление, не хуже, чем по тексту. Кардинал он был, видимо, заметный, в силу своей образованности, прирожденного ума и невиданной энергии. И он это доказал, он 15 лет был на папском престоле. Но вступил он туда в 70, т.е. эти 15 лет были после рубежа 70-летнего человека. И энергичен был он невероятно. И папой Пим IV этот кардинал был направлен для участия в заседаниях Тридентского собора [ред. Триде́нтский собо́р — девятнадцатый Вселенский собор (по счёту Римско-Католической Церкви), открывшийся 13 декабря 1545 году в Тренто (лат. Tridentum) по инициативе Папы Павла III, главным образом в ответ на Реформацию, и закрывшийся там же 4 декабря 1563, в понтификат Пия IV, был самым важным собором в истории Католической Церкви.], в Германию, город Тридент, латинский – tridentum. Там, с перерывами, сначала он заседал только в Триденте, потом заседал в Болоньи, поскольку атмосфера в Триденте накалилась, а Болонья была тогда очень настроена позитивно в отношении папства. Всего 6 лет примерно заседал этот Собор, с перерывами, с 1545 по 1563, даже больше шести лет. Там он оправдал доверие пославшего его папы Пия IV. Он последовательно, умно, аргументировано, с юридическими аргументами отстаивал принцип абсолютной полноты папской власти. А принцип этот подвергался сомнениям со всех сторон. Прежде всего он подвергся сомнениям не сформулированным в разгаре еретических движений, которые предшествовали реформации, от развратности многих фигур на папском престоле, такой человек не может иметь всеобъемлющей власти, такой человек, такая личность не может…
А. ВЕНЕДИКТОВ: То есть, это был бунт епископов?
Н. БАСОВСКАЯ: Отчасти, участвовали и епископы, и простые люди. А сформулировал это, в конце концов, Ян Гус, который сказал, что истинный глава церкви только сам Иисус Христос. Вот уж фигура морально безупречная, а никакой другой человек, кто бы он ни был, не может быть бесспорным главной христианской церкви. Надо сказать, что довольно долгое время – с 11 по 15 век, внутри церкви и рядом с ней, в окружении, было широкое движение за реформу церкви, клюнийское движение [ред. Клюнийское движение — движение за реформу монашеской жизни и церкви, центром которого было Клюнийское аббатство], мы о нём как-то говорили. Это люди, искренне хотевшие исправить нравы и провести реформы не такие, как реформация, что изменить и богослужение, и взаимоотношение представления о взаимоотношениях человека с Богом. Нет! Очистить нравы, очистить церковь от фигур, которые не соответствуют. Тридентский Собор подвёл черту под этим.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Но наш герой был ортодоксом.
Н. БАСОВСКАЯ: Безусловным.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Ему в это время 65 лет. Конец жизни для 16 века. 65 лет – это даже не средний возраст. Там средний, по-моему, возраст у мужчин 45-48 лет.
Н. БАСОВСКАЯ: Это даже много. Я думаю, что это много. Вокруг 40.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Он глубокий старец по понятиям 16 века.
Н. БАСОВСКАЯ: После 50 считался старик совсем. Старец. Вот писали мои хронисты о французском короле Карле VI. И я когда-то, как очень молодой исследователь, полностью попала под их влияние и написала в своей какой-то ранней статье, вокруг 100-летней войны, что «дряхлый Карл VI», не посчитала, это теперь я считаю, встретила замечательного коллегу Владимира Ильича Райтиса, который писал о Жанне д’Арк. Мы познакомились и он сказал: «Для Вас я, конечно, дряхлый старец, потому, что мне, как и Карлу VI, 54 года.» И я поняла, что значит пойти на поводу у источника. Да, он был в 16 веке не таким дряхлом, но старым человеком. А это не чувствовалось в его поведении. Итак, вся полнота папской власти. Папская теократия, это сам наместник Бога на земле и никаких больше реформ, никакого очищения, потому, что разговоры об очищении нравов духовенства приводят неизбежно к тому, что и папу надо поправить, если он в чём-то неправ. Нет. Папа абсолютно безгрешен. И вот этот догмат, восходящий к очень древним временам, к временам Карла Великого и папы Льва, который сначала ослеп, потом прозрел. Вернуть его в начавшемся новом времени, ибо 16 век – это даже не порог, это начавшееся новое время. Это время экономически переродившейся Европы, духовно переродившейся Европы. Вернуть вот это былое. В 1572 году этот заслуженный кардинал, этот человек, который…
А. ВЕНЕДИКТОВ: Боец!
Н. БАСОВСКАЯ: …показал, что он боец, умница, воинствующий. Он становится воинствующим папой.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Причем, его избрали достаточно быстро. Конклав длился недолго, потому, что в этот момент была война.
Н. БАСОВСКАЯ: Но готовил этот конклав очень знаменательный тип – кардинал Гранвела, это палач…
А. ВЕНЕДИКТОВ: Красная собака, как его называли.
Н. БАСОВСКАЯ: Да. По цвету красного одеяния. То есть, раз кардинал Гранвела [ред. (Granvelle, Granvela) Антуан Перрено де (1517-86), кардинал (с 1561), в 1559-1564], считай, что это Филипп II Испанский, потому, что Гранвела – это прямое орудие Филиппа II. Итак, Конклав работал под влиянием этих наихристианнейших, самых католических фигур в тогдашней Западной Европе.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Давайте вспомним расстановку сил в Европе. Великобритания, Елизавета.
Н. БАСОВСКАЯ: Заражена ересью.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Франция. Гражданская война.
Н. БАСОВСКАЯ: Гугеноты, кальвинисты.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Католики и т.д. Испания. Наихристианнейший король.
Н. БАСОВСКАЯ: Вот она, опора!
А. ВЕНЕДИКТОВ: Голландия. Восстание гёзов. Германия.
Н. БАСОВСКАЯ: Допрыгались до республики в Голландии.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Германия. Часть государей поддерживает реформаторов.
Н. БАСОВСКАЯ: Аугсбургский религиозный мир, 1555 год. Это мир, который чреват бесконечной войной, потому, что он закрепляет разделение княжеств на католические и протестантские. [ред. соглашение, заключённое 25 сентября 1555 г. на рейхстаге в Аугсбурге между лютеранскими и католическими субъектами Священной Римской империи и римским королём Фердинандом I, действовавшим от имени императора Карла V]
А. ВЕНЕДИКТОВ: А у нас Иван Грозный.
Н. БАСОВСКАЯ: А у нас Иван Грозный. И наш папа, персонаж наш сегодняшний, имел некое отношение к Ивану Грозному.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Я просто хотел напомнить про Европу, что это время бурлящее, 70-годы 16 века.
Н. БАСОВСКАЯ: Явления разлома, реформация. А наш персонаж страстный поборник того, что реформацию должно и можно истребить. Вот он этого не понимал.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Я пытался понять, почему он взял имя Григорий. Потому, что он был наследником Пия V, идеологическим. Почему он взял Григория? Пытался найти некую связь.
Н. БАСОВСКАЯ: Есть. Григорий Великий – это один из ранних деятелей христианской церкви, человек, который своими некими реформами, установлениями, определил многое в догматике, ритуалах и строгом следовании тому, что организация церковной вертикальна. Там с вертикалью власти было чётко в глазах католиков. И папа полностью соответствует Божьей воли и способен ее осуществлять.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Он избран папой 13 мая 1572 года, до Варфоломеевской ночи всего 3 месяца.
НОВОСТИ
А. ВЕНЕДИКТОВ: Прежде, чем мы продолжим, мы вас спросили, как называется корона, головной убор Римских пап. И разыгрываем, первые 10 человек получают книгу Жака Эрса из серии «Повседневная жизнь папского двора времён Борджиа и Медичи», вторые, с 11 по 20 – книгу Лозинского «История папства». Наши победители, которые правильно сказали, что это тиара и сказали очень быстро. Вера (951), Галина (875), Анита (255), Юрий из Казани (515), Полина (453), Александр (513).Надежда (518), Игорь (104), Даша (315) и Владимир (144). Книгу Лазинского получают – Галина (663), Дмитрий из Перми (268), Таня, или Тоня (721),Костя (747), Тамара из Владикавказа (483), Владислав (037), Яна (251). Сергей (828), Руфа (042) и Михаил из Томска (252). Это те, кто получает книгу. И ещё. Прежде чем мы продолжим, я хочу обратиться к нашим слушателям. Мы, с Натальей Ивановной формируем список новых героев на 2008 год. Если вы хотите услышать передачу о каком-то историческом зарубежном деятеле до ХХ века, присылайте ваши предложения прямо сейчас, в течение 20 минут на смс +985-970-45-45, о ком вы хотели бы услышать передачу «Всё так».
За три месяца до Варфоломеевской ночи новый Римский папа. Он избран.
Н. БАСОВСКАЯ: Заметим сразу, что наш неистовый, воинствующий, который всецело посветил себя идее папской власти, её чистоты, он имел-таки побочного сына Джакомо.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Нормально!
Н. БАСОВСКАЯ: И, как пишут специалисты, это последний папа, относительно наличия у которого незаконнорожденных детей, сохранились достоверные сведения. Всё остальное скрыто в тумане.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Какой мужчина! Причем, ему 70 лет.
Н. БАСОВСКАЯ: Но проявить политику кумовства в отношении сына он не решился
А. ВЕНЕДИКТОВ: Все знали, что это его сын.
Н. БАСОВСКАЯ: Но двух своих племянников вполне спокойно продвигал высоко. Из-за этого непатизма родились со временем очень знатные семейства в Италии – Баргезе, Лудовизи, Борджио, между прочим, из практики непатизма. И вот двух своих племянников он возвёл не куда-нибудь, а в кардиналы, т.е. сказать, что он лично, внутри себя самого и своей практики, был абсолютно чистым, как кристалл, тоже нельзя. И вот в год своего избрания, через короткое время, его в мае избирают, в августе…
А. ВЕНЕДИКТОВ: Ой! Можно я скажу, как он отреагировал на брак Генриха Наваррского с Маргаритой Валуа? У него запросили разрешения, потому, что Генрих Наваррский был еретиком. Он пишет Карлу IX: «Я не нахожу лучше средства покончить с еретиками, чем этот союз». Это его первое письмо к Карлу IX.
Н. БАСОВСКАЯ: Да. Выйти замуж, чтобы покончить. Но этот брак с самого начала был трагичным. И вот он организовал торжественные празднования Варфоломеевской ночи. Только он и Филипп II Испанский проявили такую публичную радость по поводу убийства в течение одной ночи примерно 2 тысяч гугенотов, а затем, в ближайшие следующие две недели во Франции были убиты, как считается, примерно 30 тыс. протестантов. То есть, празднование, фейерверк, иллюминация, торжественная процессия, богослужение, изготовление специальной медали. Это невероятно! А Филипп II написал приветствие Екатерине Медичи по поводу кровопролития, в котором сказал так, что он восторгается сыном (это Карлом IX), что у него такая мать. И матерью, что у неё такой сын, который это дозволил, допустил или санкционировал неизвестно что.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Более того. Григорий XIII заказывает Вазари, знаменитому живописцу, картину под названием «Папа одобряет убийство еретика Колиньи». И до сих пор эта картина находится в Ватикане.
Н. БАСОВСКАЯ: Картина существует. Убийство было зверское, жестокое. Колиньи был немолодой человек, можно сказать старик, которого зарезали, сбросили с балкона, потом отрезали голову. Это свирепость и приветствовать реки крови – это не очень замечательно. На что же они рассчитывали? Ведь они же хотели, действительно, вот эти воинствующие папы, остановить. Чем остановить? Что же постановил Тридентский Собор, какими средствами можно это сделать? В общем-то, средства, я бы сказала, безнадёжные. Индекс запрещённых книг, который был отменён только в 1934 году. До этого существовал Индекс. Из него со временем исчез Галилей, но там были Ян Гус, Спиноза, Вольтер, Руссо, Стендаль, Гюго, огромный список вполне достойных людей. Бороться с ересью этим способом, чтобы люди не думали неправильно, утверждать категорическое превосходство папы над Собором, коллегиальным органом, расширить деятельность инквизиции, прекрасные меры, но безнадежные. Единственная, относительно созидательная, а не устрашающая мера – открывать дополнительные школы.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Семинары они назывались.
Н. БАСОВСКАЯ: Да. Училища для священников – ортодоксов. Преподавали иезуиты, которых обожал Григорий XIII, и молодые люди должны были дать клятву, страшную клятву, что всю свою жизнь они будут бороться за истинную веру. Ничем другим в жизни отвлекаться не будут. Еще какие были пути, как он хотел победить, этот энергичный 70-летний человек? Стремился насаждать ортодоксальное католичество в сопредельных странах европейских, в Швеции, Ирландии, России. По его приказу иезуит Посевина ездил в Россию к Ивану Грозному. Не уговорить ли его перейти в истинную, единственно истинную – это католическая вера. Не уговорил. Не без успеха проповедники-миссионеры иезуиты проповедовали при поддержке папы Григория XIII в Китае и Японии. И имели даже некоторый успех. То есть, у него временами была иллюзия, что что-то получается. Создал в Риме специальную коллегию для иностранцев, где те же иезуиты готовили специалистов проповедников, миссионеров, пламенных, которые повернут мир, поведут за собой. Конечно, дело обречённое, но выглядело оно таким, имеющим некоторые результаты.
Что же его вдохновляло? Почему Григорий XIII, как и другие воинствующие папы, считал себя вправе властвовать над умами, а сейчас мы увидим, что и над календарём, временем, тоже. Как это сложилось? Я тут задумалась и перелистала некоторые страницы истории, которые показывают, как родилась эта идея. Кто такие, в сущности христианские общины? Это были общины единомышленников, верующих и единственным там званием, титулом, саном – это был харизматик, человек, обладающий харизмой. То есть, боговдохновенный, умеющий проповедовать, умеющий вести за собой людей. И всё. Никаких должностей больше не было. Потом появляются пресвитеры, старейшины, организаторы. Потом дьяконы, те, кто обслуживает совместные трапезы, так называемые трапезы любви, где они совместно принимают пищу не просто, чтобы наестся, а вкушая при этом и светлые идеи. И, наконец, епископы, которые выдвинулись, как организаторы хозяйственной жизни. Они владели кассой, на что там надо существовать, какие-то общие потребы есть, ну, хотя бы эту трапезу обеспечить финансово. Они владели организаторской деятельностью и постепенно внедрилась практика, что епископы – это те, кто побогаче, потому, что он в эту кассу что-то и добавит. Присваивать из неё они стали позже. Вначале добавляли. И тогда меняется отношение к рядовым верующим. Уже не харизматик в чести, боговдохновенный, искренней и идейный человек, а епископ, его называют пастырем. А паству и равноправную общину вдруг уже начинают называть стадом, которое пасет этот самый епископ. То есть трансформация шла очень медленно, постепенно. И со временем появилась идея. В 6 веке она уже зазвучала. В 6 веке, после крушения западной Римской империи, рождения варварских королевств. Что Римский епископ, он какой-то особенный, он первый среди всех других и некий епископ Марцеллин [ред. лат. Ammianus Marcellinus — древнеримский историк (ок. 330 — после 391 н. э.).], ещё в начале 4 века, стал себя называть папой, а с 6 века всех Римских епископов стали называть папами, отец и наставник.
Были соперники у Рима, которые говорили, что нет, не правильно, главный аргумент был, что здесь, в Риме, епископом был апостол Пётр. Но боролись конкуренты, заявляли свои права. Иерусалим, Пела, община берегов Иордана, пытались доказать, что святой Пётр создал их общины, а не римскую. И тогда был выдвинут совершенно сокрушительный аргумент. Поскольку земля Рима наиболее обильно полита кровью мучеников и великомучеников, которых преследовали римские императоры. Именно на ней должен быть епископ номер один. То есть, вот этот епископ номер один, который стал называться папой, он вырос из религиозной практики совершенно другой, искренней, открытой, равноправной, но выросши из неё, папы сочли себя вправе руководить всем христианским миром, твёрдо на это претендуя. Когда в 1054 году разделились православная и католическая церкви, разделились по принципам нюансам, догматики и богослужения, все думали, что это на время. Сегодня мы знаем, что это глубокое разделение. Но, все-таки, римские папы и после этого не оставили свои притязания по поводу того, что они владыки умов, а в лице Григория XIII и времени, быстротекущего.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Прежде чем Вы начнёте говорить про календарь, я хочу сказать, что Григорий XIII использовал такую методику, как создание монсеатов, постоянный посольств. Первым. Посольств во всех странах. Как государь держать постоянное посольство.
Н. БАСОВСКАЯ: Представительство.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Во всех странах, в том числе и протестантских.
Н. БАСОВСКАЯ: Сегодня это вроде как норма, но придумал он. Цель-то была какая? Он очень мало отделял религиозные задачи от общеполитических. Во всяком случае достаточно достоверным считается, что он готовил Варфоломеевскую ночь в Англии. И мечтал о том, чтобы там повторилось тоже самое. При поддержке Филиппа II Испанского, такой мрачной фигуры, он готовил это. Каким образом? Он отлучил официально Елизавету I от католической церкви. Хотя и так ясно, что она придерживалась другой веры. Но сам факт отлучения – это духовная, идеологическая подготовка.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Это освобождение от присяги подданных католиков.
Н. БАСОВСКАЯ: И значит, Варфоломеевская ночь становится уже более реальной. Объявил её низложенной. Он активный политик, причем такой воинствующий политик. Это шаги, которые готовят возможность восстания католиков против Елизаветы, которые будут рассматриваться не как бунт, а как идейное деяние. И поддерживал несколько заговоров с покушениями на её жизнь, что уже совсем не религиозно и не церковно, а чисто политически. Он оправдывал возможное убийство Елизаветы опасностью, которую она представляет для истинной веры. И вот, готовя кадры для борьбы с реформацией, готовя вот такие возможные действия, деяния против того политика, который его не устраивает, он на самом деле стал активным политиком и кое-где преуспел. Он разжигал религиозные страсти и распри не только в Англии, в Швейцарии ему, в сущности, удалось разжечь гражданскую войну. В Швейцарии, где начались убийства протестантов, наподобие Варфоломеевской ночи. Вообще, это его идеал – Варфоломеевская ночь.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Но это Вы как-то загнули!
Н. БАСОВСКАЯ: Он к этому вёл. В городе Валтеллина убито 600 протестантов при его полном одобрении. И в результате несколько антонов на время вышли из швейцарского союза и были довольно преследований протестантов на родине одного из ведущих течений протестантизма. В этом деле у него были некоторые «успехи», возьмем их в кавычки, в Германии и Австрии. Так в Австрии 62 тыс. протестантов насильственно были обращены в истинную веру. И такие попытки были. То есть, ему казалось, что прямым насилием, политическим, кровавым, элементарным, открытым насилием, насилием духовным, таким, как Индекс запрещенных книг и воспитание таких воинствующих священников, служителей церкви, можно будет остановить…
А. ВЕНЕДИКТОВ: …эту случайность, как реформация.
Н. БАСОВСКАЯ: Как он, видимо, думал. Хотя, кто знает, как он точно думал, но это страшное и для него неприемлемое течение. И вы знаете, глядя на его деяния, вы говорите шутливо «загнули». Я же смотрю на факты и такое активное участие в политической деятельности жестокого плана, а именно – заговор, покушение на жизнь…
А. ВЕНЕДИКТОВ: …что было вполне обычно для 16 века, между прочим.
Н. БАСОВСКАЯ: Это нынешняя паства старается этого избегать, безусловно. И вообще, нынешняя христианская церковь довольно правильно, в целом, без нюансов, понимает, что её дела – это дела моральные и прямое участие в политических событиях не дело служителей церкви. Григорий XIII этой концепции не придерживался. Он политик столько же, сколько и служитель Бога. И для 16 века, наверное, это неизбежно, потому, что это век великого духовного разлома, бегло пробежались по западной Европе и центральной Европе. Картина получается очень напряженная. Так что вообще понятно, что время породило такую фигуру. Но и рассматривать эту фигуру, как…
А. ВЕНЕДИКТОВ: ….великого реформатора. Он великий реформатор!
Н. БАСОВСКАЯ: Значит – календарь! Давайте разберёмся с календарём.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Чем, собственно, он и вошёл в Историю. И остался календарь.
Н. БАСОВСКАЯ: Остался календарь, по всему свету шагает, теперь международный, хотя не сразу таким стал. Что его-то побудило? Это же вряд ли содействует борьбе с ересью. Итак, что такое вообще календарь? Сложное явление, с древности существовало несколько систем, мы знаем. Лунный, солнечный и лунно-солнечный и каждый по-своему достаточно сложен. И в древнем Египте, древней Греции. И на основе изобретения календаря, который показывает связь перемещений небесных светил и смены времён года на земле, тут надо быть астрономом и математиком, чтобы хорошо понять, что такое календарь. На почве вот этого явления людей, научившихся связывать эти явления с земными переменами в природе, возникает понятие эры, когда каждая цивилизация избрала какое-нибудь событие реальное или условное, от которого начали считать историческое время. Эры были разнообразные. В Египте, вообще, самое странное явление. Там каждый год правления нового фараона был первым годом, поэтому эры там нет. в древней Греции изобретена была эра, от первых Олимпийских игр, условно 776 год до н.э. В 46 году до н.э. Юлий Цезарь провёл реформу календаря, до Григория XIII.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Замечу я, что тогда, когда уже Рим был всемирным государством. Уже Египет был.
Н. БАСОВСКАЯ: Мировая держава. Юлий Цезарь мог внутренне ощущать, что он реформирует отсчёт времени в тогдашнем цивилизованном мире. Ему советовал египетский жрец Созиген [ред. (Sosigenes) — александрийский ученый, жил в I в. до Рождества Христова]перейти на солнечный, до этого каленты, ноны, иды, путанная система, но реформа проведена. Это лунно-солнечный календарь принят Цезарем и по его имени он получил название Юлианский. Три года по 365 дней, один год – 366 дней. Плюс один день после 28 февраля. И Никейский Собор, христианский, в 325 году принял Юлианский календарь и на основе этого Юлианского календаря, вдохновленного язычником Юлием Цезарем, абсолютным язычником, шла датировка, была приведено своё понятие эры. От рождества Христова. А в 6 веке в западной Европе монах Дионисий, по прозвищу Дионисий малый, провел перерасчёты и выяснил, что 754 год от основания Рима и есть год рождения Христа. Так утвердился Юлианский календарь.
И что было замечено? Что начинаются недоразумения со временем. Постепенно при вычислении Пасхи, срока Пасхи, выяснилось, что расходится срок Пасхи с 21 марта. В 16 веке получилось, что Пасха уже не 21 марта, весеннее равноденствие, а 11-го. И она стала очень совпадать часто с еврейской Пасхой, что совершенно не устраивало таких ортодоксов, как Григорий XIII. И вдохновленный вот этим, более точно высчитывать Пасху, чтобы время этого великого христианского праздника, идущего от языческих традиций, чтобы время этого великого христианского праздника было высчитано правильно, чтобы оно соответствовало не еврейской Пасхе, иудейской, а весеннему солнцестоянию, что связывает этот подход с языческим, между прочим. И было велено пересчитать. Он создал комиссию, примерно из 20 человек, сначала 10, потом 20. Привлёк астрономов, самый заметный из них Лулий. Издал в 1582 году специальную буллу – интергрависимос, по поводу создания нового календаря. И, согласно этой булле, после 4 октября наступила поправка, наступила 15 октября. Поправка была на 10 дней. Разница с Юлианским календарём продолжала нарастать и в ХХ, начале ХХI достигла 13 дней. Григорианский календарь тогда, в 16 веке
А. ВЕНЕДИКТОВ: Постепенно он очень принимался.
Н. БАСОВСКАЯ: Да, конечно.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Анекдот. Известно, что в Испании в 1616 году, 23 апреля умер Сервантес, а в Англии 23 апреля умер Шекспир. Но умерли они не в один день, потому, что в Англии ещё был Юлианский календарь, а в Испании уже был Григорианский календарь. Вот такая шутка истории.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Взаимоотношение человека со временем – вещь сложная. И все вот эти календарные системы при попытках их первых создателей строго взаимодействовать с небесными светилами и сменой времён года в результате несовершенств измерений, сложностей математических вычислений, приводят рано или поздно к тому, что человек хочет управлять временем.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Я хочу сказать про Россию. Известно, что Петр I перешёл на Григорианский календарь, а русская православная церковь оставалось и остаётся в Юлианском летоисчислении. И вот я обнаружил переписку Екатерины II с кем бы вы думали? С Казановой. С тем самым Казановой. О чём они пишут? Вы думаете, они пишут о любви?
Н. БАСОВСКАЯ: Я думаю – о любви!
А. ВЕНЕДИКТОВ: Ничего подобного! Казанова убеждает Екатерину в письме, чтобы она заставила РПЦ перейти на Григорианский календарь. И Екатерина ему отвечает буквально следующее: «Полная уверенность – пишет Екатерина Казанове – нравится умам, привыкшим в важных делах всё подвергать сомнению. А потому, если представляется случай иметь такую уверенность в мелочах, то необходимо этим пользоваться. Мне кажется – пишет Екатерина – что Григорию XIII, нашему герою, не было надобности даже давать отчёт в своей ошибке, хотя бы даже он был уверен, что действительно ошибка существует. Я считаю, что правитель должен быть, - пишет дальше Екатерина – уверенным в глазах своих подданных. Но римский первосвященник мог совершить эту реформу с такой лёгкостью, какой не была бы возможна в греческой церкви, которая строго держится старинных обычаев. Конечно, моя церковь не оказала бы мне неповиновения, если бы я повелела исключить 11 дней, но как огорчились бы они, видя себя вынужденными отменить для сотни святых празднования присвоенного им дня, потому, что он вошёл в число исключенных дней. В вашем календаре для каждого дня значится по большей части лишь один святой, а в нашем их приходится и по 10 и по 12. Вы сами можете видеть, что такая операция была бы жестока, - пишет Екатерина II Казанове по поводу Григорианского календаря. О чём они писали!!!
Н. БАСОВСКАЯ: Безусловно умная женщина. И, в отличие от Петра I, который просто подчинил церковь себе, она на это не решалась, хотя намекнула, что была бы и не против. А Пётр, решительный во всем, он объявил, что отныне в России всё будет по-другому. 15 декабря 1699 года, начало года, 1 января, эра от Рождества Христова, отменяется отсчёт времени от сотворения мира. И после 31 декабря 7208 года от сотворения мира наступило 1 января 1700 года нашей эры. Вот он-то доказал, что ему время подчиняется.
А. ВЕНЕДИКТОВ: А Григорий XIII римский папа умер в возрасте 84 лет и сейчас, кстати, в Соборе св. Петра, на полу в капелле святого Григория можно найти герб его фамилии, герб Бонкампаньи. И там находится его надгробие. Григорий XIII – один из самых чтимых пап в римской католической церкви. Наталья Басовская и Алексей Венедиктов. До следующих встреч!
Н. БАСОВСКАЯ: До следующих встреч!
Тема:
Джон Тальбот - британский Ахилл
Тема:
Аттила - бич Божий. Часть II
Тема:
Хубилай - внук Чингиз-хана
Тема:
Эдуард первый, английский. Устроитель королевства
Тема:
Адмирал Нельсон: герой-моряк, герой-любовник. Часть вторая
Тема:
Адмирал Нельсон: герой моряк, герой любовник. Часть первая
Тема:
Роберт Гвискар: жизнь - это война
↑ Наверх