Варфоломеевская ночь
Варфоломе́евская ночь (фр. massacre de la Saint-Barthélemy — резня св. Варфоломея) — массовая резня гугенотов во Франции, устроенная католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. Традиционно принято считать, что Варфоломеевская ночь была спровоцирована Екатериной Медичи, матерью французского короля Карла IX с подачи своих итальянских советников вроде Альбера де Гонди и Лодовико Гонзага. Резня произошла спустя шесть дней после свадьбы королевской сестры Маргариты с протестантом Генрихом Наваррским, в связи с которой многие из самых богатых и видных гугенотов собрались в преимущественно католическом Париже. Резня началась 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея, спустя два дня после покушения на адмирала Гаспара Колиньи, военного и политического предводителя гугенотов.
Содержание |
[править] Предыстория
[править] Неугодный союз и неугодный брак
Резня в день Святого Варфоломея была кульминацией ряда событий: Сен-Жерменский мирный договор от 8 августа 1570 года, положивший конец третьей религиозной войне во Франции, свадьба Генриха Наваррского с Маргаритой Валуа 18 августа 1572 года и неудавшееся покушение на адмирала Колиньи 22 августа 1572 года.
Сен-Жерменский мир положил конец трём годам гражданской войны между католиками и протестантами, однако вызывал опасения, потому что наиболее радикальные католики отказывались его признавать. Семейство Гизов, возглавлявших наиболее радикальную католическую фракцию, добивалось недопущения присутствия гугенотского лидера, адмирала Гаспара Колиньи при дворе. Однако Екатерина Медичи со своим сыном Карлом IX всячески пытались охладить воинствующий настрой своих единоверцев. К тому же их сопровождали финансовые трудности, которые вынуждали поддерживать мир и оставаться в дружеских отношениях с Колиньи. Гугеноты имели хорошо вооружённую армию, щедрые ассигнования своих аристократов и контролировали укреплённые города Ла-Рошель, Коньяк и Монтобан. Чтобы закрепить мир между двумя противоборствующими сторонами, Екатерина Медичи запланировала на 18 августа 1572 года свадьбу своей дочери Маргариты Валуа с протестантским принцем Генрихом Наваррским, будущим королём Генрихом IV. Но ни римский папа, ни испанский король Филипп II, ни наиболее рьяные католики Франции не разделяли политику Екатерины.
[править] Ход событий
Грядущий брак послужил поводом к сбору в Париже большого количества именитых протестантов, которые приехали, чтобы сопровождать своего принца Генриха на брачной церемонии. Но в Париже господствовали антигугенотские настроения, и парижане, подавляющее большинство которых было католиками, нашли присутствие гугенотских лидеров неприемлемым. В парламенте самого Парижа было решено пренебрежительно отнестись к церемонии брака. Ненависть католиков-простолюдинов подогревалась плохими урожаями, увеличением налогов[1], повышением цен на пищу и предметы первой необходимости. Обыкновенных горожан возмущала показная роскошь, устроенная по случаю королевской свадьбы.
Сам королевский двор был чрезвычайно разделён. Екатерина Медичи не получила разрешения папы римского на этот брак, поэтому французские прелаты были на распутье. Королеве стоило немалых усилий уговорить кардинала Шарля де Бурбона (единственного католика в семье Бурбонов) поженить пару. Назревало противостояние в среде католиков, но Гизы были не готовы вступить в противоборство со своими конкурентами, домом Монморанси. Губернатор Парижа, Франсуа де Монморанси, чувствуя свою неспособность поддерживать в городе порядок и предчувствуя взрывоопасную ситуацию, покинул город за несколько дней до свадьбы.
В Варфоломеевскую ночь и последующие дни в Париже было убито от 3 до 10 тысяч человек. Мать французского короля Карла IX и правительница Франции Екатерина Медичи повелела начать резню гугенотов после того, как не удалось покушение на предводителя гугенотов Гаспара де Колиньи. Де Колиньи оказывал всё больше влияния на Карла IX и убеждал его поддержать восстание протестантов во Фландрии против испанского короля Филиппа II, послав против него объединённую армию католиков и гугенотов. Он видел в этом единственную альтернативу гражданской войне во Франции, однако мешал планам Екатерины по установлению мира с Испанией. Вместе с тем следует отметить определённую обоснованность курса Екатерины Медичи, так как ослабленная десятилетними гражданскими войнами Франция вряд ли могла бы сплотиться против общего врага и уж тем более нанести поражение Испании, находившейся в зените своего могущества.
По мнению историков и беллетристов[2], в планы королевы-матери не входила массовая резня гугенотов. Первоначально планировалось устранение Колиньи и ещё примерно десятка основных военных предводителей гугенотов, а также захват номинальных лидеров гугенотской партии — принцев Бурбонского дома — Генриха Наваррского и его двоюродного брата, принца де Конде. Ненависть парижского населения к гугенотам, а также давняя вражда семейных кланов Колиньи и Гизов превратили намечавшуюся акцию в массовую резню. Легко узнаваемые по чёрным одеждам, гугеноты становились лёгкой добычей для обезумевших убийц, которые не давали пощады никому, будь то старики, дети или женщины. Город оказался во власти разбушевавшейся черни. Мёртвых раздевали — многим хотелось ещё и поживиться одеждой. В таком хаосе можно было спокойно ограбить соседа, разделаться с должником, а то и с надоевшей женой. Никто уже не отслеживал, кто гибнет под шпагами, гугенот или католик. В конце концов король приказал немедленно навести порядок на улицах Парижа.
Сигнал к началу устранения опасных гугенотов прозвучал с колокольни церкви Сен-Жермен-л'Оксеруа. Волна насилия прокатилась по Парижу, а позже и по другим городам и сёлам и вылилась в кровавую баню в масштабах всей страны, длившуюся на протяжении нескольких недель. Количество жертв до сих пор служит предметом споров среди историков, однако, по мнению большинства из них, число жертв варьируется от 5 000 до 30 000 человек.
Резня стала коренным переломом в Религиозных войнах во Франции. Гугенотам был нанесён сокрушительный удар, в результате которого они лишились многих из своих видных предводителей. Резня была «самой ужасной религиозной резнёй столетия»[3], во всей Европе она «оставила в умах протестантов неизгладимый след и мнение, что католицизм был кровавой и предательской религией»[4].
[править] Значение
Во время религиозных войн во Франции нередки были случаи избиения католиков гугенотами, пример тому — «мишеляды» в Ниме в день святого Михаила 1569 г. Однако именно Варфоломеевская ночь поразила воображение современников и заслонила собой другие события противостояния католиков и гугенотов[5]. После Варфоломеевской ночи около 200 тысяч гугенотов бежали в соседние государства. Англия, Польша и немецкие герцогства выразили свое недовольство такой возмутительной вспышкой насилия. Царь Иван Грозный также осудил такое обращение с народом.[источник не указан 174 дня]
«Когда Рим узнал о происшедшей резне, радость духовенства была беспредельной. Вестнику, прибывшему с этим сообщением, кардинал Лотарингский вручил награду в тысячу крон, пушка города св. Анджело громовыми залпами приветствовала это событие. На каждой колокольне звонили колокола; костры превратили ночь в день; Григорий XIII в сопровождении кардиналов и других духовных сановников посетил собор св. Людовика, где кардинал Лотарингский пел: Тебе, Господи… Для увековечивания этого побоища отчеканили медаль, и в Ватикане до сих пор ещё хранятся три фрески Вазари, где изображены нападение на адмирала-гугенота, король, обсуждающий со своими советниками предстоящую резню, и сама резня. Григорий послал „Золотую Розу“, а спустя четыре месяца после резни… он с удовольствием слушал проповедь французского священника… который говорил о том дне, исполненном счастья и радости, когда святейший отец, получив столь отрадные вести, торжественно направился в собор, чтобы возблагодарить Бога и святого Людовика».
[править] Погибшие и выжившие в Варфоломеевскую ночь
С августа по октябрь вспыхивали подобные эксцессы во многих других городах Франции, таких как Тулуза, Бордо, Лион, Бурж, Руан и Орлеан. В них погибло около 6 тысяч человек[источник не указан 75 дней]. Принцы крови — Генрих Наваррский и Генрих де Конде — были помилованы под условием принятия католичества. Известными жертвами были:
- в Париже:
- Франсуа-Жан-Жерве де Барбье, сеньор де Франкур
- Гайо де Крюссоль, сеньор де Бодиснер
- Бернар-Роже де Комменж, виконт де Брюникель
- Жан-Роже де Комменж, сеньор де Брюникель
- Жермен Гарро
- Антуан де Маразен, сеньор де Герши
- Жером де Гроло
- Гаспар де Колиньи, граф де Шатийон
- Франсуа-Номпар де Комон, сеньор де Кастельно
- Арман де Комон, сеньор де Кастельно
- Шарль де Боммануар, сеньор де Лаварден
- Франсуа де Ларошфуко III, принц де Марсийак, граф
- Франсуа де Монейн, сеньор
- сеньор де Монмор
- Гийом д’Астарак, барон де Монтама
- Помпе де Карназе, сеньор де Монтобер
- Жан де Сегюр, барон де Пардальян
- Дени Перро
- Арман де Клермон, барон де Пиль
- Этьен де Шевалье, сеньор де Прюн
- Кристоф де Клэво, сеньор де Пюивио
- Антуан де Клермон, сеньор д’Амбуаз, маркиз де Ренель
- Пьер де Бришанто, сеньор де Сен-Мартэн де Нижель
- Шарль де Кельнек, барон дю Пон де Субиз
- Шарль де Телиньи, сеньор де Монреоль
- Франсуа де Бовэ, сеньор де Брикмо
- Арно де Кавань
- философ-гуманист Пьер де ла Рамэ
Несмотря на огромные жертвы многим протестантам, в том числе видным дворянам удалось тем или иным способом спастись во время резни. Так, сумели избежать гибели:
-
- Генрих де Бурбон, король Наваррский (будущий король Франции Генрих IV)
- Анри де Бурбон, принц де Конде
- Рене (Рената) Французская, герцогиня Шартрская и Монтаржи
- Жофруа де Комон, аббат де Клейрак
- Жак-Номпар де Комон, герцог де Ла Форс (племянник предыдущего и будущий маршал Франции)
- Максимильен де Бетюн, барон де Рони (будущий герцог де Сюлли и министр финансов; его отцу также удалось спастись)
- Николя Руо, сеньор де Гамаш (один из четырех видных протестантов, которым Карл IX спас жизнь)
- Антуан I д’Ор, виконт д’Астер, граф де Граммон (один из четырех видных протестантов, которым Карл IX спас жизнь)
- Ги-Поль де Колиньи, граф де Лаваль де Монфори (племянник адмирала)
- Франсуа де Колиньи, сеньор де Шатильон (сын адмирала)
- Жан де Боммануар, маркиз де Лаварден (будущий маршал Франции)
- Франсуа IV де Ларошфуко, граф (сын убитого)
- Франсуа де Бон, герцог де Ледигьер (будущий маршал Франции)
- Габриэль де Монтгомери, сеньор де Лорж, граф
- Гийом де Саллюст, сеньор Дю Барта (французский дипломат и поэт)
- Филипп Дю Плесси-Морне (публицист и дипломат)
- Теодор-Агриппа д’Обинье (поэт и историк)
- Филип Сидни (английский поэт и общественный деятель)
- Амбруаз Паре (личный врач французских королей)
- Жан де Роган, сеньор де Фронтенэй
- Жан II де Феррьер, сеньор де Малиньи, видам Шартрский
- Жеро де Ломань, виконт де Сериньяк
- Рене де Фротт, сеньор де Сей
- Гийом де Клюньи, барон де Конфоржьен
- Франсуа де Бриквиль, барон де Коломбьер
- Жан де Бовэ, сеньор де Брикмо
- Ги де Монферран, барон де Лангуаран
- Оливье д’Аллэнвиль, сеньор де Ла Мотт-Журанвиль
- Габриэль де Леви, барон де Леран
- Франсуа де Рабоданж, сеньор
- Жан де Ла Тур, сеньор де Ренье
- Ги де Сент-Желе, сеньор де Лансак
- Жиль де Машку, сеньор де Сент-Этьен
- в Лионе:
- композитор Клод Гудимель.
[править] Варфоломеевская ночь в кино
Варфоломеевская ночь на Викискладе? |
- Королева Марго (фильм, 1994)
- "Нетерпимость"(фильм, 1916, реж. Д.У.Гриффит)
[править] В художественной литературе
- А. Дюма. «Королева Марго»
- А. д’Обинье. «Лезвия» из «Трагических поэм»
- П. Мериме. «Хроника царствования Карла IX»
- Г. Манн «Молодые годы короля Генриха IV»
[править] Литература
- Кастело А. Королева Марго / Перевод с французского и примечания А. Д. Сабова; научная редакция и предисловие А. П. Левандовского. — 2-е, испр. и доп.. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 231 с. — (Жизнь замечательных людей). — 3000 экз. — ISBN 978-5-235-03178-4
- Д. Крузе. Монархическая власть и таинство смысла: сообщение о Варфоломеевской резне // Варфоломеевская ночь: Событие и споры. Сб. статей. М.: РГГУ, 2001, с. 102—137
[править] Примечания
- ↑ Knecht, pp. 359;Robert Jean Knecht in The French Religious Wars 1562—1598, Osprey Publishing, 2002, ISBN 1-84176-395-0
- ↑ П. Мериме. «Хроника царствования Карла IX»
- ↑ H. G. Koenigsberger, George L. Mosse, G. Q. Bowler, «Europe in the Sixteenth Century», Second Edition, Longman, 1989
- ↑ Chadwick, H. & Evans, G.R. (1987), Atlas of the Christian Church, Macmillian, London, ISBN 0-333-44157-5 hardback, pp. 113;
- ↑ Черняк Е. Тайны Франции. — М.: Остожье, 1996, ISBN 5-86095-060-8, с. 93