Св. Ипполит
Римский.
(ок. 170 – ок. 237 гг.)
Некоторые характеристики:
— Последний крупный римский автор, писавший на греческом.
— Хорошо знаком с александрийским богословием.
— Прекрасно знал греческую философию и религию.
— Св. Ипполит считается первым исторически известным антипапой.
Свидетельства
об Ипполите:
Блаж.
Иероним в одном из своих писем говорит, что св. Ипполит
происходил (род. ок. 170–го или 175–го г.) из римского сословия всадников
и до становления священником был римским сенатором. Но достоверность
этого свидетельства сомнительна.
Патриарх Константинопольский Фотий называет
св. Ипполита учеником св.
Иринея.
Ориген говорит,
что в 212 году в Риме слышал в одной церкви проповедь, которую произнес
римский пресвитер Ипполит.
Сам св. Ипполит называет
себя «преемником Апостолов» и участником в благодати Святого Духа по
преемству («Философумены»).
Деяния:
При папе Каликсте I (Каллисте) (217–222
г.) Ипполит отделился от Римской Церкви. Он обвинил папу в послаблении
церковной дисциплины и возглавил небольшую группу ригористически настроенных
христиан. Его провозгласили епископом Рима. Таким образом, он стал первым
в истории Римской Церкви антипапой.
Похоже, раскол продолжался и при приемниках Каллиста Урбане (223 — 230)
и Понтиане (230 — 235)
В 235 году Св. Ипполит и папа Понтиан были сосланы в заточение на остров
Сардинию. Там, по-видимому, они и примирились.
28 сентября 235 г. Понтиан отказался от епископского престола.
Ипполит также отказался от претензий на римскую кафедру.
Подробнее
о расколе Ипполита и Каллиста >>>
Существует предположение, что деятельность Ипполита в Риме была связана
с новацианским расколом. Основание:
- свидетельство папы Дамаса (366—384)
- прославляющий Ипполита героическоий эпос христианского поэта Аврелия
Климента Пруденция (умер после 405 г. в Испании)
Но это были, скоре всего, ошибочные суждения.
Кончина
Принято считать, что Ипполит скончался в ссылке на о. Сардиния
равно как и папа Понтиан ( по др. версии Ипполит умер мученически,
по возвращении из заточения, ок. 252 года).
Тела их были перенесены и похоронены в Риме в один день — 13 августа
236–го или 237–го года.
Поэтому в Западной Церкви память их обоих 13 августа.
Восточная Церковь почитает св. Ипполита как священномученика 30
января.
Творения:
Он писал очень много, но сочинения его сохранились очень плохо.
Это можно объяснить след. причинами:
- Существовали разногласия св. Ипполита с Римскими епископами.
- Богословие св. Ипполита не всегда было православным.
- В то время, когда он действовал в Римской церкви, там уже начинал
первенствовать латинский язык. Св. Ипполит писал на греческом
подробнее о творениях >>>
Статуя
Ипполита
Обнаружена в Ager Veranus в 1551 году.
Это на Виа Тибуртина, Via Tiburtina (the Tiburtine Way), в миле
от Тиволи (город в 30 км от Рима, лат. Tibur)
Представляет собой сидящую на мраморном седалище фигуру без головы и
верхней части тела. На спинке седалища выгравирован список трудов, включая
таблицу пасхалии.
Идентифицирована со св. Ипполитом по след. признакам:
- была найдена в самом месте, где Ипполит имел главное святилище
- это было очевидное изображение священнослужителя и (как дает сделать
предположение престол) вероятно епископа
- на задней части и сторонах престола список теологических работ, большинство
из которых известны как творения Ипполита.
До 1959 г. статуя хранилась в Латеранском музее в Риме; в том году,
однако, папа Иоанн перенес ее в вестибюль Ватиканской библиотеки.
О дате создания статуи.
Сущ. различные датировки в период 3–6 веков.
Наиболее вероятной представляется самая ранняя датировка.
Надпись на статуе была сделана не позднее чем при жизни Ипполита
или в следующем поколении.
Обоснования ранненей датировки:
(1) Внешние:
Реальность существования статуи подтверждается некоторыми ранними
источниками (?). Но уже в 4 веке о ней ничего не упоминается
(Иероним, Дамас, Пруденций) – видимо была утеряна.
(2) Внутренние:
В списке сочинений на статуе "Пасхалии" дают главное
место как авторитетному произведению.
Цикл рассчитан на 222—333 годы.
Но католики были вынуждены отказаться от этого цикла, если
они когда-либо и принимали его, т.к. не позднее 237 г. вычисления
св. Ипполита разошлись с астрономическими данными.
Также о статуе:
Еще
в 1551 г. в Риме (на via Tiburtina) была обнаружена некая статуя,
которая в настоящее время находится в Ватиканской библиотеке.
Эта статуя примечательна тем, что на одной ее стороне начертаны
названия целого ряда произведений, а на другой canon paschalis.
Причем этот список содержит названия ряда произведений, которые
традиция (прежде всего Евсевий и Фотий) приписывает Ипполиту.
Несмотря на то, что список на статуе не совпадает с тем, который
известен из литературных источников, исследователи поспешили
приписать Ипполиту все многообразие сочинений, взяв, так сказать,
просто объединение этих множеств. Так Ипполит стал поистине
энциклопедистом и обрел «реальный облик».
В
1947 г. Пьер Нотэн (P. Nautin) выступил с предположением, от которого
он так и не отказался, что, во-первых, статуя, найденная на виа Тибуртина,
в действительности изображает не Ипполита, а некоего Иосипа, который
стал антипапой после избрания папой Каллиста. Именно он и был тем
довольно поверхностным автором, который написал такие ужасные и путаные
трактаты, как Refutatio, Synagoge и De universo и умер после 235
г.
...
Новое и очень детальное исследование Брет Аллен на основе анализа
эпиграфических данных (прежде всего, знаменитых надписей на вышеупомянутой
так называемой статуе Ипполита, которая могла изначально быть и женской
статуей, возможно, олицетворением Софии) показывает, что корпус сочинений,
приписываемых Ипполиту, вполне может принадлежать многим авторам.
Попросту говоря, этот список отражает содержание некой библиотеки.
Афонасин Е.В. Античный гностицизм. Фрагменты
и свидетельства. СПб., 2002
[ http://philos.nsu.ru/classics/Hippolytus.htm
]
* * *
Были попытки отождествления со св. Ипполитом тех, кто имел такое же
имя. Некоторые из них:
- Ипполит, податель послания Дионисия александрийского римским
христианам (Евсевий.
Церковная история VI, 46),
- Ипполит, антиохийский пресвитер,
- Ипполит пустынник,
- Ипполит священномученик (епископ Остии?), пострадавший при Клавдии
II (268—270),
- Ипполит – солдат и тюремщик св. Лаврентия. Он будто бы принял христианство
и после этого был растоптан лошадьми.
См. также:
Иероним Стридонский.
О ЗНАМЕНИТЫХ МУЖАХ Глава 61
Список использованной литературы:
- Афонасин Е.В. Античный гностицизм.
Фрагменты и свидетельства. СПб., 2002
- Прот. Валентин Асмус. Патрология (Курс лекций,
прочитанных в ПСТБИ в 1995 – 1996 уч. г.)
- Прот. Гавриил Кин. Конспект по Патрологии.
- Игумен Иларион (Алфеев).Священномученик Ипполит
Римский.
[Отцы и Учители Церкви III века: Антология. - М.: Либрис, 1996.
- Т.2. С. 208-215. ]
- Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели
(I — V вв.). Учебное пособие по патрологии.
- Lightfoot J. B., The Apostolic Fathers
|