Крестовый поход детей
Крестовый поход детей — принятое в историографии название народного движения 1212 года, достаточно быстро обросшего легендами.
«Случилось то сразу после Пасхи. Еще не дождались мы Троицы, как тысячи отроков тронулись в путь, покидая кров свой. Иные из них едва на свет появились и минул им только шестой год. Другим же впору было выбирать себе невесту, они же выбрали подвиг и славу во Христе. Заботы, им порученные, они позабыли. Те оставляли плуг, коим недавно взрывали землю; те выпускали из рук тачку, их тяготившую; те покидали овец, рядом с которыми сражались против волков, и думали о других супостатах, магометанской ересью сильных… Родители, братья и сестры, друзья упорно уговаривали их, но твердость подвижников была неколебима. Возложив на себя крест и сплотившись под свои знамёна, они двинулись на Иерусалим… Весь мир называл их безумцами, но они шли вперед».[источник не указан 519 дней]
В начале 1212 года тысячи крестьян (в том числе детей и подростков) из Германии и Франции собрались (были собраны?) в войско для завоевания Гроба Господня в Иерусалиме (по некоторым данным, французские дети направились не в Иерусалим, а в Париж ко двору Филиппа Августа, где некий проповедник обещал представить королю письмо от Иисуса Христа и сотворить чудеса; Филипп приказал распустить детей по домам).
В мае 1212 года, когда немецкое народное войско прошло через Кёльн, в его рядах насчитывалось около двадцати пяти тысяч детей и подростков, направляющихся в Италию, чтобы оттуда морем достигнуть Палестины. В хрониках XIII века более пятидесяти раз упоминается этот поход, который получил название «Крестового похода детей».
Крестовый поход был поддержан орденом францисканцев.
25 июля 1212 года воители Христа прибыли в Шпайер. Местный хронист сделал такую запись: «И случилось великое паломничество, шли мужи и девы, юноши и старцы, и все это были простолюдины».
20 августа войско достигло Пьяченцы. Местный хронист отметил, что они спрашивали дорогу к морю. В те же дни в Кремоне видели толпу детей, пришедших сюда из Кёльна.
Позднее, как считается они были проданы в рабство в Тунис.
Большинство современных исследователей считает, что основную массу участников движения составляли не маленькие дети, а как минимум подростки и юноши, так как словом лат. pueri («мальчики») в средневековых источниках называли всех простолюдинов (аналогично русскому ребята — крестьяне).
[править] Обработка сюжета в художественной литературе
- «Крестовый поход детей» (1896) — книга новелл французского писателя Марселя Швоба (рус.пер. 1910); книгой интересовался Борхес, он написал к ней предисловие (см.: [1]).
- «Крестовый поход детей» — стихотворение Мартинуса Нейхофа.
- «Крестовый поход детей» (1930) — драма румынского писателя и философа Лучиана Благи.
- «Врата рая» (1960) — роман Ежи Анджеевского о крестовом походе детей, экранизирован Анджеем Вайдой (1968)
- «Крестовый поход в джинсах» (1975) нидерландской писательницы Теа Бекман рассказывает, как современный подросток, участвуя в испытаниях машины времени, оказывается в гуще детского крестового похода. В 2006 году по книге был снят фильм.
- «Крестовый поход детей» (1985) — песня Стинга.
- Крестовый поход детей — сюжетная основа фильма Франклина Дж.Шаффнера Львиное сердце (1987).
- Children’s Crusade — песня русской power metal группы Archontes из альбома Saga of Eternity (1997).
- 1212 — песня немецкой группы «Schelmish», в основу текста которой лег сюжет о Крестовом походе детей (2009).
[править] Реминисценции
- «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» (1969 год) — роман американского писателя Курта Воннегута, рассказывающий о бомбардировке авиацией союзнических войск Дрездена в 1945 году.
- «Избранные дни» (2005 год) — роман американского писателя Майкла Каннингема, вторая часть которого под названием «Крестовый поход детей» рассказывает о том, как группа детей была воспитана некоей загадочной персоной и подготовлена для проведения ряда террористических актов. Дети с надетым на тело взрывным устройством подходили на улице к прохожему, обнимали его и активировали устройство.