Венское копьё
Венское копьё или Хофбургское копьё или Копьё Святого Маврикия — артефакт, который считается вероятным оригиналом одного из орудий Страстей Христовых. Как и все Орудия Страстей, копьё считается одной из величайших реликвий христианства. В настоящее время хранится в имперской сокровищнице Хофбургского замка.
Этот артефакт является одним из нескольких, претендующих называться Копьём Судьбы.
Достоверно известно, что копье использовалось в коронационной церемонии только один раз — при коронации императора Генриха II. В одной из иллюстрированных рукописей сохранилась миниатюра, изображающая этот торжественный момент. В левой руке император держит Державу, в правой — Копье.
Содержание |
[править] Легенды о происхождении
Копьё считается талисманом, приносящим удачу своему владельцу. По легенде, именно этим копьём римский центурион Гай Кассий Лонгин, ударил распятого Иисуса Христа между 4 и 5 ребром, проткнув плевру, лёгкое и сердце, но не повредив костей. Копье перешло к отцу Гая от деда, служившему в армии Германика, а затем к Гаю. По преданию Гай Кассий командовал римским отрядом, охранявшим Голгофу, и нанес Иисусу копьем «удар милосердия» в подреберье, чем прервал его мучения. Иосиф Аримафейский собрал кровь Христа в чашу Грааля, снял его тело с креста, обвил плащаницей и положил в гроб. Во время казни Иисуса Гай Кассий уверовал в него как в «Сына Божьего», он стал христианином и впоследствии был канонизирован как святой под именем Лонгин. Сразу же после «удара милосердия» копьё по легенде обрело свой священный статус, оно стало одной из важнейших реликвий христианского мира.
[править] Описание артефакта
Это железный наконечник, для копья типа хаста, который крепился на деревянном древке, длина которого раза в два превышала рост воина-пехотинца. Длина наконечника — 50,8 см, ширина — 7,9 см. Стальной наконечник, состоит из двух частей, скрепленных серебряной проволокой и стянутых золотой муфтой-накладкой. В лезвие наконечника вставлен кованный гвоздь, который согласно легенды, является одним из Орудий Страстей. Гвоздь прикручен к полости лезвия наконечника серебряной проволокой. Надпись на золотой накладке гласит: «Копье и Гвоздь Господни» (лат. LANCEA ET CLAVUS DOMINI). На внутреннем серебряном обруче — более подробный текст: «Милостию Божией Генрих IV, великий римский император, августейший, приказал сделать сей серебрянный обруч, дабы скрепить Гвоздь Господень и Копье святого Маврикия» (лат. CLAVVS DOMINICVS + HEINRICVS D(EI) GR(ATI)A TERCIVS ROMANO(RUM) IMPERATOR AVG(USTUS) HOC ARGENTUM IVSSIT FABRICARI AD CONFIRMATIONE(M) CLAVI LANCEE SANCTI MAVRICII + SANCTVS MAVRICIVS).
В своей срединной части, копьё сломано и собственно состоит из двух частей. Для того, чтобы скрепить наконечник, в разное время, на лезвие наконечника располагались накладки: железная во времена императора Оттона III (X—XI века), серебряная во времена императора Генриха IV (XI—XII века) и золотая со времен императора Карла IV (Люксембургского (XIV век).
Лиутпранд Кремонский в его «Истории», законченной в 961 г., описывает Святое Копье, принадлежавшее Оттону Великому. Это описание полностью совпадает с описанием хофбургского копья. Копье Оттона Лиутпранд возводит, в свою очередь, к копью Карла Великого. Карл в 774 г. получил от римского папы в качестве священной инсигнии «победную ромфею» (копье) императора Константина.
По результатам экспертизы доктора Роберта Фезера, это римское копье, выкованное в VII веке нашей эры.
[править] Легендарные владельцы копья
- Финеес — маг и каббалист, внук Аарона, сын первосвященника Елеазара, третий по счету первосвященник Иудеи. По легенде, он приказал отковать это копье в качестве символа сил крови израильтян, как избранного народа. Финеес собственноручно казнил отступников, славился невиданным даром общаться с силами, которые в те времена именовали богом. Копье на протяжении всей его жизни помогало достигать целей, недоступным простым смертным.
- Иисус Навин — предводитель иудейского народа, по легенде бросился с этим копьём в атаку на укрепленный Иерихон.
- Саул — по легенде бросил это копьё в юного Давида в бессилии и ревности к будущей славе.
- С помощью копья Лонгина отгоняет от Иудеи язычников царь Соломон.
- Ирод Великий — по легенде, опираясь на Копьё, отдал приказ об истреблении невинных младенцев. По другой легенде этим копьём стража Ирода Великого изничтожала всех младенцев мужского пола в Иерусалиме, надеясь таким образом погубить новорожденного Иисуса Христа.
- Юлий Цезарь — согласно Евангелию от Никодима, дед Гая Кассия Лонгина получил оружие из рук Юлия Цезаря за храбрость, проявленную во время Галльской войны.
- Гай Кассий (Лонгин) — римский воин, центурион, согласно еванглию, вонзил это копьё между 4 и 5 ребром Иисуса Христа.
- Иосиф Аримафейский — по легенде, сохранил и привез в Британию Святой Грааль и копьё (по одной из поздних версий — в аббатство Гластонбери).
- Святой Маврикий — по средневековой легенде владел этим копьём.
- Аттила (ок. 406—453 гг.) Прежде чем уйти от осажденного города, Аттила прискакал к группе римских воинов и бросил к их ногам пику. Осадив коня, вождь гуннов якобы воскликнул: «Забирайте свое священное копье — мне оно не в помощь, ибо я не знаю Того, кто освятил его».
- Лев Третий — римский папа, с его помощью спас Рим от гуннов Атиллы.
- Диоклетиан — римский император.
- Парсифаль — легендарный последний хранитель чаши Грааля, по легенде вернул Копьё в Палестину на своём пути в Индию.
- Константин Великий (272—337) — римский император держал копьё в битве у моста Милвиус. По легенде, копьё находилось в руках Константина, когда он осматривает место для заложения своей новой столицы — города Константинополя. Копьё передала Константину его глубоко верующая мать Елена, она лично отыскала в Палестине священные реликвии, включая крест Распятия и копьё Лонгина.
- Теодорих I (419—451) — король готов, благодаря копью победил орды Аттилы в 451 году при Труа.
- Одоакр — германский военначальник, свергнувший последнего римского императора.
- Аларих Подступил к воротам Рима, но папа Лев I сумел откупиться от грозного противника.
- Император Юстиниан —
- Карл Мартелл — сражался этим копьём в битве при Пуатье в 732 г.
- Карл Великий — в «Хрониках франков» историка Эйнгарда написано, что король франков «построил свою империю силой Священного Копья, которое одарило его способностью управлять судьбой». В 803 году для того, чтобы склонить императора франков Карла Великого к военному сотрудничеству, патриарх Иерусалимский преподнес ему копьё в дар. Карл Великий выиграл 47 сражений, в каждое из которых брал копье. По легенде, копьё усилило его дар ясновидения, что помогло Карлу обнаружить место погребения святого Иакова в Испании и наделило его владельца способностью предсказывать будущее. Когда император возвращался из Саксонии, по небу пронеслась комета, его конь пугливо рванулся в сторону и сбросил седока. Копье, которое Карл держал в левой руке, упало в грязь. Вскоре король скончался. Его вера в силу талисмана была такой сильной, что он постоянно держал его рядом с собой.
- Генрих I Птицелов — в Унструтском сражении по легенде держал это копье в руках.
[править] Достоверно известные владельцы копья
- Император Оттон I (912—973) — первый достоверно известный владелец венского копья, в хронике о короновании которого оно упоминается. Затем оно упоминается в описании его сражения с венграми у города Леха (955 г.). Оттон I для этого символа высшего могущества в 968 г. специально выстроил величественный собор в Магдебурге.
- Император Оттон III (980—1002) — в страхе перед концом света в 1000 году передаёт копьё римскому папе.
- Генрих IV (1050—1106) в честь своей коронации повелел итальянскому ювелиру вставить в лезвие «святой гвоздь» с креста, на котором, по словам императора, распяли Иисуса. По его приказу копье обернули серебряной оболочкой с надписью «Гвоздь Господа нашего».
- Фридрих I Барбаросса (1122—1190) — участник Третьего крестового похода.
- Фридрих II (1194—1250).
- Император Карл IV — первым назвал артефакт «Копьём Господа» и приказал покрыть золотом потускневшее серебро, заменить прежнюю надпись на более точную — «Копьё и Гвоздь Христовы». Реликвию выставили на всеобщее обозрение в Пражском замке. Британский историк, написавший монографию о короле Богемии Карле IV , утверждал, что в цистерцианском монастыре в горах Тироля свита Карла IV обнаружила наконечник копья, пронзившего тело Спасителя.
- Император Сигизмунд I Люксембург (1368—1437), при котором расправились с чешским реформатором Яном Гусом, перевез копье из Праги в Нюрнберг. При перевозке, копьё в числе других ценностей, спрятали под грудой рыбы, погруженной на простую телегу, которую сопровождали 4 человека. Кроме копья там находились зуб Иоанна Крестителя, мощи святой Анны и кусочек деревянных яслей, куда, по преданию, Мария положила младенца Христа.
Сигизмунд I местом хранения реликвий в Нюрнберге выбрал собор Св. Екатерины (ныне — руины, в которых проходят рок-концерты).
- Барон фон Гугель Чтобы реликвия не досталась Бонапарту, городской совет Нюрнберга решил временно укрыть имперские сокровища в Вене. Миссию осуществил регенсбергский барон фон Гугель, который после распада в 1806 году Священной Римской империи, продал имперские сокровища австрийскому императорскому дому Габсбургов.
- Штандартенфюрер СС Конрад Бух За несколько дней до аншлюса в Вене, под видом коммивояжера, появился штандартенфюрер СС Конрад Бух, целью которого было поручение Гитлера — не дать австрийцам спрятать имперские сокровища из Музея истории искусств. Там, в зале № 11, за стеклянной витриной под номером 155 хранился экспонат, табличка под которым имела надпись: «Священное копье, эпоха Каролингов, VIII век. С позднейшими добавлениями стали, железа, латуни, серебра, золота и кожи».
- Адольф Гитлер — всегда стремился обладать этим копьём. Историки свидетельствуют, что еще в юности он часами стоял в Венском музее истории искусств перед витриной, в которой была выставлена реликвия. После Аншлюса с Австрией, Гитлер объявил копьё «имперским сокровищем», вывез копье в Германию и поместил в Нюрнберге. Перед своей смертью, Гитлер пытался спрятать копьё. Есть документальные подтверждения, что он приказал отправить реликвию в Антарктиду на подводной лодке. Но выполнить его задание не успели. По одной из версий это копьё в 1946 году в колодце в Нюрнберге нашли американцы.
- Генерал Паттон
[править] Экспертизы подлинности
- Экспертиза, проведенная британцем Робертом Фезером в январе 2003 года, включавшая рентгеноспектральный и флуоресцентный анализ, показала, что наконечник копья изготовлен в VII веке. Доктор Фезер подтвердил, что копьё никак не могло быть создано во времена Иисуса Христа.
Издавна принято считать, что железный штырь это и есть гвоздь для распятия; он не только плотно сидит в лезвии и инкрустирован крошечными медными крестиками, но и соответствует по длине и форме тем гвоздям, которые использовались римлянами в I веке. И пусть мы не можем точно датировать железные фрагменты вокруг него… Возможно, все это домыслы, но мы не можем взять и просто отбросить их— интервью Роберта Фезера»
.
Более того, здесь поработал искусный кузнец, а это значит, что он был выкован, а не выплавлен"— Алек Маклеллан, «Тайна копья Лонгина. В чьих руках судьбы мира?»
Размер наконечника был несколько крупнее тех, которые использовались римскими легионерами.
[править] Версия о копье Святого Маврикия
Согласно данным экспертизы хофбургская реликвия на несколько столетий моложе Евангельских событий. Поэтому более вероятной представляется гипотеза о возможной принадлежности копья святому мученику Маврикию — воину Фиванского легиона, пострадавшего, вместе с 70-ю соратниками-христианами, в IV веке в Германии (в нынешней Северной Швейцарии). Римские воины, как и евангельский Лонгин Сотник, нередко принимали христианство еще в языческие века. Фиванский легион отличался особенно большим числом воинов-христиан. В период антихристианских гонений легион был окружен специально посланными карательными войсками и уничтожен.
Копье святого Маврикия уже в V—VI вв. было известно, как тронная инсигния Бургундского правящего дома. Позже оно перешло к династии Каролингов, от которой и могли унаследовать копьё германские императоры.
«Копьем Лонгина» оно стало называться с того времени, как король, будущий император, Оттон Великий разгромил в день памяти святого Лонгина полчища венгров-язычников в битве при Лехе в 955 году. От Оттонов копьё перешло в качестве государственной реликвии к последующим императорским династиям, пока не досталось Габсбургам.
В средневековой Европе его называли Копьем Судьбы. Существовало предсказание: если Копье Судьбы попадет к человеку, способному осознать его чудодейственные тайные возможности и овладеть им, такой человек сможет взять в свои руки судьбы мира. Легенда дожила от времен средневековых рыцарей-тамплиеров, через розенкрейцеров и масонов, до ХХ в., когда стала одной из оккультных составляющих нацистского гитлеровского мифа.
[править] Хофбургское копьё и Гитлер
Источник особенного интереса Гитлера к этому артефакту можно отыскать у Тревора Рейвенскрофта (Trevor Ravenscroft) в его книге «Копье Судьбы» (англ. издание 1972 г., немецкое — 1974 г.). Рейвнскрофт отождествляет здесь Копье Судьбы и Святое Копье, входящее в состав атрибутов императорской власти.
По версии Рейвнскрофта, в октябре 1907 Гитлер приехал в Вену для того, чтобы поступить в Академию изящных искусств, но провалил вступительные экзамены. Оставшись в Вене Гитлер снял квартиру вместе с другом детства Августом Кубичеком, где они жили крайне небогато. Впервые Гитлер увидел копьё в 1909 году - Гитлер посещал музеи, картинные галереи и букинистические магазины. В 1909 году будущий фюрер делал эскизы фасада музея Хофбург и зашел в музей, чтобы согреться. Он оказался в зале сокровищ Габсбургов, где были выставлены имперские клейноды[1].
Якобы при виде копья Гитлер впал в состояние транса, только напоминание смотрителя о том, что музей закрывается, заставило его очнуться и покинуть зал. Ночью Гитлер не смог заснуть, а ранним утром снова пришел к Хофбургскому дворцу. Когда музей открылся, он вбежал в зал и погрузился в созерцание копья Лонгина. В этот день произошло то, что Гитлер назвал «посвящением в сущность копья Судьбы». Копье Лонгина стало для него священным символом, носителем магического откровения. Под влиянием легенды о копье Лонгина Гитлер из депрессивного состояния перешел в маниакальное, а этот переход сопровождался галлюцинациями[1].
15 марта 1938 года Гитлер прибыл в Хофбургский дворец в сопровождении Гиммлера и предъявил свои права на копьё Лонгина. Во дворце Гитлера встретил и руководитель Верховного партийного суда Вальтер Бух и руководитель австрийских СС Эрнст Кальтенбруннер. Бух должен был обеспечить легальную передачу Германии имперских клейнодов. Гитлер вместе с Гиммлером вошел в зал, где было выставлено копье Судьбы. Немного погодя Гиммлер вышел, оставив Гитлера наедине с копьём, которого он не видел более четверти века. Гитлер отдал распоряжение — копье должно покоиться в древней церкви Святой Екатерины в Нюрнберге в том зале, где в средние века проводились состязания мейстерзингеров. На «Площади героев» перед венским Хофбургом был организован митинг. Гитлер произнес с балкона дворца речь, которую закончил следующими словами:
Я объявляю немецкому народу о том, что выполнил самую важную миссию в моей жизни. Как фюрер германской нации и рейхсканцлер я перед лицом истории заявляю о вступлении моей родины в Германский рейх!
13 октября 1938 года из Вены в Нюрнберг бронепоездом было доставлено копьё Судьбы и другие императорские сокровища. Это событие стало праздником, на вокзале собралась толпа, чтобы увидеть прибытие поезда. Войска образовали живую ограду на пути от вокзала до церкви Св. Екатерины, по которой бронетранспортеры везли императорские сокровища. Кроме Копья Судьбы в инвентарном списке значились: зуб Иоанна Крестителя, лоскут скатерти со стола Тайной Вечери, кошель Святого Эльма, библия первого Римского Папы, камень из стены Иерусалимского храма.
Копьё доставили в зал мейстерзингеров, где обустроили специальное хранилище со сложной системой сигнализации. Обербургомистр Нюрнберга Вилли Либель был избран хранителем священного копья, Вольфрам Сиверс отвечал за организацию «научных исследований» копья Судьбы. Когда Гитлер посещал Нюрнберг, он заходил в церковь Св. Екатерины и созерцал копье Судьбы.
Документально подтверждено, что атрибуты императорской власти были перевезены в 1938 из Вены в Нюрнберг по инициативе нюрнбергского обер-бургомистра Вилли Либеля (Willy Liebel), а не Гитлера[2]. Имеются также статьи исследовательского института СС Аненербе, в которых имперские регалии выводят из германских символов господства.[3] Никаких документальных данных об особом интересе к Копью Судьбы со стороны лидеров Третьего рейха не найдено.
[править] Современные легенды
- Вагнер и Ницше в период создания оперы «Парсифаль» совместно совершили паломничество в Вену, чтобы увидеть копьё. Когда Вагнер и Ницше взглянули на Копьё, философ сказал композитору: «Бог умер. Его убили ты и я».
- Хьюстон Чемберлен постоянно посещал (с 1889 по 1909 год) Хофбург, часами рассматривал копье Лонгина и «ощущал дух Времени». Он внушал последнему германскому императору Вильгельму II необходимость овладеть копьем. Тот собирался убедить австрийского императора прислать копье якобы для демонстрации реликвии, чтобы присвоить ее. Но Франц-Иосиф I (с помощью мистика-полководца Мольтке) заподозрил подвох и отказал Вильгельму П.
- Гитлеру приписывают цитату, в которой он описывает момент «своего познания копья»: «В ту же секунду я понял, что наступил знаменательный момент в моей жизни. Долгие минуты я стоял, рассматривая копье, совершенно забыв обо всем, что происходило вокруг. Казалось, что копье хранит какую-то тайну, от меня ускользавшую, однако мною владело такое чувство, будто я знаю что-то о ней, но не в состоянии проанализировать ее смысл в своем сознании. Копье было чем-то вроде магического носителя откровения; оно открыло такое прозрение в идеи мира, что человеческое воображение казалось более реальным, чем реальность материального мира. Что за безумие овладело моим разумом и родило бурю в моем сердце?..»
- Уинстону Черчилю приписывают следующую цитату: «Бараны из нашего правительства, не понимают, что этот человек хочет обладать Копьём Судьбы. И как только он им овладеет, Oн развяжет самую кровавую войну»
- 30 апреля 1945 г. в 14 часов 10 минут тайник поблизости от Нюрнберга, где хранилось копье Судьбы, обнаружили офицеры контрразведки 7-й американской армии. В тот же день в 15.30 Гитлер в имперском бункере покончил жизнь самоубийством.
- Генерал Паттон увлекался историей, мифологией, древними мистериями и был в этих вопросах подлинным знатоком. Генерал разыскал среди трофеев копьё и передал Президенту США Трумэну. Обладая им, Трумен отдавал приказ о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Спустя несколько месяцев, 4 января 1946 года, согласно приказу Дуайта Эйзенхауэра, генерал Кларк в торжественной обстановке вернул копьё бургомистру освобожденной Вены.
[править] Ссылки
- ↑ 1 2 Trevor Ravenscroft: Der Speer des Schicksals, Die Geschichte der heiligen Lanze, München 1988, S. 312 (нем.)
- ↑ Michael Rißmann: Hitlers Gott, Vorsehungsglaube und Sendungsbewußtsein des deutschen Diktators, Zürich/München 2001, S. 138—172. См. также Hüser: Wewelsburg, S. 5f. и Friedrich Paul Heller/ Anton Maegerle: Thule, Vom völkischen Okkultismus bis zur Neuen Rechten, Stuttgart 2., erw. und aktualisierte Aufl. 1998, S. 157—162
- ↑ См. Karlheinz Weißmann: Schwarze Fahnen, Runenzeichen, Die Entwicklung der politischen Symbolik der deutschen Rechten zwischen 1890 und 1945, Düsseldorf 1991, S. 208.
- Алек Маклеллан, «Тайна копья Лонгина. В чьих руках судьбы мира?»
[править] Литература
- Ravenscroft: Speer, S. 313, Buechner/ Bernhart: Holy Lance, S. 93 и James Herbert: Blutwaffe, Roman, München 1992, S. 249ff. (нем.)
Для улучшения этой статьи желательно?:
|