Биография
Из редакционной почты: "...хочется своему духовнику сделать приятное... В конце декабря ему будет 40 лет, а день Ангела его мы отмечали 13 сентября. Если будет возможность, то напечатайте, пожалуйста..."
Люди восхищаются его умом, эрудицией, логикой рассуждений. Местная пресса в лице газеты "Заря Енисея" отмечает: "В последнее время к нему идут и идут люди. И в будни, и в праздники железные ворота храма впервые открывают чьи-то руки. С ним говорят тихо, выверенными жизнью, выношенными сердцем словами - такими, которые не доверишь ни другу, ни учителю, потому что давно уже нет веры в добродетель человеческую, так горько, что нет! "
Он привлекателен и внешне и внутренне, уравновешен, гармоничен. Общаясь с ним, думаешь о вечности. Иногда в его рассуждениях и ответах на вопросы встречается твердое и категорическое "нет", к примеру: "Нет. Страдающие плотью перестают грешить". Но он всегда тактичен и немногословен, кроток и благороден.
С этим человеком - отцом Геннадием, настоятелем Енисейского Успенского храма, благочинным Енисейского округа Красноярско-енисейской епархии, - автору этой статьи суждено было встретиться в 1989 году. Учился он тогда в Московской духовной академии на заочном отделении. Как декану факультета дополнительных педагогических профессий в Лесосибирском педагогическом институте мне посчастливилось еще в то время включить в программу занятий факультативный спецкурс по основам христианского вероучения. Следует выразить огромную сердечную благодарность тогдашнему ректору института профессору В. Ф. Бехтереву, проректорам да и всему педагогическому коллективу за проявленную терпимость, понимание и великодушие. Автором спецкурса и лектором был протоиерей Геннадий Генрихович Фаст. Спецкурс был осторожно назван "Религия и проблемы нравственного воспитания".
Занятия начались в 1989/90 учебном году. Число слушателей доходило до ста человек и более - периферийные храмы тогда вряд ли заполнялись таким числом прихожан. Лекции отца Геннадия слушали молодые люди: преподаватели института, студенты, учителя, учащиеся школы № 9. Через год подобные лекции были организованы и в Лесосибирском филиале Сибирского технологического института.
Отец Геннадий часто встречается с учителями, с трудными детьми, с молодежью, однако не дерзает утверждать, что знает современную молодежь всесторонне. "В этом и нет необходимости, - говорит отец Геннадий. - Если бы я был социологом, я обязан был бы представлять ситуацию всесторонне, во всем ее многообразии. Пастырю в некотором смысле это не нужно. Он владеет тем, что вечно, в том числе и в молодежи. К этому вечному он и обращается. А то, что временно, что мода, что скоротечно, - это не важно. Молодежь имеет свои грехи, и грехи эти никакие не новые, а нарушение все тех же неизменных заповедей Божиих".
Много молодежи среди прихожан Успенской церкви, где служит отец Геннадий. Естественно, что к молодому, высокообразованному пастырю тянется интеллигенция, особенно из молодых. "Интеллигенция - это те, кто изнутри ищет Бога и приходит к нему", - говорит отец Геннадий.
Несет он слово Божие и за колючую проволоку, к заключенным строгого режима, исповедует и причащает их.
С утверждением должности благочинного в Енисейском округе сфера деятельности отца Геннадия расширилась. В округ входят любимый им Енисейск с близлежащими поселками, райцентрами, таежные селения на Ангаре, Северо-Енисейский, Туруханск, Игарка, Дудинка, Норильск. "У белых медведей побывал", - так шутливо говорит иногда отец Геннадий. Да, это край ссыльнопоселенцев, старообрядцев, невольников, а позднее романтиков, любителей и искателей приключений. Но и край сильных духом и телом людей.
В своей книге "Свет и тени Голгофы" отец Геннадий рассказывает: "В бескрайние лесостепи Западной Сибири после десятилетнего лагерного заключения в ссылку, объявленную потом вечной, везли "врагов народа". Так именовались в те годы политзаключенные, люди, которым не оказалось места на свободе. Там, в вечной ссылке, я родился в селе Чумакове Новосибирской области в 1954 году. Но тогда с кончиной тирана кончилась и "вечность", родители переехали в Казахстан. Там прошли мои детство и юность". Далее из книги мы узнаем, что были увлечения живописью, историей, точными науками и в конце концов победила физика. Геннадий Фаст поступает на физический факультет. "Я очень любил теоретическую физику - удивительной красоты математическое описание законов мироздания, много и увлеченно занимался ею. Но параллельно шла другая жизнь", - вспоминает отец Геннадий.
Детство его прошло в немецкой протестантской семье, где бережно и ревностно сохранялись традиции. "Одно из ярких впечатлений детства - маленький карманный Новый Завет, который я получил в десять лет и жадно читал, прячась от шумных детских игр", - рассказывает отец Геннадий.
Несмотря на успехи в учебе, в конце четвертого курса студент Геннадий Фаст был исключен из Карагандинского университета за религиозные убеждения, но в том же году восстановился в Томском университете. Был сотрудником кафедры теоретической физики. А затем... путь в Православную Церковь. "Уже на старших курсах университета я соприкоснулся со Святым Православием и понял, что только в нем могу обрести спасение своей души. Передо мной открылся новый, удивительный мир святоотеческого учения, чистый источник благодати Божией в Таинствах церковных. Пятикурсником я принял святое крещение в Православной Церкви. Душа желала и стремилась только к богопознанию и служению Христу. Поэтому после второго изгнания из университета я, оставив мир сей, пошел служить в Церковь. Ну а дальше - церковный послушник, диакон, священник. Служил в разных приходах. В Енисейске - с 1983 года. Заочно закончил в Троице-Сергиевой Лавре Духовные семинарию и академию", - вспоминает отец Геннадий.
В 1985 - 1986 годах отцу Геннадию выпадает жестокое испытание: "Господь сподобил меня пройти испытания от безбожной власти: семь месяцев следствия, обысков, допросов..." На него было заведено уголовное дело по двум статьям: финансовые нарушения, которых не было, и политическая неблагонадежность. Отцу Геннадию три раза приходилось прощаться со своей семьей, в которой было пятеро малолетних детей. Во время обысков искали сочинение А. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ", выдумывали самые разные обвинения. Тяжел крест православного священника!
"Крест несет Христос, - говорит отец Геннадий. - Но мы должны участвовать в этом. Крест не спасет никого автоматически. Желающий спастись должен, как и Симон Киринеянин, разделить со Христом тяжесть Креста. "Меня гнали, будут гнать и вас", - говорил Христос. Вот и гонят верующих по крестному пути".
Как уже говорилось, кроме пастырского служения, отец Геннадий занимается педагогической деятельностью. В настоящее время он преподает в Енисейской Православной прогимназии. В школе № 1 г. Енисейска для учащихся 1 - 4 классов дает уроки по Библии.
В 11-м классе преподает курс космологии. В енисейском Успенском храме проводит богословские чтения. Отец Геннадий преподает также на курсах богословия в г. Красноярске. По благословению отца Геннадия автор этой статьи третий год ведет в школе № 9 г. Лесосибирска уроки по Священной истории и духовной музыке. Получено благословение для чтения спецкурса "Основы христианского вероучения и культуры" в педагогическом институте для студентов факультета педагогики и методики начального обучения. Необходимость в этом большая. Первая и основная причина - наличие в городе множества самых разных сект.
Уже больше года в Енисейске совершаются (после 70-летнего перерыва) ежедневные богослужения. Открываются новые приходы, строятся храмы. В г. Лесосибирске открыт Крестовоздвиженский приход Русской Православной Церкви, организован Попечительский совет по строительству нового каменного храма и общеобразовательной православной школы. В зоне строгого режима, где содержатся заключенные, выстроен и открыт православный храм. В деревне Малое Белое Енисейского района строится новый деревянный храм. Всходят новые, свежие ростки духовной жизни. И в этом оживлении духа огромную роль играет пастырь добрый - отец Геннадий.
Неутомимый служитель Русской Православной Церкви, отец Геннадий является автором трех книг: "Ты воскресни, птица Феникс", "Свет и тени Голгофы", "Енисейск православный".
От имени всех верующих Енисейского благочиния автор статьи искренне желает протоиерею отцу Геннадию успехов и многая лета!
[Красноярская епархия]
А. Петров, г. Лесосибирск. "Он владеет тем, что вечно...": Письмо в редакцию. // ЖМП. 1995. [№] 5. С. 50-52.
Протоиерей Геннадий Фаст. Родился в "вечной ссылке" - селе Чумаково Новосибирской области. Выпускник физического факультета Томского университета и Московской духовной академии, где защитил диссертацию. Имеет ученую степень кандидата богословия. Прошел путь от послушника и диакона до протоиерея и благочинного православных церквей Енисейского округа. В 2004 г. награжден орденом преподобного Сергия Радонежского. В настоящее время - настоятель Свято-Успенского кафедрального собора в г. Енисейске, духовник созданной им первой в крае православной гимназии. Автор книг, выпущенных красноярским издательством "Енисейский благовест", "Ты воскресни, птица Феникс!", "Енисейск православный", "Свет и тени Голгофы", "Небесная лествица", "Семь дней на Святой Земле", "Толкование на книгу Песнь Песней Соломона", "Толкование на Апокалипсис". Живёт в г. Енисейске (Красноярский край).
"Енисейский благовест", 2004.
В апреле 2010 года назначен председателем епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, переведен из Енисейска в Красноярск и поставлен настоятелем одного из главных храмов краевого центра. Храму по его прошению был придан статус катехизаторского. Но уже в мае 2010 года без какого бы то ни было объяснения причин был снят с этой должности и возвращен в Енисейск.
В начале июля 2010 года в енисейском Успенском храме был зачитан указ управляющего Красноярской епархией архиепископа Антония о снятии отца Геннадия с должности благочинного Енисейского церковного округа и с должности настоятеля Успенского храма, после двадцати семи лет настоятельства.
|