| Нашли что - то интересное? Сделайте отметку об этом с ссылкой на эту страницу в пару кликов, чтобы не забыть что и где: Можно не бояться захломить многочисленными постами из книги свою стену в соц. сетях. Ведь потом из всех этих сообщений можно сделать один пост или статью, а все лишние сообщения удалить! |
В современную эпоху перехода от капитализма к социализму буржуазная пропаганда всеми силами старается помешать пробуждению сознания народных масс. Среди различных средств идеологического воздействия, которому подвергается трудовой народ в капиталистических странах, особенно большое значение имеет религия, обладающая многовековым опытом отвлечения трудящихся от решения коренных общественных проблем. Еще в 1955 году нынешний президент США Ричард Никсон откровенно заявил в беседе с католическим архиепископом Роселем, который сыграл большую роль в контрреволюционном перевороте в Гватемале, что «церковь должна стать одним из самых мощных препятствий для коммунизма во всех частях света». А шеф Федерального бюро расследований США Эдгар Гувер провозгласил, что «бог избрал американский народ в качестве своего инструмента для победы над мировым коммунизмом».
Пропагандисты антикоммунизма — реакционные церковные деятели пытаются проникнуть в духовный мир людей социалистических стран, оживить религиозные пережитки, чтобы вызвать «эрозию» общественного сознания.
Один из руководящих деятелей американской разведки Аллан Дрейфус писал, что в Советском Союзе «американцев особенно интересует церковь, так как посредством ее мы можем действовать с наибольшей эффективностью». Специалисты по «психологической войне» цинично рекомендуют использовать в СССР религиозные убеждения верующих для привлечения их к подрывной деятельности. Например, реакционный западногерманский «специалист» по Советской
Проповедники антикоммунизма мечтают о воскрешении в нашей стране отмирающего христианского культа. Радиостанции Ватикана, Англии и США настойчиво призывают советских людей соблюдать религиозные праздники и обряды. В эфире часто льются звуки органов из католических храмов, гудит малиновый то торжествующе-радостный, то печальный перезвон колоколов православных церквей. Священники превозносят по радио благолепие храмов, как «отблеск красоты горнего мира», восхваляют исступленные поклоны перед золочеными иконостасами, помазание елеем, окропление «святой водой»...
В ФРГ, Италии, Франции, Бельгии, Швейцарии существуют антисоветские организации — братства «Православное дело», «Двуглавый орел», которые печатают на русском языке различные издания, содержащие вместе с пропагандой христианского культа клеветнические измышления о нашей стране, призывы к борьбе с «безбожным коммунизмом» и к восстановлению монархии. Главное таможенное управление Министерства внешней торговли СССР сообщало, что в 1967 году количество случаев конфискации антисоветской религиозной литературы, которую туристы пытались провезти через границу различными способами, увеличилось по сравнению с предыдущим годом в б раз.
Некоторые туристы, приезжающие в Советский Союз, распространяют литературу, рекламирующую церковные обряды, вроде религиозно-семейного журнала «Жизнь с богом», издающегося иезуитами в Лу-вене (Бельгия) на русском языке, семь номеров которого посвящены семи христианским таинствам. Без этих таинств, говорится в журнале, человек недостойный и окаянный раб, грешен, нечист, мерзостен, слеп и мертв, единственное спасение для него в «сладкой молитве и слезах», когда «и верится, и плачется, и так легко, легко...».
В 1961 году в Бельгии опубликованы на русском языке «Очерки по истории русской святости», имеющие целью оживить интерес у советских читателей к культу святых. Эта книга иезуита Иоанна Коло-
Зарубежные ревнители христианской веры проявляют такую заботу о ее распространении в Советском Союзе, потому что сбылось предвидение Маркса о том, что с рождением социалистического общества религия постепенно отомрет. «...Религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм, — говорил Маркс. — Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию»1.
Массовый отход трудящихся от религии в нашей стране произошел в результате глубоких изменений социально-экономических условий жизни, культурной революции и огромной идейно-воспитательной работы, которую неизменно вели и ведут Коммунистическая партия и Советское государство.
Многие зарубежные деятели церкви вынуждены, скрепя сердце, признать закат религии в Советском Союзе. Патер Дюмон, посетивший нашу страну, писал в 1967 году во французском журнале «Ля табль ронд» («Круглый стол»), посвятившем специальный номер обсуждению вопроса о возможностях возрождения православия в СССР, о том, что мало надежд на исцеление «официальной церкви» от склероза. Французский писатель Габриэль Матц-нев, автор романа из быта русского православного духовенства «Архимандрит», писал: «Я недавно был
1 «Вопросы истории КПСС», 1966, № 10, стр. 11.
вместе с 35 летним советским художником-абстракционистом на вечерне в одной из московских церквей. Присутствовали в основном старухи, но были и мужчины, и молодые люди — некоторые из них пришли туда, конечно, как зрители, а не как верующие». «Православная церковь, — сказал по этому поводу Матцневу его друг — художник, — не является чем-то живым для новых советских поколений... Наша дорогая православная церковь, застывшая в обрядности, — это средневековье!».
За годы Советской власти в нашей стране утвердилось и стало безраздельно господствующим марксистское материалистическое мировоззрение. Произошел массовый отход от религии миллионов людей. Многочисленные данные убеждают в том, что православие в СССР отмирает.
Так, в Островском районе Псковской области службы в трех действующих церквах посещает только одна двадцатая часть жителей района и то по большим праздникам. Уже несколько лет там не было ни одного церковного венчания.
Православные священники откровенно признают, что у прихожан происходит распад традиционных религиозных представлений, и они отказываются от веры в «богодухновенное священное писание», от почитания «священного предания» — догматов и творений «отцов церкви» — «святоотческих книг». В 1965— 1968 гг. в 18 сельских населенных пунктах Ставропольского края было опрошено 876 православных верующих. Из них только 20 процентов заявили, что чтут всех святых, 22,5 процента молятся на иконы, 17,1 процента окропляют скот и птицу святой водой, 44,4 процента не знает религиозных обрядов, связанных с сельскохозяйственным производством, а 23,2 процента верующих сказали, что не признают этих обрядов.
Конкретно-социологические обследования в других областях показали, что многие религиозные обряды, например молебствия о дожде, обход домов с иконами, почти исчезли. Изучение религиозных пережитков в Ленинградской области в 1965—1967 гг. убеждает, что сторонниками религиозных праздников и обрядов являются чаще всего представители старшего поколения, да и то по привычке. На вопрос
Поскольку корабль веры тонет в океане безбожия, как говорят священнослужители, они видят спасение ее в религиозных семейно-бытовых обрядах, называя их альфой и омегой культа. Убеждая в необходимости отправления христианских обрядов, духовенство стремится благолепием богослужений привлечь верующих в церковь. «В храме божием, этом храме молитвы, — писал один из деятелей русской православной церкви, — все: и иконография, и чтение, и пение, и само внешнее и внутреннее устройство храма, — все должно служить одной цели: возбуждению и поддержанию молитвенного духа, назиданию и укреплению в вере».
Эмоциональность воздействия культа на сознание верующих, вековые традиции и привычки способствуют живучести церковных обрядов — самых могучих проводников религиозного чувства. В царской России церковные обряды часто «снимали» избыточное напряжение, давали людям эмоциональную разрядку, мнимое успокоение и утешение. Н. К. Крупская указывала, что посещение церкви после продолжительной и однообразной работы, постоянно повторяющихся забот и заедающей скуки было для трудящихся единственной отдушиной, привлекало прихожан переменой впечатлений, красочностью пения, общими переживаниями, цветами, свечами и т. д.1.
Даже в наши дни религиозные обряды еще не полностью утратили свое воздействие на некоторых людей. Результаты конкретно-социологических исследований, проведенных в различных районах нашей страны, показали, что связь верующих с церковью осуществляется с помощью обрядов, хотя число совершающих их сокращается из года в год. Так, в Ленинграде в течение десяти лет — с 1957 года по
1 См. Н. К. Крупская. Педагогические сочинения, т. 7 М., 1959, стр. 136—137.
Преодоление многовековых религиозных верований и обрядов — очень сложный и длительный процесс. В некоторых областях нашей страны священники все еще крестят 15 процентов всех новорожденных и отпевают 20 процентов всех умерших. В 1970 году в праздник крещения верующие унесли из ленинградских церквей несколько тысяч литров освященной воды.
Все эти факты свидетельствуют о том, что у нас еще имеются люди, которые ищут утешения от жизненных невзгод в религиозных обрядах. Писатель Ефим Дорош в очерке «Размышления в Загорске» ярко описал современных богомольцев, приехавших в праздник Успения в Троице-Сергиеву лавру, чтобы исцелиться: «Пожилые мужчины и женщины, от которых пахло немытым телом, толкаясь, подняв высоко над головами бидоны и бутылки, под беспрерывное дребезжание и звяканье, какие издают, сталкиваясь, жесть, стекло и эмалированное железо, пробивались к дверям Надкладезной часовни, теснясь, исчезали в ней, затем выбирались оттуда со святой водой»1.
По мнению писателя, сюда в большинстве своем приезжают несчастные люди. Болезнь, неустроенная старость, семейные неурядицы, смерть близких, бедность повседневных впечатлений привели в лавру этих людей, ищущих утешения, желающих отвлечься, а то и развлечься.
Религиозные суеверия проникают и в среду молодежи. Летом 1967 года в Ленинграде несколько человек, мечтавших попасть в вузы, украсили стены храма «Спаса на крови» надписями:
«Господи, дай рабе твоей проходной балл в ЛЭТИ. 24.08.67».
«Господи, помоги поступить в институт, и я поверю в тебя».
«Родной и милый господи! Помоги поступить в МТИ и через четыре года распределиться в Ленинград».
На стенах карандашом, мелом, краской написаны или нацарапаны были и другие просьбы к богу:
«Господи, помоги мне забыть все плохое и защитить диплом. 9.VIII.67 г.».
«Господи, помоги выйти замуж. Аня Н.».
«Господи, помоги окончить курсы шоферов. Тамара М., Рая К.».
Кое-кто из молодежи, увлекаясь «поэзией церковной старины», приобщается к православному культу, воздействующему на чувства людей с помощью искусства. Максим Горький напоминал о том, что «в церкви была и есть — красота, ядовитость которой искусно прикрыта отличнейшей музыкой, живописью, ослепительным блеском золота...»1. Отвергая религию, он критиковал примитивные объяснения истории духовной культуры, отрицательное отношение к ее выдающимся памятникам на том лишь основании, что они так или иначе были связаны с христианским культом.
Мы по праву гордимся великим художественным наследием прошлого, талантом выдающихся русских мастеров-зодчих и живописцев, создавших удивительные по красоте творения церковного искусства. Однако нельзя недооценивать силы воздействия религиозных идей, воплощенных в этих произведениях, их вредного влияния на человеческие чувства.
6 июля 1969 года газета «Правда» обращала внимание на то, что иногда появляются книги и статьи, кинофильмы, в которых без принципиального анализа, объективистски, рассказывается о церковной архитектуре, живописи, музыке, обрядах, не дается классовой оценки религии как социального явления, не вскрывается ее антинародная сущность, затушевывается реакционная роль религиозных воззрений в истории человеческого общества. Отдавая должное уникальным историческим памятникам старины, художественно совершенным творениям — замечательной церковной архитектуре, настенной религиозной живописи, которые нужно бережно хранить и реставрировать, необходимо правильно понимать и оценивать их идейное содержание.
В пропаганде бесценных памятников искусства, многие из которых имели в силу исторических причин культовое значение, следует отделять их огромное
1 М. Горький. О религии. М., 1941, стр. 89.
Советская молодежь должна знать правду о христианском культе. Это необходимо потому, что формирование коммунистического мировоззрения и нашей нравственности происходит в условиях преодоления пережитков прошлого в сознании людей, в условиях острейшей идеологической борьбы, которая становится все напряженнее, а приемы наших врагов изощреннее и коварнее. В битве идей за умы и сердца людей нужно ясно и четко определить свое отношение к буржуазным взглядам на роль и значение церкви в развитии культуры.
Знание христианского культа требуется и для понимания давно исчезнувшего быта нашего народа. Современным людям многое непонятно в этом быту, поскольку неизвестна религиозная обрядность, которая чрезвычайно долго внедрялась в него. Некоторые писатели иногда допускают ошибки, описывая церковные обряды. Например, в одной недавно изданной повести священник во время богослужения размахивает паникадилом. Паникадило — висячий светильник, имеющий более двенадцати свечей. Автор спутал паникадило с кадилом — круглой чашечкой, повешенной на нескольких цепочках, соединенных вместе в верхнем конце, за который держит священник. В кадило кладутся горящие угли, и на них насыпают ладан для воскурения во время богослужения.
Классики марксизма считали целесообразным для научной критики христианства изучить его культ. В речи, произнесенной в Лондоне в ноябре 1847 года в «Обществе рабочего просвещения», Маркс говорил, что литература, написанная против христианской религии, основана на доказательстве ложности ее верований, но что «еще не исследовали, так это практический культ христианства»2. 10 марта 1882 года
1 И. Е. Репин и В. В. Стасов. Переписка, т. II. М., 1948, стр. 172.
2 Marx-En gels. Gesamfausgabe. Bd. 6. Berlin, 1962, S. 639.
Ф. Энгельс писал, что превращение культа святых в богов, покровителей крестьян следовало бы «еще доказать исторически, для чего требуется специальное изучение вопроса»1. В. И. Ленин считал необходимым «разъяснение истинных исторических и экономических корней религиозного тумана»2, указывал, что «массам необходимо дать самый разнообразный материал по атеистической пропаганде...»3.
Советская наука внесла большой вклад в изучение христианского культа. Труды Н. М. Никольского, Н. М. Маторина, А. Б. Рановича, особенно его сочинение «Происхождение христианского культа» (1931), В. С. Рожицына, Н. В. Румянцева, В. П. Гидулянова и других ученых осветили тайны «православного язычества».
Мы хотим рассказать, опираясь на эти исследования, о происхождении и реакционной сущности христианского культа4, показать, что же скрывалось за позолотой куполов и мрамором алтарей.
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 35, стр. 238.
2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 12, стр. 145.
3 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 45, стр. 26.
4 Кроме религиозных обрядов, рассматриваемых в этой книге, в христианский культ входят праздники со своей обрядностью и посты, но мы не касаемся их, так как это специальная тема, которой посвящено много книг советских ученых.
1) | Каплан, Фанни Ефимовна Сохраненная копия из Википедии. | ||||||
2) |
| ||||||
3) | Ленин получил пулю за изнасилование матери террористки Сохраненная копия с сайта vlasti.net. | ||||||
4) | Ленин получил пулю за изнасилование матери террористки Сохраненная копия с сайта www.city-n.ru. | ||||||
5) |
Показать / Скрыть цитаты из файла.
Скрыть | ||||||
6) | А Г Купцов. Миф о гонении на церковь в СССР 2009.djvu |