Интернет библиотека во славу святого Таксиля (leotaxil.ru)

«МИФ О КРАСНОМ ТЕРРОРЕ» А.Г. Купцов



Нашли что - то интересное?
Сделайте отметку об этом с ссылкой на эту страницу в пару кликов, чтобы не забыть что и где:

Можно не бояться захломить многочисленными постами из книги свою стену в соц. сетях. Ведь потом из всех этих сообщений можно сделать один пост или статью, а все лишние сообщения удалить!

Предыдущая страница <<< Обновить страницу ( 10 739 ) ::: Оглавление >>> Следующая страница

Глава 1

КРАТКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ ВОПРОСА О ТЕРРОРЕ

1862 Земля и Воля. «Свобода»

Программная прокламация

Единственный источник всех бедствий, терзающих Россию, есть самодержавный деспотизм. Под влиянием его сложился весь настоящий гибельный порядок вещей, давящий нас и губящий всякое развитие. Самый поверхностный взгляд на все отрасли русской жизни подтверждает эту очевидную истину и убеждает, что все они парализованы и убиты безсмысленным самодержавием, составляющим непрерывную иерархическую цепь, начинающуюся самодержавным императором и оканчивающуюся самым последним чиновником, таким же самодержцем в сфере, ему подчинённой.

Уродливые попытки разных реформ ещё наглядней выставляют всю несостоятельность самодержавия. Мнимое разрешение крестьянского вопроса, лишение народа его собственности, земли, и избиение крестьян; судебная реформа, сохраняющая прежний административный произвол под именем «предупредительных мер» и, естественно, не могущая ввести правильного суда при существовании деспотизма; лицемерные заботы о «благе народа» и новые обременительные налоги и поборы, разоряющие преимущественно беднейшие классы общества; пошлое либеральничанье и закрытие воскресных школ - единственного источника народного образования, закрытие университетов с безчеловечным преследованием лучшей учащейся молодёжи. Нелепые разглагольствования об уничтожении цензуры и свободы печати - вещь, немыслимая при самодержавии, и окончательная передача литературы в полное распоряжение 3-го отделения и Валуева (Валуев - тогда министр внутренних дел. - А.К.). Шутовские гимны благодушного монарха - с одной стороны, и казни, казематы, ссылка в каторгу - с другой. Кровожадная жестокость в упорном отстаивании беззаконного господства над народом...

...Но терпению людей есть конец. Даже рабы, доведённые до безнадёжного отчаянья, восстают за свои похищенные права, и восстание тем грознее, чем ужаснее были оскорбления и истязания. Измученные и лишённые всех человеческих прав все классы русско-го общества почувствовали наконец потребность новой свободной жизни. Самодержавие по самому принципу не способно удовлетворить этой потребности и никогда добровольно не сможет отказаться от вооружённого господства над жизнью людей и их свободою - и потому должно быть разрушено; цепи деспотизма, глубоко врезавшиеся в народный организм, должны быть разорваны. Стремление разорвать эти цепи обнаружилось в разных концах обширной нашей родины и запечатлелось кровью поборников русской свободы...

Молодая Россия

Из первой в России социалистической прокламации

Россия вступает в революционный период своего существования. Проследите жизнь всех наших сословий и вы увидите, что общество разделяется в настоящее время на две части, интересы которых диаметрально противоположны и которые, следовательно, стоят враждебно одна к другой.

Снизу слышится глухой и затаённый ропот народа, угнетаемого и оскорбляемого всеми, у кого в руках есть хоть доля власти, народа, который грабят чиновники и помещики, продавшие ему его же собственность - Землю. Грабит царь, увеличивший более чем вдвое прямые и косвенные подати и употребляющий полученные от всенародного грабежа деньги не в пользу государства, а на увеличение распутства двора, на огромное приданое фрейлинам-любовницам, на награду холопам, прислуживающим ему, да на войско, которым он ограждается от народа...

1869 С.Г. Нечаев. Программа революционных действий

Мы не можем не признать, что главнейшей причиной бедствия нашего общества служит дурной экономический строй его, допускающий и узаконивающий господство сильного над слабым, богатого над бедным, тунеядца-капиталиста над выбивающимся из сил рабочим. Одни работают с раннего утра до поздней ночи и получают за это скудную плату, неспособную подкрепить их и восстановить потраченные силы: вместо одежды у них грязные, жалкие лохмотья, вместо жилища - какая-нибудь отвратительная конура, сырой смрадный подвал, да и это только в том счастливом случае, если у них есть работа. А то ещё ужасная жизнь в заводских казармах, где десятки, а то и сотни, работников живут как каторжники в едином смрадном и полутёмном узилище.

А что же делают те, от кого зависит их работа, а следовательно, само их существование? Они отбирают у первых весь продукт труда их, оставляя им самое необходимое для поддержания их голодного существования. Чтоб не утомиться и этим трудом отбирания, они нанимают управляющих, приказчиков и т.д. Они пользуются комфортом и почётом. Более развитые из них на эти ограбленные у крестьян и ремесленников деньги поощряют изящные искусства и литературу...

Если вдуматься в окружающее, невольно покажется, что мы живём в царстве сумасшедших - так странны и неестественны взаимные отношения людей, так странно и непонятно их спокойное отношение к той массе мерзости, подлости и несправедливости, которые поражают наш общественный строй...

Поэтому пока будет существовать настоящий политический строй общества, экономическая реформа общества невозможна, и единственный выход - это политическая революция, истребление гнезда существующей власти, государственная реформа.

Итак, социальная революция - конечная цель наша и политическая - единственное средство для достижения этой цели...

1868

Коммунистический Интернационал М.А. Бакунин. Анархия

Из программы Международного Союза Социалистической Демократии

Целью революции может быть только:

А) Уничтожение всех государств и всех властей в Европе - религиозных, монархических, аристократических и буржуазных. Следовательно, разрушение всех существующих держав со всеми их политическими, юридическими, бюрократическими и финансовыми учреждениями.

Б) Восстановление нового общества на единственной основе свободно ассоциированного труда, принимая за точку отправления коллективную собственность, равенство, справедливость.

Революция такая, как мы её понимаем, или, лучше сказать, какою её необходимо делает теперь сила вещей, носит характер, главным образом, интернациональный или всемирный. Ввиду угрожающий коалиции всех привилегированных интересов и всех реакционных властей в Европе, располагающих огромными средствами, которые им даёт искусно устроенная организация, ввиду глубокой розни, царящей теперь повсюду между буржуазией и рабочими, никакая национальная революция не может достичь успеха, если она тотчас не распространится на все другие нации, но она никогда не сможет перейти границы одной страны и принять такой всемирный характер, если только она не будет носить в себе самой всех элементов этой всемирности. То есть если она не будет открыто социалистической, разрушающей государство и творящей

свободу посредством равенства и справедливости. Потому что теперь ничто не в состоянии соединить, электризовать, поднять эту великую единственную истинную силу века - рабочих, кроме совершенного освобождения труда на развалинах всех покровительствующих учреждений, наследственной собственности и капитала...

...Мы понимаем революцию в смысле разнуздания того, что теперь называют дурными страстями, и разрушения того, что на том же языке называется «общественным порядком».

Мы не боимся, мы призываем анархию, убеждённые, что из этой анархии, то есть полного выражения разнузданной народной жизни, должны выйти свобода, равенство, справедливость, новый порядок и самая сила революции против реакции. Эта новая жизнь -народная революция - без сомнения, не замедлит организоваться, но она создаёт свою революционную организацию снизу вверх, от окружности к центру, сообразно с принципом свободы, а не сверху вниз, не от центра к окружности по способу всякой власти, так как для нас мало имеет значения, как называется эта власть - церковь, монархия, конституционное государство, буржуазная республика или даже революционная диктатура. Мы их ненавидим и отвергаем все одинаково как непременные источники эксплуатации и деспотизма.

Революция такая, как мы её понимаем, должна в первый же день уничтожить радикально и окончательно государство и государственные учреждения. Естественными и необходимыми последствиями этого разрушения будут:

bsp;банкротство государства;

б)  прекращение уплаты частных долгов при вмешательстве государства, предоставляя каждому должнику право платить свои долги, если он хочет;

в)  прекращение платы всяких податей и взимания всяких налогов, прямых или косвенных;

г) распущение армии, магистратуры, бюрократии, полиции и священников;

д) упразднение официального правосудия, отменение всего, что юридически называется правом, а также и действия этих прав. Следовательно, упразднение и сожжение всех документов на собственность, актов наследства, купчих, дарственных, всех процессов -одним словом, всего бумажного хлама, юридического и гражданского. Везде и во всём революционное действие вместо права, созданного и гарантированного государством;

е)  конфискация всех производительных капиталов и орудий труда в пользу рабочих ассоциаций, которые должны пользоваться ими коллективно;

ж) конфискация всех церковных и государственных имуществ, а также и драгоценных металлов у частных лиц в пользу Федеративного Союза всех рабочих ассоциаций...

М.А. Бакунин Анархия. Наша программа

(«Народное Дело», № 1 за 1868 г,)

Мы хотим полного умственного, социально-экономического и политического освобождения народа

I.  Умственного освобождения. Потому что без него политические и социальные свободы не могут быть ни полными, ни твёрдыми. Вера в бога, вера в безсмертие души и всякого рода идеализм вообще, служа, с одной стороны, непременной опорой и оправданием деспотизма, для всякого рода привилегий и для эксплуатирования народа, с другой стороны, деморализует самый народ, разбивая его существо как бы на два друг другу противоречащие стремления и лишая его таким образом энергии, необходимой для завоевания его естественных прав и для полного устройства свободной и счастливой жизни.

Из этого явно следует, что мы - сторонники атеизма и материализма.

II.  Социально-экономического освобождения народа, без которого всякая свобода была бы отвратительной и пустозвонной ложью. Экономический быт народов был всегда краеугольным камнем и заключал в себе настоящее объяснение их политического существования. Все доселе существовавшие и существующие политические и гражданские организации в мире держатся на следующих главных основаниях: на факте завоевания, на праве наследственной собственности, на семейном праве отца и мужа и на освящении всего этого религией, а всё это вместе и составляет сущность государства. Необходимым результатом всего государственного устройства было и должно быть рабское подчинение чернорабочего и невежественного большинства так называемому образованному эксплуатирующему меньшинству. Государство без привилегий политических и юридических, основанных на привилегиях экономических, немыслимо.

Желая действительного и окончательного освобождения народа мы хотим:

1.  Упразднения права наследственной собственности.

2. Уравнения прав женщины, как политических, так и социально-экономических, с правами мужчины; следовательно, мы хотим уничтожения семейного права и брака, как церковного, так и гражданского, неразрывно связанного с правами наследства.

3.  С уничтожением брака рождается вопрос о воспитании детей. Их содержание со времени определившейся беременности матери до самого их совершеннолетия, их воспитание и образование, равное для всех, от низшей ступени до специального высшего научного развития, в одно и то же время индустриальное и ум-

ственное, соединяющее в себе подготовление человека и к мускульному, и к нервному труду, должно лежать главным образом на попечении свободного общества.

Основой экономической правды мы ставим два коренных положения: земля принадлежит только тем, кто её обрабатывает своими руками, - гражданским общинам; капиталы и все орудия работы - работникам - рабочим ассоциациям.

III. Вся будущая политическая организация должна быть ни чем другим, как свободной федерацией рабочих, как земледельческих, так и фабрично-ремесленных артелей (ассоциаций).

И потому во имя освобождения политического мы хотим прежде всего окончательного разрушения государства, хотим искоренения всякой государственности со всеми её церковными, политическими, военно- и гражданско-бюрократичекими, юридическими, учёными и финансово-экономическими учреждениями.

Мы хотим полной воли для всех народов, ныне угнетённых Империей, с правами полнейшего самораспоряжения на основании их собственных инстинктов, нужд и воли, дабы, федерируясь снизу вверх, те из них, которые захотят быть членами русского народа, могли бы создать действительное вольное и счастливое общество в дружеской и федеративной связи с такими же обществами в Европе и в целом мире.

1871

«Народная расправа»

Из передовой статьи

Всенародное восстание замученного русского народа неминуемо и близко!.. Мы, то есть часть народной молодёжи, которой удалось так или иначе получить развитие, должны расчистить ему дорогу, то есть устранить все мешающие препятствия и приготовить все благоприятные условия.

Мы хотим, чтобы наши задавленные государством отцы, братья и сестры сбросили со своих плеч праздное тунеядствующее меньшинство; мы хотим, чтобы русский мужик широко, свободно вздохнул мощной вольной грудью.

Мы хотим народной мужицкой революции...

...Мы не позволим себя закупить никакими революционными фразами, на которые ныне так щедры доктринёрствующие поборники бумажной революции. Мы потеряли всякую веру в слова; слово для нас имеет значение, только когда за ним непосредственно следуют дела. Например, скромная и чересчур остроумная организация тайных обществ, без всяких практических проявлений -в наших глазах не более как мальчишеская игра, смешная и отвратительная, фактическими же проявлениями мы называем только ряд действий, разрушающих положительно что-нибудь...

Мы берёмся сломать гнилое общественное здание, в котором мучается большинство обитателей для доставления нечистых радостей и грязных наслаждений небольшой горсти счастливцев. Пусть новые здания строят новые плотники, которых вышлет из своей среды народ, когда мы дадим возможность вздохнуть ему полной грудью, сбросить с неё тяжкий гнёт преступного государства...

1870

Программа Русской секции Интернационала*

Основные положения. Принимая во внимание:

1)   Что экономический гнёт русского народа, поддерживаемый всем общественным и политическим устройством, совершенно одинаков с гнётом, который душит весь европейский и американский пролетариат.

2)   Что народ русский во все времена стремился к осуществлению великих начал, провозглашённых международными конгрессами рабочих, к общинному владению землёю и орудиями труда.

3)   Что принцип общности труда как принцип, противодействующий эксплуатации капиталом, находил себе уже издавна выражение в образовании рабочих союзов, известных под именем артелей.

4)   Что, с одной стороны, с 19 февраля 1861 года правительство вместе с привилегированными классами явно стремится сделать свой грабёж народа более систематическим, а с другой стороны, с того же момента в самом народе явилось понимание этого стремления и сознание необходимости противодействовать ему собственными силами и выступать на активную борьбу за возможность иной жизни.

5)   Что там, где положение одинаково, там должны быть одинаковы и аналогичны и средства к уничтожению его и замещению его новым строем социальных и индивидуальных отношений.

6)    Что такие средства освобождения неизмеримо увеличиваются в своей силе, когда является солидарность между народами и когда совершается повсюду развитие одних и тех же начал в международной пропаганде и приложение одних и тех же способов в организации.

7)    Самоё образование Интернациональной ассоциации, самая причина, вызвавшая её основание, заключается в том повсеместном сознании европейского пролетариата, которое провозглашает: полное освобождение рабочих вовсе не составляет задачи местной или национальной (одноплеменной), что, наоборот, эта задача представляет насущный интерес для всех цивилизованных наций, так

* Секция образована в противовес Бакунину.

как её разрешение, естественно, находится в зависимости от их общего участия, теоретического и практического, - группа русских людей образовала Русскую Секцию Международного Товарищества. ...Употребляя выражение «русские люди», мы разумеем под ним одинаково и безразлично женщин и мужчин, так как наше дело пропаганды и организации относится ко всем угнетённым без различия пола. Интернационал, стремящийся к освобождению всего человечества, тем самым стремится к уничтожению эксплуатации одной половины человечества другой, эксплуатации столь пагубной по последствиям, вносимым ею в политический и социальный быт народов...

П.Л. Лавров. Журнал «Вперед» (1873-1976)

Из передовой статьи, № 48, 1876; журнал нелегальный

1)  Все усилия социалистов нашего времени должны быть направлены на замену нынешнего общественного строя другим, устроенным на началах рабочего социализма, основание которого есть принцип коллективизма: отдавай все силы общему делу, развивайся в процессе этой деятельности и бери от общества лишь необходимое для своего существования и развития.

2) Общежитие, осуществляющее этот принцип, предполагает:

а)  общность имущества;

б)  всеобщий коллективный труд для всеобщего развития;

в)  солидарность всех рабочих;

г)  свободную федерацию как тип всякого общежития.

3)  Переворот, к которому стремятся социалисты нашего времени, не может быть совершён легальным путём, и потому требования рабочего социализма могут быть осуществлены только путём социальной революции.

4)  Переворот этот может быть совершён лишь рабочим пролетариатом, и потому всякая революция, ставящая себе целью осуществление начал рабочего социализма, может быть успешна лишь в том случае, когда она будет народной революцией.

5)  Социальная революция в России должна быть подготовлена тайной организацией революционных сил, действующих путём пропаганды и агитации, пока они не будут достаточно велики для производства обширного революционного взрыва.

6) Организация революционных сил, имеющая наибольший шанс достичь указанной цели, должна идти следующим путём:

а)  убеждённые социалисты-революционеры из интеллигенции составят первый кадр этой организации;

б) разместившись среди народа в нескольких наиболее удобных для этого областях России, они группируют около себя все лучшие силы народа в этих областях в революционные группы;

в) они соединят все социально-революционные группы, рассеянные в упомянутых областях и состоящие в большинстве из народа, в обширную социально-революционную федерацию;

г)  пропаганда социальной революции настолько проникнет в войско, чтобы внести в него расстройство и разложение при народном восстании;

д) когда социально-революционная организация будет достаточно сильна, то она воспользуется неизбежными волнениями и восстаниями в народе, чтобы обобщить эти бунты, до тех пор не имеющие большого значения, в революционный взрыв, который должен охватить большую часть России...

8)  Дело убеждённых приверженцев рабочего социализма (большинство которых должно тогда принадлежать народу) в минуту победоносного взрыва революции будет заключаться в направлении этого взрыва к осуществлению революционным путём начал рабочего социализма.

9) Для пополнения и расширения нового кадра социально-революционной организации, а также для усиления последующей за тем социально-революционной федерации групп убеждённые социалисты-революционеры должны до самого революционного взрыва всеми силами распространять среди интеллигенции социально-революционные идеи и воспитывать в ней признаки солидарности путём коллективной жизни, коллективной организации и постепенного введения всех способных на это лиц в социально-революционное дело...

«Набат» (1875-1881)

Выдержки из программы

В чём должна состоять ближайшая практически достижимая цель революции

Мы признаём анархию (или, точнее выражаясь, то, что под этим словом обыкновенно подразумевается), но только как желательный идеал отдалённого будущего. Однако мы утверждаем, что слово анархия не выражает собою вполне идеала будущего: оно указывает только на одну его сторону, на одну и совсем не существенную черту будущего общественного строя.

Анархия - значит безвластие. Но безвластие есть только одно из неизбежных, логических последствий причины более коренной, более глубокой - равенства.

Точно так же, как и власть есть не причина, как утверждают анархисты, существующего социального зла, а лишь его необходимый результат.

* Группа эмигрантов во главе с П.Н. Ткачёвым. Считалось, что идеи «Набата» были восприняты партией «Народная воля».

Все общественные бедствия, вся социальная неправда обусловливаются и зависят исключительно от неравенства людей, неравенства физического, интеллектуального, экономического, политического и всякого другого.

Следовательно, пока существует неравенство хотя бы в какой-нибудь сфере человеческих отношений, до тех пор будет существовать власть. Анархия немыслима, немыслима логически (не говоря уже о её практической невозможности) без предварительного установления абсолютного равенства между всеми членами общества. И потому-то самая существенная, самая характеристическая черта будущего общества и должна выражаться не словом анархия, а словом равенство. Равенство предполагает анархию, анархия - свободу; но и равенство, и анархия, и свобода - все эти понятия совмещаются в одном понятии, в одном слове - братство. Где братство, там и равенство, где равенство - там и безвластие, там и свобода.

Отсюда само собой следует, что никакая революция не может установить анархию, не установив сначала братства и равенства.

Но чтобы установить братство и равенство, нужно, во-первых, изменить данные условия общественного быта, уничтожить все те учреждения, которые вносят в жизнь людей неравенство, вражду, зависть, соперничество, и положить основание учреждениям, вносящим в неё начала, противоположные первым; во-вторых, изменить самую природу человека, перевоспитать его. Осуществить эту великую задачу могут, конечно, только понимающие её и искренно стремящиеся к её разрешению, то есть люди умственно и нравственно развитые, то есть меньшинство. Это меньшинство в силу своего более высокого умственного и нравственного развития всегда имеет и должно иметь умственную и нравственную власть над большинством.

Следовательно, революционеры - люди этого меньшинства, революционеры, воплощающие в себе лучшие умственные и нравственные силы общества, необходимо обладают и, оставаясь революционерами, не могут не обладать властью...

1878

«Земля и Воля». Кравчинский «Смерть за смерть»*

Мы - социалисты. Наша цель - разрушение существующего экономического строя, уничтожение экономического неравенства, составляющего, по нашему убеждению, корень всех страданий человечества. Поэтому политические формы сами по себе для нас совершенно безразличны. Мы, русские, вначале были более какой

Из брошюры Кравчинского, который объяснял мотивы своего теракта: 4 августа 1878 г. он казнил шефа жандармов Мезенцева.

бы то ни было нации склонны воздерживаться от политической борьбы и ещё более от всяких кровавых мер, к которым не могли нас приучить ни наша предшествующая история, ни наше воспитание. Само правительство тянуло нас на тот кровавый путь, на который мы встали. Само правительство вложило нам в руки кинжал и револьвер.

Убийство - вещь ужасная. Только в минуту сильнейшего аффекта, доходящего до потери самосознания, человек, не будучи извергом и выродком человечества, может лишить жизни себе подобного. Русское же правительство нас, социалистов, нас, посвятивших себя делу освобождения страждущих, нас, обрекших себя на всякие страдания, чтобы избавить от них других, русское правительство довело нас до того, что мы решаемся на целый ряд убийств и возводим их в систему.

Оно довело нас до этого цинической игрой в жизнь десятков и сотен человек и тем наглым презрением к какому бы то ни было праву, которое оно всегда обнаруживало в отношении к нам...

Господа правительствующие жандармы, администраторы! Вам повинуются миллионная армия и многочисленная полиция; вашими шпионами наводнены все города, и скоро они будут во всех деревнях; ужасны ваши тюрьмы и безпощадны ваши казни. Но знайте: со всеми вашими армиями, полициями, тюрьмами и казнями вы безсильны и безпомощны против нас. Никакими казнями вы нас не запугаете. Никакими силами не защититесь от руки нашей.

Вы перепугались от наших первых ударов и решились прибегнуть к военному суду, чтобы устрашить нас перспективой кровавых казней.

Но нас вы не запугаете, и это знаете вы сами. Вы нас сделаете только безпощаднее к вам. И знайте, что у нас есть средства ещё более ужасные, чем те, силу которых вы уже испытали; но мы не употребляли их до сих пор, потому что они слишком ужасны. Берегитесь же доводить нас до крайности и помните, что мы никогда не грозим даром.

Вот наше последнее слово.

Вы - представители власти. Мы - противники всякого порабощения человека человеком, поэтому вы - наши враги и между нами не может быть примирения. Вы должны быть уничтожены и будете уничтожены. Но мы считаем, что не политическое рабство порождает экономическое, а наоборот. Мы убеждены, что с уничтожением экономического неравенства уничтожается народная нищета, а с нею вместе невежество, суеверие и предрассудки, которыми держится всякая власть.

Наш настоящий враг - буржуазия, которая теперь прячется за спиной властей предержащих и администрации, которых она сама ненавидит, потому что и ей вы связываете руки.

Так посторонитесь же. Не мешайте нам бороться с нашим настоящим врагом, и мы оставим вас пока в покое. Пока мы не свалим теперешнего экономического строя, вы можете мирно почивать.

До тех пор пока вы будете упорствовать в сохранении теперешнего дикого безправия, наш тайный суд, как меч Домокла, будет вечно висеть над вашими головами, и смерть будет служить ответом на каждую вашу свирепость против нас...

Подумайте об этом, а пока выслушайте наши требования:

1)  мы требуем полного прекращения всяких преследований за выражение каких бы то ни было убеждений, как словесно, так и печатно;

2)  мы требуем полного уничтожения всякого административного произвола и полной ненаказуемости за поступки какого-либо характера иначе, как по свободному приговору народного суда присяжных;

3)  мы требуем полной амнистии для всех политических преступников без различия категорий и национальности, что логически вытекает из первых двух требований.

Большего мы пока от вас не требуем, потому что большего вы дать не в силах...

Не нарушайте наших человеческих прав - вот всё, что мы пока хотим от вас.

1879

«Листок Земли и Воли», 3

Политическое убийство - это прежде всего акт мести. Только отомстив за погубленных товарищей, революционная организация может прямо взглянуть в глаза своим врагам; только тогда она становится цельной, неразделённой силой; только тогда она поднимается на ту нравственную высоту, которая необходима для того, чтобы увлечь за собой массы. Политическое убийство - это единственное средство самозащиты при настоящих условиях и один из лучших агитационных приёмов. Нанося удар в самый центр правительственной организации, оно со страшной силой заставляет содрогнуться всю систему. Как электрическим током, мгновенно разносится этот удар по всему государству и производит неурядицу во всех его функциях. Когда приверженцев свободы было мало, они всегда замыкались в тайные общества. Эта тайна давала им большую силу. Она давала небольшой группе смелых людей возможность бороться с миллионами организованных, но открытых врагов.

«В подземных ходах пещер сплачивались они в те несокрушимые общины «святых безумцев», с которыми не могли совладать ни дикое варварство одного мира, ни маститая цивилизация другого» («Колокол» Герцена).

Но когда к этой тайне присоединится политическое убийство как систематический приём борьбы - такие люди становятся действительно страшными для врагов. Последние должны будут каждую минуту дрожать за свою жизнь, не зная откуда и когда придёт к ним месть. Политическое убийство - это осуществление революции в конкретном месте, в настоящем. «Неведомая никому» подпольная сила вызывает на свой суд высокопоставленных преступников, постановляет им смертные приговоры - и сильные мира чувствуют, что почва теряется под ногами и они с высоты своего могущества валятся в какую-то мрачную бездну. С кем бороться? Против кого защищаться? На ком вымести свою бешеную ярость?..

...Кругом никого. Неизвестно, откуда явилась карающая рука и, совершив казнь, исчезла в никуда, в неизвестную область.

...Вот почему 3-4 удачных политических убийства заставили наше правительство вводить военные законы, увеличить жандармские дивизионы, расставлять казаков на улицах, назначить урядников по деревням - одним словом, выкидывать такие сальто-мортале самодержавия, к каким не принудили его ни годы пропаганды, ни века недовольства во всей России, ни волнения молодёжи, ни проклятия тысяч жертв, замученных им на каторге и в ссылке. Вот почему мы признаём политическое убийство за одно из главных средств борьбы с деспотизмом.

1880

«Черный передел*», № 1

* Основатели партии - народники-деревенщики. В руководстве -Плеханов, Засулич, Стефанович, Дейч. После ареста ряда членов партии и разгрома типографии руководители эмигрировали.

...Наши воззрения на практические задачи нашей партии составляются из двух слагаемых: общих указаний науки и специальных условий русской истории и современной действительности. Мы признаём социализм последним словом науки о человеческом обществе и в силу этого считаем торжество коллективизма в области владения и труда альфой и омегой прогресса в экономическом строе общества...

Выражаясь кратко, каждый общественный деятель должен быть радикалом. Так как экономические отношения в обществе признаются нами основанием всех остальных, коренной причиной не только всех явлений политической жизни, но и умственного и нравственного склада его членов, то радикализм прежде всего должен стать, по нашему мнению, радикализмом экономическим.

Усилия реформатора-радикала должны направляться главным образом на максимальное изменение к лучшему общественно-экономического строя, не справляясь о том, мирно или при насильственном сопротивлении со стороны лиц, заинтересованных в сохранении старого порядка, может совершиться это изменение.

Все эти положения не что иное, как выводы современной социологии, обязательные для всего человечества...

10 марта 1881 г. Партия «Народная воля»

Письмо Исполнительного Комитета к Александру III

Ваше Величество!

Вполне понимая то тягостное настроение, которое вы испытываете в настоящую минуту, Исполнительный Комитет не считает, однако, себя вправе поддаваться чувству естественной деликатности, требующей, может быть, для нижеследующего объяснения выждать некоторое время (речь идёт о смерти батюшки Александра III. -А.К.).

Есть нечто высшее, чем самые законные чувства человека: это долг перед родной страной, долг, которому гражданин принуждён жертвовать собой и своими чувствами и даже чувствами других людей. Повинуясь этой всесильной обязанности, мы решаемся обратиться к вам немедленно. Ничего не выжидая, так как не ждёт тот исторический процесс, который грозит нам в будущем реками крови и самыми тяжёлыми потрясениями.

Кровавая трагедия, разыгравшаяся на Екатерининском канале, не была случайной и ни для кого не была неожиданной. После всего происшедшего в течение последнего десятилетия она являлась совершенно неизбежной, и в этом её глубокий смысл, который обязан понять человек, поставленный судьбою во главе правительственной власти.

Объяснять подобные факты злоумышлением отдельных личностей или хотя бы шайки может только человек, совершенно неспособный анализировать жизнь народов.

В течение последних 10 лет мы видим, как у нас, несмотря на самые строгие преследования, несмотря на то, что правительство покойного императора жертвовало всем - свободой, интересами всех классов, интересами промышленности и даже собственным достоинством, безусловно всем жертвовало для подавления революционного движения, оно всё-таки упорно разрасталось, привлекая к себе лучшие элементы страны, самых энергичных и самоотверженных людей России, и вот уже три года, как вышло в отчаянную партизанскую войну с правительством. Вы знаете, ваше величество, что правительство покойного императора нельзя обвинить в недостатке энергии. У нас вешали и правого и виноватого, тюрьмы переполнялись заключёнными, а каторга и ссылка переполнялись кандальниками и ссыльными.

Целые десятки так называемых вожаков переловлены и перевешаны: они гибли с мужеством и спокойствием мучеников, но

движение не прекращалось, оно безостановочно росло и крепло. Да, ваше величество, революционное движение не такое дело, которое зависит от отдельных личностей. Это процесс народного организма, и виселицы, воздвигаемые для наиболее энергичных выразителей этого процесса, также безсильны спасти отживший порядок, как крестная смерть Спасителя не спасла развратившийся античный мир от торжества реформирующего христианства.

Правительство, конечно, может ещё переловить и перевешать многое множество отдельных личностей. Оно может разрушить множество отдельных революционных групп. Допустим, что оно разрушит даже самые серьёзные из существующих революционных организаций, но ведь всё это нисколько не изменит положения вещей. Революционеров создают обстоятельства, всеобщее недовольство народа, стремление России к новым общественным формам. Весь народ истребить нельзя, нельзя и уничтожить его недовольство посредством репрессий: недовольство, напротив, растёт от этого. Поэтому на смену истребляемым постоянно выдвигаются из народа всё в большем количестве новые личности ещё более озлобленные, ещё более энергичные. Эти личности в интересах борьбы, разумеется, организуются, имея уже готовый опыт своих предшественников, поэтому революционная организация с течением времени должна усиливаться и количественно, и качественно. Это мы видим в действительности за последние 10 лет...

Окидывая безпристрастным взглядом пережитое нами тяжёлое десятилетие, можно безошибочно предсказать дальнейший ход [событий], если только политика правительства не изменится. Движение должно расти, увеличиваться, факты террористического характера повторяться всё более обострённо; революционная организация будет выдвигать на место истребляемых групп всё более и более совершенные, крепкие формы. Общее количество недовольных в стране между тем увеличивается, доверие к правительству в народе должно всё более падать, мысль о революции, о её возможности и неизбежности всё прочнее будет развиваться в России. Страшный взрыв, кровавая перетасовка, судорожное революционное потрясение всей России завершит этот процесс разрушения старого порядка.

Чем вызывается, обуславливается эта страшная перспектива? Да, ваше величечство, страшная и печальная. Не примите это за фразу. Мы лучше, чем кто-либо другой, понимаем, как печальна гибель стольких талантов, такой энергии на деле разрушения, в кровавых схватках, в то время, когда эти силы при других условиях могли бы быть потрачены непосредственно на созидательную работу, на развитие народа, его ума, благосостояния, его гражданского общежития. Отчего же происходит эта печальная необходимость кровавой борьбы?..

Каковы бы ни были намерения государя, но действия правительства не имеют ничего общего с народной пользой и стремлением. Императорское правительство подчинило народ крепостному праву, отдало массы во власть дворянству; в настоящее время оно открыто создаёт самый вредный класс спекулянтов и барышников. Все реформы его приводят лишь к тому, что народ впадает всё в большее рабство, всё более эксплуатируется.

Оно довело Россию до того, что в настоящее время народные массы находятся в состоянии полной нищеты и разорения, не свободны от самого обидного надзора у своего домашнего очага, не властны даже в своих мирских, общественных делах. Покровительством закона и правительства пользуется только хищник-эксплуататор, самые возмутительные грабежи остаются без наказания. Но зато какая страшная судьба ждёт человека, искренне помышляющего об общей пользе. Вы знаете хорошо, ваше величество, что не одних социалистов ссылают и преследуют. Что же такое правительство, охраняющее такой порядок? Неужели это не шайка, неужели это не проявление полной узурпации?

Вот почему русское правительство не имеет никакого нравственного влияния, никакой опоры в народе; вот почему Россия порождает столько революционеров; вот почему даже такой факт, как цареубийство, вызывает в огромной части населения радость и сочувствие. Да, ваше величество, не обманывайте себя отзывами льстецов и прислужников. Цареубийство в России очень популярно.

Из такого положения может быть два выхода: или революция, совершенно неизбежная, которую нельзя предотвратить никакими казнями, или обращение власти к народу. В интересах родной страны, во избежание напрасной гибели сил, во избежание тех страшных бедствий, которые всегда сопровождают революцию, Исполнительный Комитет обращается к вашему величеству с советом избрать второй путь. Верьте, что как только верховная власть перестанет быть произвольной, как только она твёрдо решится осуществлять лишь требования народного сознания и совести, вы можете смело прогнать позорящих правительство шпионов, отослать конвойных в казармы и сжечь развращающие народ виселицы...

Мы обращаемся к вам, отбросивши всякие предубеждения, подавивши то недоверие, которое создала деятельность правительства. Мы забываем, что вы - представитель той власти, которая столько обманывала народ, сделала ему столько зла. Обращаемся к вам как к гражданину и честному человеку. Надеемся, что чувство личного озлобления не заглушит в вас сознания своих обязанностей и желания знать истину. Озлобление может быть и у нас. Вы потеряли отца. Мы потеряли не только отцов, но ещё братьев, жён, детей, лучших друзей. Но мы готовы заглушить личные чувства, если того требует благо России. Ждём этого и от вас.

Мы не ставим вам условий. Пусть не шокирует вас предложение. Условия, которые необходимы для того, чтобы революционное движение сменилось мирной работой, созданы не нами, а историей. Мы не ставим, а только напоминаем их. Этих условий, по нашему мнению, только два:

1)  общая амнистия по всем политическим преступлениям прошлого времени, так как это были не преступления, но исполнение гражданского долга;

2) созыв представителей от всего русского народа для пересмотра существующих форм государственной и общественной жизни и переделки их сообразно с народными желаниями.

Считаем необходимым напомнить, однако, что легализация верховной власти народным представительством может быть достигнута лишь тогда, если выборы будут произведены совершенно свободно. Поэтому выборы должны быть произведены при следующей обстановке:

1)  депутаты посылаются от всех классов и сословий безразлично и пропорционально числу жителей;

2)  никаких ограничений ни для избирателей, ни для депутатов не должно быть;

3)  избирательная агитация и сами выборы должны быть произведены совершенно свободно, а потому правительство должно в виде временной меры впредь до решения Народного Собрания допустить:

а)  полную свободу печати;

б)  полную свободу слова;

в)  полную свободу сходок;

г)  полную свободу избирательных программ.

Вот единственное средство к возвращению России на путь правильного и мирного развития. Заявляем торжественно пред лицом родной страны и всего мира, что наша партия, со своей стороны, безусловно подчинится решению Народного Собрания, избранного при соблюдении вышеизложенных условий, и не позволит себе впредь никакого насильственного противодействия правительству, санкционированному Народным Собранием.

Итак, ваше величество, решайте. Перед вами два пути...

2 марта 1881 г. От рабочих членов партии «Народная воля»

Русский рабочий люд! Сего 1 марта Александр II, мучитель всего народа, убит нами, социалистами. Объявляем об этом всенародно. Он убит за то, что не заботился о своём народе, тяготил его невыносимыми податями, обделил мужиков землёй, отдал рабочего на разорение всякому грабителю и мироеду. Он не давал народу воли, не слушал слёзных мужицких жалоб. Он защищал только одних богатых. Царские

слуги - урядники, становые, полицейские - разоряли и грабили народ, мучили, убивали крестьян, а царь за это награждал мучителей, а не карал за это.

Мирских людей, которые стоят за народ и за правду, царь вешал и ссылал на каторгу, в Сибирь. Вот за всё это он теперь убит. Царь должен быть пастырем добрым, душу свою за овцы полагающим; Александр II был лютым волком, и страшная смерть покарала его. Русские рабочие! Теперь вступает на престол новый царь. Нужно, чтобы он не пошёл в отца.

Пусть он призовёт народных выборных от всех деревень, заводов, фабрик, пусть узнает мужицкое горе и нужду и впредь царствует по правде. Пусть у него советниками в Сенате будут народные выборные.

...Если же царь не послушает народного голоса и начнёт, как его батюшка, вешать и ссылать в Сибирь всякого, кто стоит за рабочих, тогда нужно и его сменить.

Помните, братья, что покоряться мучителю - тяжкий грех, и чрез это народ и терпит горе весь свой век.

Братья рабочие! Довольно мучилась вся Россия! Настала пора, когда правда воцарится на земле. Нужно только, чтобы рабочий народ действовал смело, как действовали Пётр Алексеев, Пресняков, Тихонов, Ширяев, Окладский. Все эти наши братья-социалисты не убоялись ни каторги, ни самой смерти, стоя за правду. Так и все должны делать, и тогда не будет на русской земле ни нищеты, ни слёзного горя.

1902

Боевая организация партии социалистов-революционеров

(те самые эсеры)

Прокламация, выпущенная после казни министра Сипягина, которую совершил студент СВ. Балмашов 2 апреля 1902 г. Перепечатана в «Революционной России» (№ 7,1902 г.)

По делам вашим воздастся вам

Они этого хотели, и они этого дождались...

Своими чудовищно жестокими и беззастенчивыми мерами они заставили всех потерять веру в возможность какой бы то ни было мирной работы.

Попиранием закона, издевательством над честью и неприкосновенностью личности они внушили всем ужас и отвращение к себе.

Печать они задушили в тисках цензурных циркуляров.

Университеты они превратили в дворы для постоя солдат и полиции.

Они убили земство и уничтожили суд.

Они душат евреев, поляков, финляндцев и прочие народы.

Всю страну они наводнили шпионами.

Все тюрьмы они наполнили рабочими и молодёжью.

Они опустошили столицы от интеллигенции и разослали её по ссылкам.

Весь народ они разорили непомерным налогом и, разорив, окружили его высокой стеной полицейской охраны, не пропуская никого на помощь в деревню, в это царство голодовок и смерти.

Повсюду свистят нагайки и сверкают шашки.

Безоружных рабочих расстреливают на улицах.

Вся Россия отдана во власть казаков и городовых и превращена в сплошное побоище.

Всё это делают наши министры, наши генерал-губернаторы и прочие царские слуги.

И мы не предвидим, где конец этим жестокостям, этим зверствам.

Мы не знаем, какими ужасами ещё наполнят страну наши правители, но мы знаем, что нет ужасов, нет зверств, которых они с лёгким сердцем не сеяли бы вокруг себя.

И мы не видим силы, которая бы сдерживала своеволие этих кровожадных и корыстных временщиков, безконтрольно и безнаказанно распоряжающихся достоянием и жизнью 130 миллионов людей.

Всё вокруг безропотно несёт позорное иго, все трусливо прячут своё негодование, своё гражданское чувство, и этой рабской покорностью только усиливается гнёт, увеличивается наглость наших властителей.

Мы, социалисты-революционеры, признаём, что всякий, кто не препятствует злодеяниям, совершаемым правительством, является не только попустителем, но и пособником его.

Лишённые возможности каким бы то ни было мирным способом противодействовать этим злодеяниям, мы, сознательное меньшинство, считаем не только своим правом, но и своей священной обязанностью, несмотря на всё отвращение, внушаемое нам такими способами борьбы, - на насилие отвечать насилием, за пролитую кровь платить кровью угнетателей. Мы слагаем ответственность за все ужасы этой борьбы на правительство, которое вынудило нас вступить на этот путь.

После демонстрации 4 марта 1901 года Сипягин заявил, что он «кровью зальёт Петербург при первой же попытке к новой демонстрации», а на протест литераторов против возмутительного побоища на Казанской площади, он ответил, что «отучит этих писателишек не только говорить, но и думать по-своему».

В стране, где при выражении мирного протеста министры намереваются залить кровью столицу и имеют полную возможность

осуществить это на деле, в стране, где они ставят себе целью принудить к молчанию одних в тот момент, когда это им удаётся, неизбежно должны заговорить другие на языке ином.

Свист пули - вот единственно возможный теперь разговор с нашими министрами, пока они не научатся понимать общечеловеческую речь и прислушиваться к голосу страны.

Нам незачем объяснять, почему казнён Сипягин. Его преступления слишком всем известны, его жизнь слишком всеми проклиналась, его смерть слишком всеми приветствуется.

Министры, запершись в своих недоступных кабинетах, окружив себя жандармской охраной, вершат зло и неправду, рассчитывая на полную свою безнаказанность.

Отчаянно смелый и блестяще выполненный акт революционера Степана Валериановича Балмашова докажет им, что люди, готовые жизнью своей жертвовать за благо народа, сумеют достать врагов этого народа для свершения над ними правого суда.

Сипягин казнён в кабинете министров не случайно. В этой комнате он совершал свои преступления. Здесь вырабатывались и учреждались его невыразимо жестокие меры. Отсюда сеялись зло и несчастье на всю Россию. Здесь попирались ногами самые ненарушимые права человека, здесь он старался умертвить живой дух и живые силы русского народа, и здесь же он, как сражённый ударом грома, пал к ногам судьи - мстителя.

«По делам вашим воздастся вам».

И пусть казнь этого врага народа напомнит всем, держащим в своих руках судьбы России, что и для её безправных и малодушных сынов есть предел унижения и гнёта, за которым даже самый робкий верноподданный превращается в самоотверженного борца и грозного мстителя.

Этот момент для нашей родины наступает теперь. Правительственный произвол становится всё более и более невыносимым и оскорбительным. Всеобщее возмущение против него растёт с каждым днём.

Занимается заря великой борьбы, грозящей ужасами и бедствиями наполнить всю страну...

Предотвратить её возможно только одним - предоставить народу возможность мирными и культурными средствами сдерживать произвол власти.

Мы требуем немедленного прекращения производства по всем делам политического характера и освобождения всех политических заключённых. Мы требуем немедленной отмены всех исключительных законов и правил, национальных и сословных ограничений и изъятий, свободы собраний, печати и слова. Мы требуем созыва всенародного земского собора.

Проект программы РСДРП

(будущие большевики)

«Искра». № 21, 1 июля 1902 г., ленинская редакция

Развитие обмена установило такую тесную связь между всеми народами цивилизованного мира, что великое освободительное движение пролетариата должно было стать и давно уже стало международным.

Считая свою партию одним из отрядов всемирной армии пролетариата, русская социал-демократия преследует ту же конечную цель, к которой стремятся социал-демократы всех других стран.

Эта конечная цель определяется характером буржуазного общества и ходом его развития. Главную особенность такого общества составляет товарное производство на основе капиталистических производственных отношений, при которых самая важная и значительная часть средств производства и обращения товаров принадлежит небольшому по своей численности классу лиц, между тем как огромное большинство населения состоит из пролетариев и полупролетариев, вынужденных своим экономическим положением постоянно или периодически продавать свою рабочую силу, то есть поступать в наёмники к капиталистам, и своим трудом создавать доход высших классов общества. Область господства капиталистических производственных отношений всё более и более расширяется по мере того, как постоянное усовершенствование техники, увеличивая хозяйственное значение крупных предприятий, ведёт к вытеснению мелких самостоятельных производителей, превращая часть их в пролетариев, суживая роль остальных в общественно-экономической жизни, местами ставя их в полную и тяжёлую, явную или тайную зависимость от капитала.

Технический прогресс приводит к относительному уменьшению потребности предпринимателей в живом труде рабочих, вследствие этого увеличивается зависимость наёмного труда от капитала...

...Таким образом, усовершенствование техники, означающее увеличение производительности труда и рост общественного богатства, обуславливает собою в буржуазном обществе возрастание общественного неравенства, увеличение расстояния между имущими и неимущими и рост необеспеченности существования, безработицы и лишений для всё большего слоя трудящихся масс...

...Заменив частную собственность на средства производства и обращения на общественную и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит всё угнетённое человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою.

Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, то есть завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров.

Ставя себе задачу сделать пролетариат способным выполнить свою великую историческую миссию, международная социал-демократия организует его в самостоятельную политическую партию, противостоящую всем буржуазным партиям, руководит всеми проявлениями его классовой борьбы, разоблачает перед ним непримиримую противоположность интересов эксплуататоров интересам эксплуатируемых и выясняет ему историческое значение и необходимые условия предстоящей социальной революции. Вместе с тем она обнаруживает перед всей остальной трудящейся и эксплуатируемой массой безнадёжность её положения в капиталистическом обществе и необходимость социальной революции в интересах её собственного освобождения от гнёта капитала. Партия рабочего класса, социал-демократия, зовёт в свои ряды все слои трудящегося и эксплуатируемого населения, поскольку они переходят на точку зрения пролетариата.

На пути к их общей конечной цели, обусловленной господством капиталистического способа производства во всём цивилизованном мире, социал-демократы разных стран вынуждены ставить себе неодинаковые ближайшие задачи как потому, что этот способ не везде развит в одинаковой степени, так и потому, что его развитие в разных странах совершается в различной социально-политической обстановке.

В России, где капитализм уже стал господствующим способом производства, на каждом шагу встречаются ещё остатки нашего старого, докапиталистического общественного порядка, который основывался на закрепощении трудящихся масс помещиком, государством или главой государства. В сильнейшей степени препятствуя экономическому прогрессу, эти остатки не допускают всестороннего развития классовой борьбы пролетариата, содействуют сохранению и усилению самых варварских форм эксплуатации многомиллионного крестьянства государством и имущими классами и держат в темноте и безправии весь народ.

Самым значительным из всех этих пережитков и самым могучим оплотом всего этого варварства является царское самодержавие. По самой природе своей оно враждебно всякому общественному движению и не может не быть злейшим противником всех освободительных стремлений пролетариата.

Поэтому Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия ставит своей ближайшей политической задачей низвержение царского самодержавия и замену его республикой на основе демократической конституции, обеспечивающей:

1) самодержавие народа, то есть сосредоточение всей верховной государственной власти в руках законодательного собрания, составленного из представителей народа;

2) всеобщее, равное и прямое избирательное право при выборах как в законодательное собрание, так и во все местные органы самоуправления для всякого гражданина, достигшего 20 лет; тайное голосование при выборах; право каждого избирателя быть избранным во все представительные собрания; жалованье народным представителям;

3)  неприкосновенность личности и жилища граждан;

4) неограниченную свободу совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов;

5)  свободу передвижения и промыслов;

6)  уничтожение сословий и полную равноправность всех граждан независимо от пола, религии и расы;

7) признание права на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства;

8) предоставление всякому гражданину права преследовать всякого чиновника пред судом без жалобы по начальству;

9)  замену постоянного войска всеобщим вооружением народа;

10)  отделение церкви от государства и школы от церкви;

11) даровое и обязательное общее и профессиональное образование для всех детей обоего пола до 16 лет; снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счёт государства.

Как основного условия демократизации нашего государственного хозяйства Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия требует: отмены всех косвенных налогов и установления прогрессивного налога на доходы и наследства.

В интересах охраны рабочего класса от физического и нравственного вырождения, а также и в интересах развития его способности к освободительной борьбе партия требует:

1) ограничения рабочего дня 8-ю часами в сутки для всех наёмных рабочих;

2)  установления законом еженедельного отдыха, непрерывно продолжающегося 36 часов для наёмных рабочих обоего пола во всех отраслях народного хозяйства;

3)  полного запрещения сверхурочных работ;

4)  воспрещения ночного труда (от 9 часов вечера до 5 часов Утра) во всех отраслях народного хозяйства, за исключением тех, где он безусловно необходим по техническим причинам;

5)  воспрещения всем предпринимателям пользоваться наёмным трудом детей до 16-летнего возраста;

6)  воспрещения женского труда в тех отраслях, где он вреден Для здоровья женского организма; освобождение рожениц от работы в течении 2-х недель до и 2-х недель после родов;

7)  установления законом гражданской ответственности нанимателей за полную или частичную потерю рабочими способности к труду, происшедшую вследствие несчастного случая или вредных условий производства, и освобождения рабочего от обязательства доказывать, что потеря трудоспособности произошла по вине капиталиста;

8) воспрещения выдачи заработной платы товарами; установления еженедельного срока расплаты по всем договорам о найме рабочих и выдачи заработка в рабочее время;

9)  выдачи государственной пенсии престарелым рабочим;

10)  увеличения числа фабричных инспекторов; назначения инспектрис в тех отраслях, где преобладает женский труд; надзора выбранных рабочими и оплаченных государством представителей за исполнением фабричных законов, а также за составлением расценок и браковкой товаров;

11)  надзора органов местного самоуправления с участием выборных от рабочих за санитарным состоянием жилых помещений, отводимых рабочим предпринимателями, равно как за внутренним распорядком этих помещений и за условиями отдачи их внаймы, в целях ограждения наёмных рабочих от вмешательства предпринимателей в жизнь и деятельность их как частных лиц и граждан;

12) учреждения правильно организованного санитарного надзора во всех предприятиях, употребляющих наёмный труд, и безплатной медицинской помощи для рабочих за счёт предпринимателей;

13)  распространения надзора фабричной инспекции на все отрасли народного хозяйства и на все предприятия, употребляющие наёмный труд, не исключая и казённых;

14)  установления уголовной ответственности нанимателей за нарушение законов об охране труда;

15)   запрещения предпринимателям производить денежные вычеты из заработной платы по какому бы поводу и для какого бы назначения они не делались (штрафы, браковка);

16)  учреждения во всех отраслях народного хозяйства промысловых судов (имеются в виду административные суды в какой-то отрасли, промысле. - А.К.), составленных поровну из представителей [рабочих] и предпринимателей;

17)  возложения на органы местного самоуправления обязанности учредить посреднические конторы по найму местных и пришлых рабочих (биржи труда) во всех отраслях производства с участием в их управлении представителей от рабочих организаций.

В целях же устранения остатков крепостного порядка, тяжёлым гнётом лежащих на крестьянах, и в интересах свободного развития классовой борьбы в деревне партия будет добиваться:

1)  Отмены выкупных и оброчных платежей, а также всяких повинностей, падающих в настоящее время на крестьянство как на податное сословие.

2)  Отмены круговой поруки и всех законов, стесняющих крестьянина в распоряжении его землёй.

3) Возвращения народу денежных сумм, взятых с него в форме выкупных и оброчных платежей; конфискации с этой целью монастырских имуществ и удельных имений; а равно обложения особым налогом земель крупных землевладельцев-дворян, воспользовавшихся выкупной ссудой, и обращения сумм, добытых этим путём, в особый народный фонд для культурных и благотворительных нужд сельских обществ.

4)  Учреждения крестьянских комитетов: а) для возвращения сельским обществам посредством экспроприации или - в том случае, если земли переходили из рук в руки, - выкупа государством за счёт крупного дворянского землевладения тех земель, которые отрезаны у крестьян при уничтожении крепостного права и служат в руках помещиков орудием для из закабаления; б) для устранения остатков крепостных отношений, уцелевших на Урале, на Алтае, в Западном Крае и в других областях государства.

5)  Предоставления судам права понижать непомерно высокие арендные платы и объявлять недействительными сделки, имеющие кабальный характер.

Стремясь к достижению своих ближайших политических и экономических целей, Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия поддерживает всякое оппозиционное и революционное движение, направленное против существующего в России общественного и политического порядка, решительно отвергая в то же время все те реформаторские проекты, которые связаны каким бы то ни было расширением или упрочнением полицейско-чиновничьей опеки над трудящимися классами.

С своей стороны, Российская Социал-Демократичекая Рабочая Партия твёрдо убеждена в том, что полное, последовательное и прочное осуществление указанных политических и социальных преобразований достижимо лишь путём низвержения самодержавия и созыва учредительного собрания, свободно избранного всем народом.

Социалисты-революционеры

(те сами эсеры)

Террористический элемент в нашей программе

Вопрос о своевременности или несвоевременности, вреде или пользе террористических действий вновь народился в революционной литературе. Выстрел Балмашова вызвал несколько попыток вновь воскресить прежние дебаты на ту же тему.

Теперь без колебания можно сказать, что это - «давешний спор, уже взвешенный судьбою»... Сколько ни высказывали сомнений, сколько возражений ни выставляли против этого способа борьбы партийные догматики, жизнь каждый раз оказывалась сильнее их теоретических предубеждений. Террористические действия оказывались не то что просто «нужными» и «целесообразными», а необходимыми, неизбежными...

Самый характер террористической борьбы, связанный прежде всего с пролитием крови, таков, что все мы рады ухватиться за всякий аргумент, который избавил бы нас от проклятой обязанности менять оружие животворящего слова на смертельное оружие битв. Но мы не всегда вольны в выборе средств.

И теперь, в то время, как «книжники» вели чернильную баталию по вопросу о том, можно ли терроризму придавать только «экспиративное», т.е., попросту говоря, агитационное, возбуждающее значение, или же надо допустить также значение устрашающее и дезорганизующее, - жизнь выдвинула на первый план такого рода потребность в террористических средствах, перед которой должны были умолкнуть все прежние возражения. Террористические акты сделались необходимыми в качестве самозащиты, в качестве оружия необходимой самообороны, без которой разгул ничем не сдерживаемого самодержавного произвола переходит всякие границы и становится нестерпимым.

Если на демонстрантов перестают действовать грозные окрики городовых, то в ход пускаются палки и пинки; перестают действовать они - пускается в ход натиск лошадьми; привыкают к этому -на сцене появляются нагайки; привыкают к нагайкам - начинают гулять по головам демонстрантов ружейные приклады, обнажённые шашки, и, наконец, раздаются ружейные залпы. Дальше, казалось бы, идти некуда. Но и ружейные пули не останавливают демонстрации. Что делать? Русское правительство изобретательно. Оно знает, как всего больнее уязвить протестантов, оно знает, что для них есть нечто такое, чем они дорожат больше самой жизни: это их человеческое достоинство. И вот по данному свыше знаку возводится в систему самое наглое издевательство над личностью протестантов, надругательство над их честью. Связанного врага истязают в участках и тюрьмах; на женщин и девушек обрушивается сугубое унижение: нечистые руки жандармов грубо касаются их тела, с подчёркнутым намерением надругаться над женской честью, над девичьей стыдливостью; наконец, порка, позорная порка, от которой даже уголовные обитатели «мира отверженных» всё чаще и чаще начинают спасаться самоубийством, грозит сделаться обычным средством усмирения бунтов, стачек и демонстраций.

Значение террористической борьбы как средства самообороны слишком очевидно и понятно. Оно не может отрицаться даже са-

мыми крайними противниками террористических средств. Даже «Искра», выставившая в последнее время (см. № 20) положения, что «терроризм изолирует революционную партию и тем осуждает её на поражение», «террор мешает организации, а следовательно, и вообще политическому воспитанию рабочих», - даже «Искра» не может закрывать глаза на действительность, и все ею сообщаемые фактические известия идут решительно вразрез с принципиальной антитеррористической тенденцией газеты С.-Дэков. Сообщая данные о голодовке политических заключённых в Екатеринославской тюрьме (где их всячески оскорбляли, ругали площадной руганью, заключённым женщинам делали позорные и унизительные предложения и т.п.), «Искра» не может не признать, что «делом чести всех недовольных существующим строем является энергическими протестами заставить самодержавие обуздать разнузданное рвение своих холопов». Да, делом чести! Да, заставить! Но как? «Искра» отвечает: «энергическими протестами». Надеемся, однако, что не словесными и не бумажными? Мы сами не прочь бы хорошими словами усовестить Сипягиных и их присных, и не наша вина, если свистят пули, - вот единственно возможный теперь разговор с нашими министрами, пока они не научились понимать общечеловеческую речь и прислушиваться к голосу страны.

Но «Искра» против террора. Ей кажется почему-то, что «такой поворот в современном революционном движении... означал бы его сужение и грозил бы ему неудачей». «Искра» хочет «сделать всё возможное, чтобы не допустить такого поворота». Но и она соглашается, что эти её усилия «могут увенчаться успехом лишь в том случае, если рабочие и интеллигенция будут внимать призывам, подобным тому, который сделан екатеринославскими товарищами, и покажут правительству, что, и не прибегая к террору, революционная Россия может отстоять томящихся в тюрьмах бойцов». Екатеринославские товарищи призывали к демонстрации протеста перед зданием тюрьмы. 5 мая она состоялась и кончилась... поркой демонстрантов!

Может ли мирная демонстрация «заставить» правительство «обуздать разнузданное рвение своих холопов», если оно безнаказанно может употреблять все средства расправы с демонстрантами? Мы знаем батумскую демонстрацию перед стенами тюрьмы, окончившуюся тем, что «рвение» царских слуг было ещё более разнузданное: тринадцать убитых и множество раненых были итогом попытки «доказать, что, и не прибегая к террору, революционная Россия может отстоять томящихся в тюрьмах бойцов». Сомневаемся, чтобы после этого опыта батумские рабочие согласились с моралью «Искры». И в этом нам порукой тот факт, что, несмотря на все свои теоретические споры и разногласия по вопросу о терроре, кавказские рабочие, в значительном большинстве идущие за

социал-демократами, тем не менее, жизнью вынуждаются к ответам насилием на насилие. Не та ли самая «Искра» устами своего корреспондента - «тифлисского рабочего» (в № 15) по поводу убийства Веденеева («ярого противника рабочего движения и одного из умных бичей социал-демократии») говорит, что виновник покушения «верно подхватил настроение рабочих, и тысячи уст матерей, жён и сестёр рабочих, оставшихся без заработка, будут благословлять стрелка и меткую пулю». Сомневаемся, чтобы согласились с моралью «Искры» и виленские рабочие, демонстрация которых кончилась массовой поркой и которые уже выдвинули из своей среды героя-мстителя в лице благородного и смелого товарища -рабочего Гирша Лекерта. Сомневаемся, чтобы согласились с ней и многие другие...

...агитационное значение террористических актов. Они приковывают к себе внимание, будоражат всех, будят самых сонных, самых индифферентных обывателей, возбуждают всеобщие толки и разговоры, заставляют людей политически мыслить, хотя бы против их воли. Если обвинительный акт Сипягину в обычное время был бы прочитан тысячами людей, то после террористического акта он будет прочитан десятками тысяч, а стоустая молва распространит его влияние на сотни тысяч, на миллионы. И если террористический акт поражает человека, от которого пострадали тысячи людей, то он вернее, чем месяцы словесной пропаганды, способен переменить взгляд этих тысяч людей на революционеров и на смысл их деятельности.

Устрашает ли, дезорганизует ли террористическая борьба правящие круги, и если да, то в какой мере? Это зависит от многих обстоятельств. Нет сомнения, если вся революционная борьба исчерпывается террористическими поступками кучки лиц, то надежда раздавить эту последнюю будет настолько велика, что для страха и растерянности, естественно, не останется места. Но когда правительству и без того становится всё труднее сдерживать общее недовольство, когда его окружает огненное кольцо волнений и демонстраций, сопротивлений власти, бунтов, тогда метко направленные удары, неожиданно сваливающие с ног наиболее ревностных и энергичных столпов реакции, безусловно, способны внести в ряды правительственных слуг расстройство и смятение. Если героическая борьба «Народной Воли», разыгравшаяся в эпоху меньшей культурной и политической зрелости России, при отсутствии сколько-нибудь активной поддержки со стороны масс смогла пошатнуть трон и поставить на очередь вопрос о конституции, то теперь, при наличии относительно сильного рабочего движения, при общем оппозиционном настроении в широких культурных слоях, при подъёме революционного духа в молодёжи, при всё более и более сильных взрывах крестьянского недовольства, при общем экономическом и финансовом расстройстве страны, повторение такой же борьбы несомненно дало бы гораздо большие результаты. Она ещё сильнее, чем прежде, подорвала бы веру в правительственное могущество, внушило бы обывателям ещё большее уважение в силу революционеров. Она вдохнула бы новые силы в колеблющихся, обескураженных, поражённых печальным исходом многих демонстраций. Она удовлетворила бы психологической потребности в отпоре, которой полны сердца избитых и опозоренных, и тем бы восстановила бы их душевное равновесие. Громом героических подвигов, примером самоотверженных борцов она зажигала бы сердца лучших людей, наполняя их той же жаждой пожертвовать всем, чем можешь, сделать всё, что в силах, для того же великого дела. Наконец, эта борьба подняла бы высоко престиж революционной партии в глазах всех окружающих, доказав на деле, что революционный социализм есть единственная нравственная сила, способная наполнить сердца таким беззаветным энтузиазмом, такой жаждой подвигов самоотречения и выдвигать таких истинных великомучеников правды, радостно отдающих жизнь за счёт её торжества!..

Мы - за применение в целом ряде случаев террористических средств. Но для нас террористические средства не есть какая-то самодовлеющая система борьбы, которая одной собственной внутренней силой неминуемо должна сломить сопротивление врага и привести его к капитуляции. Террористические действия вовсе не должны быть каким-то замкнутым внутри себя рядом актов, воплощающих собою всю непосредственную борьбу с врагом. Напротив, для нас террористические акты могут быть лишь частью этой борьбы, частью, неразрывной с другими частями. В этой-то живой органической связи они почерпают всю свою силу, всё своё значение...

Террор - лишь один из родов оружия, находящийся в руках одной из частей нашей революционной армии...

Партия Социалистов-Революционеров как целое отнюдь не думает искать в террористической борьбе какого-то мистического, едино спасающего и всеразрушающего средства, какой-то панацеи, какой-то разрыв-травы, перед которой размыкаются все замки и запоры. Но это для неё - одно из самых крайних и энергичных средств борьбы с самодержавной бюрократией, сдерживания правительственного произвола, дезорганизации правительственного механизма, агитации и возбуждения общества, пробуждения энтузиазма и боевого духа в самой революционной среде.

Вопрос о роли террористического элемента в революционной программе настолько серьёзен и важен, что здесь не должно быть места никаким недомолвкам и никакой неопределённости. Его нельзя обойти, его необходимо решить. Мы совершенно не понимаем позиции, занятой по отношению к этому вопросу Соц[иал]-Дем-[ократическими] органами, в частности, например, «Искрой». Одно из двух: или в настоящее время террористические акты нужны и необходимы, или нет... Если мнение о пользе и неизбежности террора не верно, то нужно приложить все усилия, чтобы террористических поступков не повторялось. Нужно объявить вредной ошибкой выстрел Карповича, вредной ошибкой выстрел Балмашова, вредной ошибкой выстрел Лекерта и те другие акты героизма, за которые многие мученики, совершившие приговор народа, пожертвовали своей жизнью...

Террористические акты должны быть делом организованным. Они должны быть поддержаны партией, регулирующей их применение и берущей на себя нравственную ответственность за них. Это сообщит и самим героям-борцам то необходимое моральное спокойствие, которое невозможно при действиях на свой страх и риск, без уверенности в моральной санкции и поддержке партии. Партийный контроль и партийное регулирование предотвратят опасность - как бы террористическая борьба не оторвалась от всей остальной революционной борьбы, не превратилась бы во что-то самодавлеющее, не перестала считаться с её меняющимися потребностями и интересами; как бы размеры сил террористической дружины не остались единственным решающим мотивом в вопросе о начале, продвижении, приостановки борьбы; как бы из средства эта борьба не превратилась в цель; как бы она не заняла несоответствующего (в ту или другую сторону) места в революционной программе и практике; как бы, наконец, тактика террористов не разошлась с общей тактикой революционной армии и не вошла в конфликт с ней...

...Эта боевая организация берёт всецело на себя роль охранительного отряда, освобождая местные комитеты партии от проклятой обязанности отвлекаться от своего главного дела для самозащиты и обуздания насильников. При существовании такой боевой дружины не могут оказать деморализующего влияния самые возмутительные акты произвола и надругательства над человеческой личностью, ибо всегда есть кому призвать к ответу виновных, есть надёжное ручательство, что наиболее возмутительные безобразия не останутся безнаказанными. И поэтому местные комитеты более чем когда-либо получают полную возможность посвятить все свои силы, отдаться всецело творческой работе - пропаганде, агитации, подготовлению и устройству демонстраций, организации рабочих масс в городе и деревне, вербовке той великой социалистической армии труда, непрерывный рост которой служит для нас вернейшим залогом победы.

Ибо революционизирование масс - вот наше постоянное основное дело... Террор же - одно из временных, преходящих технических средств, за которые мы боремся отнюдь не ради его самого, а лишь исполняя тяжёлый долг, вытекающий из трижды тяжёлых условий современной русской жизни.

КОММУНИЗМ - МОДЕЛЬ - ПРОГРАММА ОБЩЕСТВА БУДУЩЕГО

По всем СМИ, вроде антисоветского «Эха Москвы» и зоологически лживого «Народного радио», по всем каналам TV, в статьях и книгах долгие десятилетия все профессиональные подонки и лжецы - от Зюганова и Зиновьева до сявок типа Познеров и Сванидзе-Радзинских-Радзиховских-Швыдкой - вбивают в головы народа грязные словосочетания, где такое понятие, как коммунизм, употребляется в прошедшем времени: «с коммунизмом было покончено», «эпоха коммунизма прошла», «в период коммунизма», «в годы коммунизма» и т.д. И это не ошибка, а подмена смысла. Буржуазным бастардам от мирового капитала надо вбить в сознание народа комплекс поражения, которое, по их словам, потерпела вечная и непобедимая идея: построить общество всеобщего счастья.

При этом эта падаль, которая в обязательном порядке в своё время сдавала в вузах зачёты по марксизму-ленинизму, не может не знать, что до 1991 г. мы жили в системе социализма, то есть предшествующей коммунизму формации. А коммунизм просто по идее и программе должен иметь ряд базовых признаков, хотя бы: отсутствие денег, отсутствие классов и классового и социального неравенства, отсутствие государств, так как всё человечество станет единой социальной семьёй, в которой не будет армий, насилия, болезней, обязательного труда и т.п...

Коммунизм - это вполне естественное желание лучших людей Вселенной создать идеальное общество. Это очень простая цель -общество счастья.

Карл Маркс сформулировал фундаментальную мирскую цель человека: «Стремление к наслаждению и избавлению от страданий». Я бы уточнил: стремление к наслаждению самим процессом бытия в условиях принципиально и объективно невозможного страдания во всех его формах. К этим условиям первичного материалистического базиса добавляется возможность безграничного интеллектуального и духовного развития.

Это общество сверхгармоничного социально-экономического равенства. Неравенство - прямое порождение Сатаны - исключается принципиально, ибо только это условие порождает все формы греха и страдания.

На первом этапе еще сохранятся психоэмоциональное и физическое различия - различие в этнических типах, различие, порожденное астрологическим фактом рождения.

Далее с развитием генной инженерии люди будут создавать себя в соответствии с индивидуальным или искусствоведческим идеалом. Люди будут совершенны. Совершенство каждого, созданное по его воле, исключит зло взаимоотношений, которое есть порождение именно несовершенства большинства людей планеты. Совершенный человек, как микрокосм, обретёт истинную самодостаточность, что ликвидирует социальное зло, порождённое стремлением к внешней компенсации своей неполноценности в каком-то психофизическом аспекте.

Путь к коммунизму ? идеальный предмет потребления

По изгнанию из рая человеку в наказание был дан труд как проклятие Бога за первородный грех. Труд - основной, естественный источник страдания - должен быть уничтожен. В начале тяжелый труд, после - монотонный. Позже труд останется как форма свободного волеизъявления и как форма творчества, где объектом творчества будет окружающий мир.

Этого очень просто добиться, если осуществить идею итальянских левых, высказанную ещё в конце XIX в. Это идея создания идеальной вещи - предмета потребления. Вспомним, что уже на первом этапе, который называется социализмом, считавшимся первой стадией самого коммунизма, была выдвинута цель труда - удовлетворение потребностей. А так как человек в естественном состоянии имеет легко познаваемые потребности, то общество пришло к идее упорядочить, если не стандартизировать, как формы потребностей, так и объекты потребления. Чёткие параметры и объём предметов потребления позволили начать процесс удешевления производства, сокращения трудозатрат, но главное - постоянно улучшать качество предметов потребления. Социализм подходил к созданию идеальных вещей. Общемировое производство, а по сути безконечное воспроизводство уничтожаемых в процессе потребления вещей, начнёт неизбежно сокращаться, и это будет сопровождаться отмиранием товарного обмена, то есть рыночной экономики, абсурдного и проклятого от Бога процента и безконечного рынка товаров-денег-услуг-денег...

Капитализм объективно враждебен Богу и социализму, так как в них заложены антагонистически непримиримые целеполагающие задачи. Социализм, в конечном итоге создав идеальную вещь, начнет освобождать человека от труда, так как больше не надо будет поддерживать планетарными ресурсами воспроизводство (сознательно) портящихся предметов, то есть вновь и вновь создавать сковородку и табуретку. Капитализм как структура живет не целью обеспечить товарами человека, после чего можно остановиться и отдохнуть всему человечеству. Нет. Его сложившаяся по воле Дьявола цель - деньги, эквивалент труда и товаров.

Человек после производства (на заводе, у барина) чего-то, получив за это деньги (спущёнку от барина), уже сам через другие социально-экономические структуры (если барин их позволит создать) оплачивает систему жизнеобеспечения. Но даже обеспечив себя на каком-то этапе, он уже не может остановиться, так как остановиться принципиально невозможно! Для вас всегда все решают деньги, и все формы жизни определяют деньги, которые необходимо «делать», так как они, в свою очередь, возникают от дурной безконечности рыночного производства товаров для денег. То, что капитализм нерационален и даже абсурден, я докажу одним фактом.

Великий Фольксваген-«жук»

В Германии Фердинандом Порше был создан практически идеальный деловой автомобиль с мотором воздушного охлаждения. Он должен был «съесть» все образцы в этом классе. Больше искать было нечего - идеальная городская коммунистическая модель. Ну и что? А ничего, когда количество «жуков» перевалило за 30 млн (а он ещё никогда и не ломался), кто-то сообразил, что летит к черту идея дурной безконечности капиталистического труда.

И «жук» исчез... И так во всем. В годы моей юности настоящие джинсы, «от фирмы», были вечные, а сейчас - один сезон активной носки. Если вы тогда покупали фирменную аппаратуру, она была просто феноменальна по своим параметрам. Когда-то у меня был достаточно массовый «Ниггербокс» «Филипс» саунд-мэшин, так выходные данные этой системы сейчас может повторить только элитный музыкальный центр. Сейчас у меня стоит простая мономагнитола «Филипс» 1984 г. На ней можно микшировать запись с радио + микрофон + другой вход. Счетчик ленты с памятью, два динамика с великолепной полосой звука, антенный усилитель. Чувствительность и избирательность приемника просто не имеют современных аналогов... В те же годы мой знакомый купил телевизор «Sony» с гарантией 50 лет...

Современный капитализм уже вынужден работать над неоправданным разнообразием формы однотипных изделий и планировать сокращение сроков потребления базовой модели.

Но беда капитализма даже не в том, что он как система не освободит от труда. Ресурсы планеты небезграничны. Если человечество не освободится от дурной рыночной безконечности, то в космос придётся лететь не на поиск братьев по разуму, а за досками, кирпичами или швеллерами, которые будут делать на фабриках Альфа-Центавра, куда полуфабрикаты будут завозить с планет из созвездия Лебедя... И когда вам показывают космические голливуд-ужастики про добычу руды в другой галактике или про перевозку триллионов долларов на космических кораблях, то не считайте это паранойей. Паранойя - это сам капитализм - у которого нет иной цели, кроме производства денег.

Равенство ? сверхразвитие ? безсмертие ? космос

Совершенное общество, состоящее из совершенных людей, удовлетворив подсознательное стремление к сверхпотреблению, через создание общества сверхизобилия и безграничных возможностей освободится от порожденного первородным грехом проклятия -смерти.

Обретя безсмертие, люди коммунистического завтра станут новым видом. И человечество уйдет в безконечный полет в космос для поиска братьев по разуму. Цель коммуниста - познание Вселенной.

P.S. Когда вам изо дня в день с экрана TV, со страниц газет, из динамиков радиоприемников вбивается в уши целый блок кувалдо-слоганов, вроде постулатов: «с коммунизмом покончено», «идея коммунизма мертва» - относитесь к этому с иронией.

Их цель одна - подменить понятие, относящееся к будущему, на преданный ими же прошлый социалистический период. Но главное, создав отрицательный фон в вашем сознании, заставить вас отказаться от реставрации социализма, загнать вас в безконечный и метафизически безцельный конвейер капиталистического производства товаров и денег и не дать понять, точнее помнить, что коммунизм - самая прекрасная модель общества будущего, это общество безсмертных странников Вселенной.

Предыдущая страница <<< Обновить страницу ( 10 739 ) ::: Оглавление >>> Следующая страница

     Все страницы на одном файле (откроется в новом окне)     



www.leotaxil.ru- Интернет библиотека во славу святого Таксиля - величайшего писателя всех времен и народов. Действительно образец литературы достойной подражания который вправе называться классикой! Не то что унылое г***о которое обычно называют классикой сейчас. А на самом деле просто попса своего времени и евангелие для атеистов.