| Нашли что - то интересное? Сделайте отметку об этом с ссылкой на эту страницу в пару кликов, чтобы не забыть что и где: Можно не бояться захломить многочисленными постами из книги свою стену в соц. сетях. Ведь потом из всех этих сообщений можно сделать один пост или статью, а все лишние сообщения удалить! |
Глава I
1 Этим автором является Генри Ковентри. Его сочинение было издано в Лондоне в 1736 г.— 362.
2 Гольбах здесь правильно подмечает такой древнейший тип религиозных верований, как фетишизм. Однако он ошибочно связывает эволюцию религиозных представлений только с развитием познания, игнорируя социальные факторы. Особенно неверно это в отношении причин перехода от политеизма к монотеизму, в основе которого лежал факт создания великих мировых империй. Гольбах, как и большинство философов XVIII в., находился во власти иллюзии о первобытном человеке как философе, размышляющем о причинах явлений. — 368.
Глава II
1 Варрон, Марк Теренций (116—27 до нашей эры) — римский поэт, по философским взглядам близок к стоикам.—381.
2 «Письма о мифологии» (1748), изданные в Лондоне, принадлежат английскому теологу Томасу Блекуэллу. — 382
3 Апулей, Луций из Мадаеры (ок. 135—180) — римский оратор и писатель, автор «Метаморфоз». —382.
4 Максим из Мадаеры (IV в.) — римский грамматик, сторонник стоицизма.—383.
5 «Один весьма знаменитый человек» — великий французский просветитель Вольтер, с позиций деизма боровшийся против религии и церкви,— 386.
Глава III.
1 Шерлок, Вильям (1641—1707) — английский теолог. — 401. 2 Гигес (VII в. до нашей эры) — царь Лидии. — 407. 3Гастрел, Френсис (1662—1725) — английский теолог и философ.—415.
Глава IV
1 Ямвлиж (ум. ок. 330) — основатель сирийской школы неоплатонизма, философ-мистик.— 432.
2 Бауман — псевдоним Пьер-Луи-Моро Мопертюи (1698— 1759), французского математика, физика и философа, с 1745 г. президента Берлинской академии наук. Некоторые материалистические положения сочетались у Мопертюи с религиозно-теологическими тезисами, за что он подвергался критике со стороны Дидро, Гольбаха и других французских материалистов. — 434.
Глава VI
1 Пантеизм — философское учение, отождествляющее бога с природой. В форме пантеизма выражались как материалистические, так и идеалистические идеи. Материалисты Бруно и Спиноза растворяли бога в природе; идеалист Мальбранш, напротив, доказывал, что природа существует в боге. Гольбах правильно характеризует основу, на которой возникают пантеистические учения: невозможность отделить от природы свойства и силы, наблюдаемые в мире.—486.
2 Серапион (IV в.) — христианский теолог.— 487.
Глава VII
1 Теизм — богословское учение о личном боге, определяющем своей волей жизнь природы и общества; теизм является теоретической основой существующих мировых монотеистических религий. Гольбах употребляет термин теизм в ином значении:
этот термин выступает у него как разновидность деизма (стр. 433). В XVIОIв. термины теизм и деизм часто употреблялись как равнозначные.
Деизм — философское учение, согласно которому существует бог как некая разумная, но безличная причина, которая некогда упорядочила материю, сообщила ей законы и движение, но затем перестала вмешиваться в ход событий на земле. Деизм получил широкое распространение среди прогрессивных философов XVII—XVIII вв. В то время многие материалисты, не будучи в состоянии распространить материалистические принципы на понимание природы в целом, были деистами. С позиций деизма они вели острую борьбу против христианства и всех существующих религий, проповедуя необходимость создания чисто философской религии, свободной от суеверий и фанатизма. Маркс указывал, говоря о таких английских философах-материалистах, как Коллинз, Додуэл, Кауард, Гартли, Пристли, что «деизм — по крайней мере для материалиста — есть не более, как удобный и легкий способ отделаться от религии» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 2, стр. 144). Во Франции к сторонникам деизма принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондорсе, Тюрго и многие другие просветители. В борьбе с католической церковью они составляли один лагерь с философами-атеистами. Однако в философском плане разрыв между атеистами как последовательными материалистами и деистами как непоследовательными материалистами был неизбежен. «Система природы» возвестила о нем. Деисты, в первую очередь Вольтер, ожесточенно полемизировали с атеистическими положениями этой книги.
Система оптимизма. В античной философии теологический оптимизм обосновывался Платоном, который утверждал, что бог создал наилучший и совершеннейший мир. В новой философии система оптимизма связана с именем Лейбница, у которого было немало последователей. Блестящей сатирой на теорию оптимизма лейбницевского толка был роман Вольтера «Кандид» (1756).
Конечные причины. Это понятие введено в философию Аристотелем, учившим, что для понимания возникновения и изменения любой вещи необходимо знать цель, к которой она якобы стремится. Учение о том, что все вещи и явления стремятся к какой-то цели, носит название телеологии. В идеалистической философии и в теологии постоянно используется понятие конечной причины, противопоставляемое материалистическому детерминизму.—505.
2 Естественная религия. Термин был введен английским философом и теологом XVIII в. Гербертом Чербери, который считал, что человек обладает от рождения некоторым количеством простых идей о божестве; начиная размышлять, он находит в своей душе эти идеи; они являются общими для народов всех времен и составляют основу всех религий, которые добавляют затем к ним разнообразные догматы, вводят особый культ и так далее. Герберт Чербери полагал, что истинная религия, достойная мудрецов, должна ограничиваться положениями естественной религии; он приходил к деизму. С точки зрения последовательного сенсуализма естественная религия в тон смысле, как ее понимал Чербери, невозможна. Однако философы-деисты, в том числе сторонники локковского сенсуализма (например, Вольтер), продолжали употреблять этот термин. В их трактовке положения естественной религии, сводящиеся к признанию бога как верховного зодчего мира и необходимости почитать его путем добрых дел, не являются врожденными, но каждый разумный человек, размышляя о природе и о принципах общественной жизни, должен с необходимостью прийти к ним, потому что они сама истина.— 522.
3 Буддеус, Иоганн Франц (1667 — 1729) — немецкий теолог.—535.
4 Шефтсбери, Антоны Эшли Купер (1671—1713) — английский философ-моралист, был близок к деизму, отвергал религиозное обоснование морали. С позиций идеализма утверждал, однако, независимость нравственных чувств и представлений от социальной среды.
Маркс отзывается о Шефтсбери как о представителе свободомыслия, порожденного английской революцией XVII в., унаследованного и развитого французской революцией XVIII в. (Соч., т. 7, стр. 220).
Энгельс называет Шефтсбери одним из последователей Т. Гоббса, представителем «новой деистской формы материализма» (Соч., т. 22, стр. 311).— 538.
Глава IX
1 В отличие от многих антиклерикальных произведений французских просветителей «Система природы» нападает не только на религию, но и на существующую государственную власть. Гольбах отходит от концепции просвещенного абсолютизма и обращается со своей проповедью не к государям, а к иным социальным силам, которые он, правда, представлял себе очень неясно:
просто как разумных людей. Эта направленность «Системы природы» вызвала серьезное беспокойство у Вольтера и других сторонников просвещенного абсолютизма, которые надеялись, что сами монархи проведут намеченную просветителями программу общественных преобразований. В письме к Даламберу (2 ноября 1770 г.) он высказывал свои опасения: «Величайшее моральное зло, которое очень легко может перейти в зло физическое, — это публикация «Системы природы». Эта книга сделала всех философов ненавистными в глазах короля и всего двора... Издатель этого фатального труда навсегда погубил философию в глазах всех магистратов и всех отцов семейства, которые чувствуют теперь, насколько опасен для общества может быть атеизм... Умы так возбуждены, что за атеиста примут всякого, кто не верит в св. Женевьеву или св. Януария». Спустя несколько лет, 24 января 1778 г., Даламбер писал Вольтеру, что автор «Системы природы» «сделал величайшую глупость, объединяя против философии государей и священников, весьма некстати убеждая их, что у них общий кошелек и общее дело».—676.
Глава XI
1 Лукиан из Самосаты (ок. 120—200) — греческий поэт-сатирик, критик религиозных суеверий, в том числе христианства. — 614.
2 Менипп из Гадары (III в. до нашей эры) — последователь философии киников, поэт-сатирик, автор пародий на греческую мифологию. Лукиан использовал образ Мевиппа во многих своих диалогах.—614.
8 Дерхем, Вильям (1657—1735) — английский естествоиспытатель и теолог. — 617.
« Вентли, Ричард (1662—1742) — английский теолог. — 617.
5 Стратон из Лампсака (ум. ок. 270 до нашей эры) — философ, развивавший материалистическую линию аристотелизма.—618.
в Теодор (Феодор) (IV в. до нашей эры) — философ кинической школы, отрицавший существование богов.—618.
7 Диагор с Мелоса (V в. до нашей эры) — древнегреческий атеист.— 618.
8 Леклерк, Жан (1657—1736) — французский философ, критик Библии.— 620.
Глава XII
1 Аристипп (ок. 435—ок. 360 до нашей эры) — греческий философ, основатель киренской школы; провозгласил разумное наслаждение высшим принципом жизни, определяющим различие между добром и злом. — 631.
2 Бион Ворисфенский (325— 255 до нашей эры) — греческий философ, близкий к киникам. — 631.
3 Лиррон (360—270 до нашей эры) — греческий философ, основатель школы скептиков. Пиррон считал, что человек не способен познать истину, — 631.
4 Автор «Басни о пчелах» (1705) Бернар Мандевиль (1670— 1733) — английский философ-материалист, сторонник деизма. Сравни оценку Маркса: «Для социалистической тенденции материализма характерна апология пороков у Мандевиля, одного из ранних английских учеников Локка. Он доказывает, что в современном обществе пороки необходимы и полезны. Это отнюдь не было апологией современного общества» (Я. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 2, стр. 146) .— 631.
6 Автор «Человека-машины» (1747) Жюльен Оффре де Ламетри (1709—1751) — французский материалист и атеист. Оценка этой книги Гольбахом, как и другими французскими материалистами, несправедлива. Как во взглядах на природу, так и в отношении нравственности Ламетри в сущности развивал те же положения, что и Дидро, Гольбах, Гельвеций. Правда, некоторые формулировки в «Человеке-машине» и других работах Ламетри давали повод к обвинению в безнравственности, но это были всего лишь неточные выражения. Гольбах, видимо, стремилея отмежеваться от книги, которая была скомпрометирована из-за таких неудачных формулировок.—631.
6 Боден, Жан (1530—1596) — французский политический мыслитель и социолог, сторонник веротерпимости.—634.
7 Гомар (1563—1641) и Арминий (1560—1600) — теологи, главы враждующих между собой сект в кальвинизме, — 624.
Глава XIII
1 Тезис о возможности существования общества, состоящего из атеистов, был выдвинут в конце XVII в. Пьером Бейлем. С тех пор он неоднократно подвергался опровержениям со стороны теологов и деистов. Против него выступали патриархи просветительского движения во Франции — Монтескье и Вольтер. — 656.
2 Менаж, Жиль (1613—1692) — французский филолог, писатель. — 664.
3 На это высказывание великого английского философа постоянно ссылались деисты. Будучи сторонником принципов бэконовской философии, Гольбах на протяжении всей книги ведет борьбу против того, что Маркс назвал «теологическими непоследовательностями» бэконовского материализма (см. Я. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 2, стр. 143). — 665.