| Нашли что - то интересное? Сделайте отметку об этом с ссылкой на эту страницу в пару кликов, чтобы не забыть что и где: Можно не бояться захломить многочисленными постами из книги свою стену в соц. сетях. Ведь потом из всех этих сообщений можно сделать один пост или статью, а все лишние сообщения удалить! |
БОГОЕДСТВО
В «Завещании» Жан Мелье гневно обличал христианские таинства. Обращаясь к верующим, он писал:
«Все, что ваши богословы и священники с таким пылом и красноречием проповедуют о религии, превосходстве и святости таинств, которым они заставляют вас поклоняться, все, что они с такой серьезностью рассказывают об их мнимых чудесах, все, что они с таким рвением и уверенностью расписывают о небесных наградах и о страшных адских муках,— все это в сущности не что иное, как иллюзии, заблуждение, обман, измышление и надувательство. Этому слепо верили невежественные и темные люди из народа. Это поддержано было властью государей и сильных мира сего, которые потворствовали обману и заблуждениям, суевериям и шарлатанству и закрепили их своими законами для того, чтобы таким путем держать в узде массы и заставлять их плясать под свою
дудку.
Правители безнаказанно злоупотребляют именем и авторитетом божьим для того, чтобы заставить почитать и бояться себя, чтобы внушать слабым и темным людям все, что им вздумается. Религиозные правила и обряды для правителей и их сообщников, а также для священников, которые управляют совестью людей и обеспечены теплыми местечками,— ото золотое дно, рог изобилия, доставляющий им, как по мановению жезла, все блага и позволяющий этим господам развлекаться и жить в свое
66
Жан Мелье вспоминает по этому случаю пожелание одного человека:
«Он не отличался образованием и ученостью, но, по-видимому, не лишен был здравого смысла, потому что трезво судил о всех тех возмутительных злоупотреблениях и обрядах, которые я здесь порицаю».
Мелье приводит его пожелание, чтобы «все сильные мира и знатные господа были перевешаны и удавлены петлями из кишок священников».
Народная молва настойчиво приписывала А. С. Пушкину крылатое изречение:
Народ мы русский позабавим И у позорного столба Кишкой последнего попа Последнего царя удавим.
Жан Мелье особенно подробно критиковал таинство причащения: «Наши римские христопоклонники, равно как и прочие, не римские, бранят и осуждают язычников за то, что они поклоняются идолам из дерева, меди,
1 Правда о религии. Сост. Л. И. Емелях. М., 1959, с. 30—31.
67
Римские христопоклонники смеются над этими идолами и воображаемыми божествами из дерева или камня, золота, серебра и т. п., эти идолы, говорят они, имеют глаза и не видят, имеют уши и не слышат, имеют уста и не говорят, имеют ноги и не ходят, имеют руки и ничего не могут делать и т. д. Разумеется, они вполне правы, насмехаясь над такими божествами и над теми, кто им поклоняется. Но почему же они сами так глупы и безумны, что делают то же самое и сами почитают бессильных идолов или фигурки из теста, которые в некотором смысле еще меньше, чем идолы из золота и серебра? К нашим римским христопоклонникам можно применить тот упрек, который делал черный чугунок котелку, когда они друг друга попрекали своей чернотой. «Горе тебе, горе черному»,— говорил котелок чугунку.
Они видят у своих братьев-язычников безумие их идо-лопоклопства, но в то же время совсем не замечают в самих себе гораздо большего безумия, большего идолопоклонства, большого суеверия. Я имею здесь в виду не идолов из дерева, камня, меди, гипса, золота и серебра, которым наши римские христопоклонники воздают такие же внешние почести, как язычники своим ложным божествам. Я говорю главным образом об их малых идолах из теста и муки, которые они пекут между двух железных листов, затем светят и вкушают повседневно, хотя почитают их действительно за своего бога и спасителя.
68
Л впрочем, если поразмыслить о том, что более подобает величию бога, то, по всей видимости, ому скорее подобало бы заставлять поклоняться себе в прочных и солидных предметах из дерева и камня или из другого дорогого материала, как золото, серебро, а не в ничтожных малых фигурках из теста и муки, лишенных всякой прочности, могущих расползтись от дождя, разлететься от ветра или же стать добычей крыс и мышей. Без сомнения, слепота и безумие со стороны язычников — верить, будто божество действительно пребывает в их идолах из дерева, камня, золота и серебра или гипса. Но ослепление еще гораздо большее и безумие несравненно более великое
69
Что бы вы сказали, мои милые друзья, если бы вам сообщили, что в некоторых иноземных странах существует народ и религия, у которых народные массы и жрецы поедают своих богов и боги представляют собой лишь жалкие фигурки из теста, пекущиеся между двух железных листов, освященные жрецами при помощи четырех произносимых тайно слов, причем эти боги заботливо сохраняются в ящичках из боязни, чтобы их не поели крысы и мыши, или чтобы их не унес ветер? Конечно, вы посмеялись бы над простодушием или, вернее сказать, глупостью этих бедных невежд, поклоняющихся богам, которых могут съесть крысы и мыши и которых способен унести малейший ветер, если не позаботиться об их сохранении, как упомянуто выше. Вы, конечно, рассмеялись бы, если бы не чувствовали, что этот смех обратится против вас, потому что вы — тот народ, который так безрассудно поедает своего бога, вы обоготворяете и в то же время благочестиво и благоговейно вкушаете фигурки из теста, которые ваши священники учат вас отождествлять с вашим богом и с вашим божественным искупителем.
Удивительно странный обычай существует у христиан: народы исповедуют у них благочестивое поедание богов. Веруя, что они таинственно вкушают своего бога, они поют: «О, чудо! бедный, смиренный раб жует своего господа». Это верх варварства. "Каким образом можно было внушить людям, как бы ни было мало в них здравого смысла, такие странные, такие нелепые вещи? Как удалось убедить их в том, что все тело и кровь, душа и бо-
70
жественность богочеловека действительно
оказываются иод видом и образом ничтожной фигурки из теста или капли
вина? Мало того, это тело и кровь находятся не только в целой фигурке из
теста и в капле вина, они в то же время находятся целиком в каждой
части этой фигурки и в каждой доле этой капли вина! Как убедить людей в
том, что все вещество этой фигурки из теста и все вещество этого вина
превращается в тело и кровь богочеловека и что это превращение
совершается в одно мгновение силой и действием только четырех слов,
произносимых священником над этими фигурками и вином? Сколько раз ни
вздумают священники произносить упомянутые слова над фигурками и вином,
последние каждый раз будут менять свою субстанцию на вещество тела и
крови богочеловека! Последний, таким образом, оказывается одновременно в
тысяче и тысяче тысяч, в миллионах различных мест, притом без всякого
умножения своего существа, и без всякого разделения его!
Без сомнения, во всех языческих религиях нет ничего до такой степени смешного и нелепого. Богословы, умеющие так хорошо порицать и осуждать заблуждения идолопоклонства у язычников, не стыдятся сами простираться ниц перед немыми идолами и перед ничтожными маленькими фигурками из теста, как самые невежественные люди из народа. Они не стыдятся проповедовать всенародно и во всеуслышание среди народа то, что сами так открыто осуждают у язычников? Разве это не обман, не явное злоупотребление своими функциями? Неужели они думают, что пустое и смешное освящение, которое они совершают над этими ничтожными кумирами из теста, имеет больше силы, чем обряд освящения, совершаемый язычниками над своими идолами из дерева, камня, золота или серебра?
71