| Нашли что - то интересное? Сделайте отметку об этом с ссылкой на эту страницу в пару кликов, чтобы не забыть что и где: Можно не бояться захломить многочисленными постами из книги свою стену в соц. сетях. Ведь потом из всех этих сообщений можно сделать один пост или статью, а все лишние сообщения удалить! |
СОВЕТСКИЕ ОБРЯДЫ
Распространение научного материалистического мировоззрения, дальнейшее формирование и развитие советского образа жизни на основе роста экономики и повышения эффективности общественного производства будут способствовать окончательному преодолению религиозных предрассудков. В жизнь вступают новые поколения, которые свободны от всяких религиозных суеверий.
Сближение молодежи различных наций в нашей стране должно ускорить отмирание религиозной обрядности, тесно связанной с националистическими пережитками. По переписи 1970 года в нашей стране 7 918 502 смешанных брака.
Социалистическая гражданская обрядность вытесняет потребность у многих людей обращаться к церкви для
111
У колыбели советских праздников, обрядов и обычаев стояли в двадцатых годах В. И. Ленин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, Ем. Ярославский, П. А. Красиков, И. И. Скворцов-Степанов.
Население молодой Советской республики, освобожденное от гнета эксплуататоров, испытывало потребность в праздниках, обрядах и обычаях, которые отражали бы новые условия жизни, были свободны от религиозных традиций. В 1923 году Центральный Комитет Коммунистической партии принял решение об антирелигиозной пропаганде в деревне, в котором говорилось: «Против религиозной традиции, силы обычая, тысячелетних форм религиозного быта должны быть направлены специальные усилия в форме... отвлечения от культа путем организации культурных развлечений, сосредоточения внимания на пролетарских праздниках и торжествах... замены религиозных отправлений формами гражданского быта: как-то — религиозных праздников — гражданскими, производственными праздниками (например, праздник урожая, посева и т. д.), таинств — торжественными отправлениями гражданских актов с участием (при условии отказа от церковного ритуала) культурно-просветительных учреждений, как, например, гражданских похорон, панихид, брака, наречения имени и принятия в гражданство (запись рождения) и т. п.»1.
1 В кн.: В. И. Брудный. Обряды вчера и сегодня. М., 1968, с. 67.
112
Рекомендовали искать формы новой обрядности в Древней Греции. Вместо религиозных похорон предлагали создать драматическое действие на кладбище по типу древнегреческой трагедии с хорами, состоящими из девушек, одетых в белые одежды и с зелеными ветками в руках.
Эти пути оказались ошибочными. Все попытки создать «красный ритуал» искусственно или используя обычаи древнего мира были отброшены жизнью. Источником новых праздников, обрядов и обычаев советских людей не могло быть античное наследие или театрализация быта. В буржуазном обществе по мере его секуляризации возникли безрелигиозные праздники и ритуалы, обряды и обычаи, но они часто имели националистическое содержание. Некоторые сторонники буржуазного философа О. Конта, разработавшего «культ без бога» для Франции, накопившей опыт безрелигиозной обрядности в течение революции 1789 года, предлагали его для молодой России.
В нашей стране в 1923—1925 годах в ходе борьбы против церковных праздников и обрядов развивались новые формы Советской бытовой обрядности: комсомольское рождество и пасха, октябрины, красные свадьбы и гражданские похороны. Во время октябрин на сцену клуба вы-ходили молодые родители с ребенком. При этом присут-ствовали близкие и друзья, представители от партийной, комсомольской и профсоюзной организаций. Регистратор
113
B 1926 году известный советский журналист Михаил Кольцов опубликовал в газете «Правда» фельетон «Мое преступление». Он рассказывал, что к нему в редакцию пришли два крестьянина, братья из Вологодской губернии, чтобы получить «список безбожной советской литургии для умерших честных беспартийных крестьян», «полный порядок красных октябрин и наименование революционных вождей для крестьянских младенцев на каждый день в году». Крестьяне жаловались, что «в сороковины, когда поминать, ни речей, ни песен не приготовлено», «нет советских отпеваний, красных поминок».
Красные свадьбы и октябрины, помогая вытеснить венчание и крестины, были антицерковными обрядами. Так же как комсомольское рождество или комсомольская пасха, они не могли получить широкого распространения. Эти антицерковные праздники и обряды носили антиклерикальный характер и не могли отражать всего богатства духовной жизни советского народа, его героических традиций, революционной борьбы и самоотверженного труда.
В феерической комедии «Клоп» В. Маяковский высмеял приспособленчество мещан к новому быту, их попытки опошлить идею гражданской обрядности. «Бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених» Присыпкин — Пьер Скрипкин требует: «...чтобы была красная свадьба и никаких богов». Прихлебатель Баян так изображает ему красную свадьбу: «Невеста вылазит из кареты — красная невеста... вся красная,— упарилась, значит; ее выводит красный посаженый отец... он как раз мужчина тучный, красный, апоплексический,— вводят это вас красные ша-
114
Коренные изменения условий жизни, происшедшие за годы Советской власти, привели к исчезновению многих старых нравов, обычаев, обрядов и традиций. В нашей стране большинство людей отказалось от религиозных праздников и обрядов. В быт советского народа прочно вошли международные революционные и общегосударственные праздники, отражающие его революционные, боевые и трудовые традиции. Вместо церковных святцев, в которых каждый день посвящен памяти какого-нибудь святого, возник новый календарь, в котором отмечены дни чествования людей трудовых и военных профессий, например металлурга, шахтера, химика, строителя, железнодорожника, учителя, врача, летчика, артиллериста, танкиста. Возникли народные празднества годового цикла природы (встреча и проводы зимы, праздник «Русской березки» и др.), праздники городов и улиц, школьные праздники.
В советском обществе сложилась система новых идейно и эмоционально насыщенных обрядов, отражающих труд, жизнь и быт строителей коммунизма: торжественно отмечается рождение ребенка, получение паспорта, проводы в Советскую Армию, вступление в брак, серебряная и золотая свадьбы. Инициатива партийных и об-щественных организаций на местах, работников загсов по созданию и развитию советской обрядности была одобрена и поддержана. Было рекомендовано местным Советам депутатов трудящихся предусматривать в проектах застройки городов и поселков строительство дворцов счастья; активнее использовать в зтих целях дома культуры, установить (с учетом местных особенностей) поря-
115
Коммунистическая партия Советского Союза рассматривает борьбу с проявлениями буржуазной идеологии и морали, с остатками частнособственнической психологии, суеверий и предрассудков как составную часть работы по коммунистическому воспитанию. Партия призывает вести непримиримую борьбу против тенденций к идеализации прошлого, против нравов и обычаев, мешающих коммунистическому строительству.
В формировании нового быта, его обрядов и обычаев главным является то, что наиболее полно выражает революционные и трудовые устои советского общества.
Наш народ бережно хранит народные обычаи, не содержащие реакционных идей. Он не отказывается даже и от некоторых обычаев, когда-то имевших религиозный смысл, но давно потерявших его и продолжающих сохранять этическую и эстетическую ценность. Например, украшение елки в Новый год. Мы чокаемся бокалами, хотя этот обычай когда-то имел магическое значение. Он является трансформацией древнего «приобщения» — взаимного обмена кровью, наделяющей приобщающихся здоровьем и силой. Питье крови из одной чаши означало укрепление союза и братства. Пожелание здоровья чокающимся — пережиток обычая, согласно которому хозяин должен был первым отпить из чаши, в знак того, что вино не отравлено.
Подчас некоторые верующие, не понимающие принципиальной разницы между религиозной и светской обрядностью, говорят: разве портреты передовиков производства и новаторов техники, висящие в клубах, это не новые иконы; скульптуры героев Великой Отечественной
116
Современные веселые свадьбы и радостные вечера по случаю рождения ребенка ничего общего не имеют с верой в божественные «невидимые» силы. Это большое событие, и вполне оправдано желание отпраздновать его. У людей существует потребность в радостные и печальные дни своей жизни собираться вместе. Народ говорит: «Разделенная радость — двойная радость, разделенное горе — половина горя».
В стремлении ознаменовать торжественные моменты жизни людей народ никогда не ограничивался церковными обрядами. У крестьян были свои, например, свадьбы. В 1923 году Государственный экспериментальный театр поставил в Петрограде «Обряд русской народной свадьбы». Сейчас зрители с живым интересом смотрят на старинную крестьянскую свадьбу в исполнении русского народного хора имени Пятницкого. Воронежского русского народного хора или на сельскую украинскую свадьбу, если ее показывают театральные коллективы народной самодеятельности. Однако эта «свадебная игра» не пригодна в целом для современных людей, как обряд бракосочетания.
Многие из старых обычаев требуют внимательного
117
денному крестных отца и мать. Он отражал мысль, что за судьбу ребенка несут ответственность не только его родители, но родственники. Возможно, что его следует восстановить в новой форме. Приглашенные для этой цели люди будут отвечать за судьбу ребенка, но не перед богом, а перед своей совестью, перед общественностью. Очевидно, стоит пристально приглядеться и к старым народным свадебным традициям, отобрав из них рациональное и полезное. Так, народный опыт показывает, что обыкновенно к свадьбам готовятся довольно продолжительное время. Поэтому между помолвкой и утверждением брака должно пройти не менее трех месяцев, а может, и полугода. Тогда молодые будут располагать известным временем для проверки серьезности своего намерения и своей подготовленности к семейной жизни.
Советские люди заботливо сохраняют действительно народное, но решительно выбрасывают все, что является вредным, отсталым, реакционным. Формирование новых праздников, обрядов и обычаев — очень длительный и сложный процесс. Нередко под видом сохранения и отбора старых народных традиций кое-где предлагают внедрять в социалистический быт то, что ему органически чуждо. Так, в некоторых наших восточных республиках были попытки выдать за прогрессивные национальные традиции калым, многоженство, кровную месть и т. д. В Баку устраивались пышные свадьбы с шумными кортежами сигналящих автомашин по ночным улицам, с демонстрацией приданого и подарков.
Коммунистическое воспитание трудящихся означает преодоление старых навыков и привычек, традиций и предрассудков, унаследованных от эксплуататорского общества. Изживание старых форм быта и создание новых навыков и привычек, обычаев и традиций происходит
118
На Украине под Новый год группы молодежи расхаживали по домам с вифлеемской звездой, распевая так называемые «щедривки», поздравляя хозяев и выпрашивая у них подарки. Непонятно, для чего советским людям следует имитировать форму языческих обрядов. На Пол-тавщине связали праздник советской молодежи с древне-языческим праздником Купалы, когда прыгают юноши через костры, девушки гадают на венках, пуская их в воду. Очевидно, нет никакой необходимости воскрешать этот праздник. Воспитывать нашу молодежь следует не на дохристианских языческих праздниках, обрядах и обычаях, хотя бы и утративших сейчас религиозно-магическое содержание, а прежде всего на революционных, боевых и трудовых традициях, рожденных советской жизнью, сложившихся в условиях социализма, отражающих дух нашей эпохи, мобилизующих на трудовые подвиги, пробуждающих благородные чувства патриотизма и интернационализма.
«Религия дает человеку идеал,— писал Ленин.— Человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный»1.
Новые обряды и обычаи, возникающие в советском обществе, отражают принципы коммунистической морали, любовь к социалистической Родине и труду, дружбу и товарищество, гуманность и честность. Новые гражданские обряды и обычаи глубоко интернациональны.
В 9-й статье «Основ законодательства Союза ССР и
1 В. И. Л е н и н. Полн. собр. соч., т. 29, с. 56.
119
1 ноября 1959 года в Ленинграде в бывшем княжеском особняке на набережной Красного флота был открыт первый в Советском Союзе Дворец бракосочетания. У подъезда дворца всегда дежурят свадебные автомашины: по обеим сторонам кузова — по два золотых кольца, на флагштоках — разноцветные флажки, эмблемы юности и счастья. Молодожены поднимаются по мраморной лестнице, устланной мягкими красивыми коврами. Раздаются звуки торжественного свадебного гимна. После регистрации депутат городского Совета вручает жениху и невесте голубую книжечку — свидетельство о браке. В гостиной за праздничным столом, поднимая бокалы шампанского, друзья желают счастья новобрачным.
— Знаете, что больше всего оставило у меня впечатлений? — сказал один англиканский священник после посещения нашей страны.— Это свадебный дворец в Ленинграде! Великолепно! Это лучше, чем в церкви. К сожалению,— грустно сострил он,— в нашу церковь многие ходят только два раза в жизни: когда женятся и когда умирают.
Опыт ленинградцев получил всеобщее признание и быстро распространился по стране. Дворцы бракосочетаний созданы в Москве, Киеве и других городах. В 1970 году таких дворцов бракосочетания насчитывалось уже около 600. В 1975 году в Ленинграде фирма «Невские зори» открыла зал свадебных торжеств, который взял на себя организацию свадебного застолья. Для этого создана целая труппа: чтецы, певцы, кукольники, есть свой оркестр, киногруппа, массовики и т. д.
120
У многих народов огонь — символ свадебного торжества. Об этом вспоминает Р. Гамзатов в «Сонетах»:
Обычай старый есть в горах у нас: Коль провожают замуж дочь родную, Чтоб род ее навеки не угас, Вручают ей лучину смоляную.
В Прибалтийских республиках вступающие в брак зажигают свадебный факел в обрядовом зале от чаши, в которой горит Вечный огонь. Не церковные свечи и лампады — жертва, назначение которой умилостивить бога, а огонь факела в символической форме напоминает о долге оберегать и защищать Родину.
С конца 1963 года в Ленинграде началась торжественная регистрация новорожденных сначала во Дворце бракосочетания в отведенные для этой цели дни, а с 1964 года во дворце «Малютка» и во всех дворцах и домах культуры. При церемонии регистрации рождения и наречении ребенка именем депутат городского Совета вручает родителям гербовое свидетельство о рождении, памятную медаль и Поздравительное письмо городского Совета депу-
121
Если дочка родилась или сын, Нашей славной страны гражданин, Ты прижми его нежно к груди, А в саду деревцо посади...
в некоторых городах благодаря таким посадкам создан «парк семейного счастья».
Исполком Ленгорсовета одобрил и утвердил процедуру нового гражданского обряда — серебряной и золотой свадеб. Теперь все желающие поздравить своих родных и товарищей с 25- или 50-летием супружеской жизни могут сделать это во Дворце бракосочетания. Фамилии юбиляров заносятся в «серебряную» книгу города. Юбилярам вручается поздравление Исполкома депутатов трудящихся. Так от рождения до золотой свадьбы отмечают ленинградцы в праздничной и торжественной обстановке события в своей жизни.
На Украине при Президиуме Верховного Совета есть центр по внедрению современных обычаев, ритуалов, празднеств. Большое внимание вопросам советской гражданской обрядности уделяется в республиках Прибалтики, Средней Азии.
Распространение советской обрядности происходит
122
Мещанские пережитки иногда проявляются в стремлении устраивать многодневную свадьбу, широко, по-ку-печески, с приглашением «свадебных генералов», с чрезмерным числом гостей. Одна молодая семья после такого свадебного бала с грустью подсчитала, что, если не помогут родители, она сможет погасить образовавшийся долг где-то к серебряной свадьбе.
Надеяться только на стихийный процесс формирования традиций нельзя. Участие клубных работников в соз-дании новой обрядности в принципе необходимо приветствовать. Обряды никогда не возникали сами собой, их кто-то сознательно создавал и регламентировал. Первоначально многое в обрядности было творчеством определенных безымянных лиц, а в ходе коллективного усвоения этой обрядности она дополнялась и шлифовалась.
Без наших общественных организаций не было бы ни дворцов бракосочетания, пи празднеств, посвященных вручению паспорта, поступлению молодежи па завод и т. д. Можно не сомневаться, что они будут все шире и прочнее входить в жизнь советской молодежи. Сотни тысяч людей уже справляли новый обряд торжественной регистрации брака и имянаречения новорожденных.
Инициатива создания новых обрядов и обычаев у нас
123
124