| Нашли что - то интересное? Сделайте отметку об этом с ссылкой на эту страницу в пару кликов, чтобы не забыть что и где: Можно не бояться захломить многочисленными постами из книги свою стену в соц. сетях. Ведь потом из всех этих сообщений можно сделать один пост или статью, а все лишние сообщения удалить! |
НАБОЖНОСТЬ - слепая преданность духовенству и безусловная добросовестность в исполнении всех его приказаний. Люди набожные, т. е. христиане, должным образом проникнутые этими чувствами, выгодно отличаются от других смертных бездарностью и неуживчивостью и потому достойны участи скоро попасть в рай. Набожные женщины - это святые дуры, вся чески способствующие спасению тех, кому приходится с ними сталкиваться, так как они внушают отвращение к прелестям мира сего; во всяком случае муж набожной женщины часто должен испытывать искушение бежать из дому.
НАДЕЖДА - христианская добродетель, требующая, чтобы мы презирали все, что нас радует на земле, в ждали в неведомом мире неведомых благ, которые, как нам за наши деньги обещает духовенство, в один прекрасный день посыплются на нас.
НАДГРОБНЫЕ РЕЧИ - речи у могил великих мира сего, которые, как известно, всегда отличаются необыкновенными достоинствами, особенно после своей смерти. Тот, кто произносит надгробную речь, не может врать, ибо его благочестивыми устами глаголет истина.
НАЕМНИКИ - люди, которые ничего не делают безвозмездно. Служителей господа отнюдь нельзя причислить к наемникам: они безвозмездно нагоняют на нас страх, безвозмездно спорят, безвозмездно преследуют, безвозмездно вносят смуту в общество -лишь от бога ждут они вознаграждения за свои труды. Однако они требуют, чтобы народы были поручителями за бога и платили им авансом.
НАЗИДАНИЕ - то, что внушает уважение к религии и к воле духовенства. Особенно назидательно поведение испанских и итальянских духовных лиц, пользующихся поэтому всеобщим уважением.
НАИТИЕ - духовные газы святого духа, выходящие сзади либо спереди и направляющиеся в уши избранников бога, которыми он пользуется как рупором для сообщения своих велений толпе простых смертных, с восторгом выслушивающей преподносимые ей басни.
НАРОД - опора церкви, утешение в ее трудах, поддержка ее власти. Народ, как известно, - глубокомысленный, богослов. Не для кого иного, как для народа, церковь создает свои догматы; те, кто заслужил его одобрение, не могут быть плохи. Глас народа -глас божий. И действительно, бог всегда утвердит то, чего сильно желает народ; но народ сильно желает лишь то, что духовенство велит ему сильно желать.
НАСТАВНИК - святой человек с кривой шеей, обычно лакомка. Он ходит по домам, чтобы порождать сомнения в умах, ссорить супругов, навлекать недовольство на детей и прислугу, приводить в замешательство мозги набожных женщин с целью вывести их на путь спасения.
НАУКА - Эту гибельную вещь следовало бы удалить из каждого христианского государства. Человек, наполненный наукой, не влезет в узкие врата рая. Необходима лишь наука спасения; ее легко усвоить, стоит лишь предоставить себя в руки духовенства.
НЕБЕСНЫЙ ОТЕЦ - глава божественной семьи. Вероятно, он очень стар, если только правда - в чем можно сомневаться - все то, что вкладывают в его уста божественные книги.
НЕБЛАГОДАРНОСТЬ - свойство, отвратительное в мирянах, которые всегда должны помнить о своих бесконечных обязательствах по отношению к духовенству. Это последнее может быть неблагодарным, т.е. ни перед кем не обязано отчитываться в доходах, привилегиях и бенефициях, которые оно имеет. Те, кто дают им их, не больше, чем орудия в руках господа, желающего облагодетельствовать свое возлюбленное духовенство. Священники обязаны быть неблагодарными хотя бы для того, чтобы исполнить пророчество Михея, который говорит о них: если им подать есть, они сейчас же объявят тебе войну. Наши священники слишком воспитанные, чтобы оставить в дураках пророка.
НЕБО - весьма удаленная страна, где живет бог, наполняющий собою всю Вселенную. Оттуда священники очень дешево вывозят догматы, доказательства и другие духовные и неосязаемые товары, которые продают христианам. Оттуда божество, восседая на облаках, посылает на нашу землю утренние росы или потопы, ласковые дожди или грозы, бедствия или преуспеяния и прежде всего религиозные раздоры, столь полезные для поддержания веры. Как всякий знает, есть три неба; святому Павлу дано было узреть третье, но он не оставил нам карты этой страны, что крайне огорчает ученых географов.
НЕБЫТИЕ - По всеобщему признанию, небытие есть то, о чем мы ничего не можем утверждать и что не обладает ни одним из тех свойств, о которых мы можем иметь суждение. В таком случае, чем является духовное существо, чем является нематериальная субстанция, лишенная объемности, цвета, формы? Чем является ангел, чем - дьявол? Впрочем, остановимся в наших вопросах. Все это тайны, недоступные нашему пониманию.
НЕВЕЖЕСТВО - первая предпосылка веры, и поэтому церковь так высоко ее ценит. С тех пор как миряне перестали блистать невежеством, вера оскудевает, любовь к ближнему теряет свою пылкость и акции духовенства сильно упали.
НЕВЕРУЮЩИЕ - это мерзавцы, которые лишены веры. Они имеют наглость предполагать, что не бог сказал все то, что вкладывает в его уста духовенство. Такие люди не нужны духовенству, и, следовательно, они вредны обществу, которое без духовенства не может обойтись. Св. Августин, которому и книги в руки, говорит, что неверие есть величайший из грехов.
НЕЗАКОННОРОЖДЕННЫЕ - это негодяи, родители которых не уплатили церкви за право спать вместе. В силу мудрого правосудия, основанного на первородном грехе, незаконнорожденные должны быть наказаны за грех своих отцов; они лишаются всех преимуществ, которыми пользуются дети родителей, внесших своевременно плату.
НЕИЗМЕННОСТЬ - Бог неизменен, хотя в оставленных им бумагах мы находим указание на то, что он нередко менял свои намерения, друзей и даже религию. Однако все это не нарушает его неизменности, точно так же как и неизменности его священников, которые никогда не отступают от своего твердого намерения водить мирян за нос.
НЕИЗРЕЧЕННОСТЬ - Все свойства божества неизреченны, т. е. выходят из границ человеческого понимания. Но раз священники занимаются лишь тем, что рассуждают о них, добрые христиане должны предполагать, что они отлично знают, о чем говорят, и что для священников проще простого то, что для простого смертного неизреченно.
НЕИСПОВЕДИМОСТЬ - Бог неисповедим, и неисповедимы тайны религии. Только священники что-то понимают в этих неисповедимых вещах; из этого видно, какие склады глубокомыслия хранятся на чердаке у святых мужей.
НЕЛЕПОСТИ - Их не может быть в религии; она создание логоса, или божественного разума, который, как известно, не имеет ничего общего с разумом человеческим. Лишь вследствие неверия безбожники воображают, что находят множество нелепостей в христианстве. Но ведь отсутствие веры есть величайшая нелепость. Чтобы очистить христианство от всех нелепостей, достаточно привыкнуть к ним с самого раннего детства и никогда не разбираться в них. Чем какая-нибудь вещь нелепее в глазах человеческого разума, тем более она приемлема для разума божественного, т. е. религии.
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ - Это - то же, что духовный. Если вы нуждаетесь в дальнейших разъяснениях, обратитесь к священнику вашего прихода, и он вам докажет, что бог нематериален, что ваша душа нематериальна. Если ваш слишком материальный разум найдет его доказательства маловразумительными, подождите, пока к вам явится вера, - не то вам грозит опасность, что ваш невосприимчивый мозг в один прекрасный день будет материально или духовно сожжен в наказание за слишком большую материальность.
НЕНАВИСТЬ - чувство, весьма похвальное в хорошем христианине, если духовенство сочло нужным его возбудить в интересах божества, враги которого все наперечет у священников. Таким образом, по указке духовенства благочестивый христианин, не идя наперекор любви к ближнему, может со спокойной совестью ненавидеть всякого, кто вызвал неудовольствие его духовника.
НЕПОГРЕШИМОСТЬ - исключительная привилегия, данная церкви самим божеством. Соборы ее епископов не могут заблуждаться в вопросах веры даже тогда, когда они не приходят ни к какому решению или не располагают достаточной силой, чтобы провести свои решения. По мнению некоторых христиан, непогрешим папа, но много других христиан имеет смелость сомневаться в этой истине, Вообще можно сказать, что все священники, все пасторы, все раввины и все муллы должны быть признаны непогрешимыми всякий раз, как возникает опасность несогласия с ними. Всякий священник, обладающий властью, непогрешим.
НЕПОСТИЖИМОЕ - основа всякой религии. Непостижимо все то, чего нельзя понять и что заставляет простаков таращить глаза и развешивать уши. Для нечестивых умов непостижимы лишь два явления на этом свете: покорность рода человеческого и наглость духовенства, неспособного краснеть.
НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ - привилегия, мудро даруемая государями или, вернее, самим божеством своим лакеям; в силу этой неприкосновенности они могут нисколько не стесняться и чувствовать себя свободными от долга приносить, подобно остальным гражданам, пользу обществу. Ничто не в состоянии разгневать бога больше, чем посягательство на неприкосновенность его служителей; он непременно отомстит за нее - открыто или из-за угла.
НЕРАСКАЯННОСТЬ - Она свидетельствует об упорстве в грехе. Нераскаянность на одре смерти - тягчайший грех в глазах духовенства, и оно не может допустить, чтобы бог простил его.
НЕТЛЕННОСТЬ - Сам бог обещал церкви, что она во веки веков сохранит свое обаяние, что она не состарится, не начнет городить вздор, что врата адовы не одолеют ее. Между тем вопреки всем этим посулам церковь корчит ужасные рожи, как только услышит что-нибудь, что ей не нравится; это происходит не от недостатка веры, а от страха, что ей перестанут платить и закроют кредит, - без денег трудно питать свою веру.
НЕЧЕСТИВОСТЬ - все то, что посягает на честь божества, т. е. духовенства.
НЕЧЕСТИВЦЫ - это люди, лишенные благочестия, или те, которые в силу своего неверия позволяют себе смеяться над вещами, священными в глазах священников и набожных простаков.
НЕЯСНОСТИ - В библии и в богооткровенной религии мы часто встречаем места, смысл которых неясен. Неверующих они смущают, но люди набожные молча поклоняются всему, чего не понимают. Не возбуждающая недоумении религия давно прогорела бы. Что делали бы ваши святые толкователи, если бы бог выражался слишком ясно?
НИЗЛОЖЕНИЕ - Только епископы имеют право судить и низлагать епископа; светский суд над епископом был бы богохульством. С той поры, как пророк Самуил низложил царя Сауда, епископы приобрели право свергать с престола государей. Отсюда следует, что Людовик Благочестивый вполне законно был низложен епископами ни Суассонском соборе и что папа имеет неоспоримое право низлагать королей.
НИЩЕНСТВУЮЩИЕ (монахи) - это люди, которые дали обет ничего не иметь и жить за счет тех, у которых что-нибудь есть. Чем их больше в государстве, тем ему лучше: бездельники близки сердцу господа. По крайней мере они другим оказывают то доверие, которым не пользуются сами.
НИЩИЕ ДУХОМ - На обычном языке, это просто дураки; на языке христиан, это люди, которые для того являют такой глупый вид на земле, чтобы когда-нибудь блистать в раю, где они будут веселить господа своими остротами и красными словечками. Церковь питает особенно нежную любовь к своим глупым чадам; на людей с умом она не обращает почти никакого внимания.
НОВАТОРЫ - это те, которые без санкции прославленных богословов выступают с каким-нибудь учением, о коем еще никогда не думали эти великие мужи; лишь эти последние имеют право исправлять, изменять и разъяснять вечные веления божества, а в случае надобности и сочинять новые догматы, в которых особенно нуждаются женщины, падкие на всякие новшества.