Нашли что - то интересное?
Сделайте отметку об этом с ссылкой на эту страницу в пару кликов, чтобы не забыть что и где:
Можно не бояться захломить многочисленными постами из книги свою стену в соц. сетях. Ведь потом из всех этих сообщений можно сделать один пост или статью, а все лишние сообщения удалить!
На представления православных верующих о небесном царстве оказала влияние государственная система Византии и российского дворянско-помещичьего государства. Бог — это царь царей, богородица — царица небесная, чины ангельские — придворные чиновники, окружающие господний престол. Все небесные порядки расписаны по строгим придворным правилам. Ангелы разделялись на девять разрядов, имевших свои права и обязанности: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы и, наконец, самое последнее место занимали просто ангелы. Как же могло быть иначе у бога, если у византийского императора придворные чиновники делились на девять разрядов? Как у царя были министры, так у бога полагалось быть святым. В старину говорили: «Через святых — до бога, через людей — до царя». Святые были по-54средниками, они могли передать просьбу по инстанции. Чиновники помогали исключительно за взятки, иначе от них нельзя было ничего добиться. Так же поступали и святые, и их нужно задаривать. Без особой молитвы к ним они не заступятся перед богом. Каждому новорожденному церковь давала святого покровителя, именем которого он был назван при крещении. Святых было так много, что в старину говорили: «Не знаешь, какому святому молиться». В католической церкви 20 тысяч святых и 200 тысяч блаженных. «Полный месяцеслов» (православный церковный календарь) упоминает поименно около 5 тысяч святых и до 185 тысяч без имени. Только семь дней в году не имеют прикрепленных к ним святых, а на иные дни приходится несколько. В 1962 году Синод русской православной церкви канонизировал, т. е. причислил к лику святых, Иоанна Русского — солдата армии Петра I, а в 1963 году евангельскую портниху праведную Тавифу. Участник русско-турецкой войны солдат Иван попал в плен. Турки пытались обратить Ивана в ислам, но он отказался стать мусульманином и остался православным. Для церкви сейчас необычайно актуален призыв сохранить православную веру в современных условиях упадка религии. Канонизация простого солдата и портнихи должна, по мнению духовенства, свидетельствовать о народности церкви. Каково происхождение почитания святых? В древности верили, что умершие предки могут после смерти оказывать помощь. Среди них существовала даже «специализация»: один якобы помогает вызвать дождь, другой обеспечивает урожай, третий лечит и т. д. Древние греки обожествляли предков-героев, которые будто бы могли быть ходатаями за них перед богами. Писатель II века Апулей поучал: «Через них (героев. — Л. Е.) наши желания и наши заслуги становятся известны богам... Они передают богам молитвы людей, а людям милость богов; они ходатаи за людей и посланники богов». Были установлены дни празднования каждого героя, в честь которого совершались жертвоприношения, устраивалось шествие с его «мощами». К героям обращались с молитвами.55их именами нарекали новорожденных, а статуи их помещали в домашних божницах. Этот языческий культ предков оказал влияние на возникновение почитания христианских святых, появившихся в III—IV веках. Христианство, писал Ф. Энгельс, «могло вытеснить у народных масс культ старых богов только посредством культа святых»1. Многих христианских святых в действительности никогда не было. Просто языческим богам — горным, речным, лесным и другим духам присвоили христианские имена. Так, Зевс благодаря своему прозвищу «Никифор победоносный» превратился в святого Никифора, вестник богов Гермес и его римский двойник— бог торговли Меркурий — в святых Гермеса и Меркурия, римский бог Сильван («лесной») стал святым Сильваном, Аполлон — святым Аполлоном, бог вина Дионис — святым Дионисием, бог Никон — святым Никонором, бог плодородия Приап — святым Тихоном, египетский Осирис — Онуфрием, Кастора и Поллукса заменили Козьма и Домиан, Нептун стал Николаем. Под новыми обличьями и новыми именами у христиан сохранился культ древнеязыческих богов. Произошло и превращение богинь. «Великая мать» древних греков богиня Деметра стала святым Димитрием, римская Церера, по прозванию Флава («русая»),— святой Флавией. Богиня цветения Флора, управлявшая растительным миром, превратилась в святого Флора, а лавровые ветви, которые приносили в ее праздник, — в святого Лавра. На Руси Флор и Лавр стали покровителями лошадей. Древнегреческая богиня любви Афродита имела прозвище Пелагея («Морская») и Маргарита («Жемчужина»). Впоследствии христиане создали культ святых Пелагеи и Маргариты. На острове Кипр почитают даже богородицу «Афродитес». Одну из статуй богини охоты Дианы называли «Дианой Пудика», что значило по-латински «Диана стыдливая». Христиане превратили «Диану Пудика»... в святого Пуда. Насколько произвольно фабриковались святые, показывают такие курьезные случаи, когда поводом к созданию святых служили даже некоторые
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 22, стр. 490.56
Елецкая богоматерь, в иконе которой отразился языческий пережиток веры в богинь растительности.
57
Древнеегипетская богиня Нут, изображенная в виде дерева.
выражения. Жители Римской империи, поздравляя друг друга с наступлением Нового года, который начинался 7 марта, говорили: «Перпетуам фелицитателем!» («Постоянного счастья вам!»). Когда значение этих слов забылось, то 7 марта стало для христиан праздником двух христианских матерей: Перпетуи и Фелицитаты. Формула «рогар и донар» — «просить и давать» — превратилась в святых Роганиану и Донациану, «аура плакида» — «легкий воздух» — в святых Ауру и Плакиду. Слово «альманах» приняли за имя человека, и появился святой Альманах, празднование которого приурочили к 1 января. У древних славян был бог молнии и грома Перун. С принятием христианства его заменил пророк Илья, а богиню воды Мокошу, покровительницу женщин,— Параскева Пятница. Бог Святовит стал святым Виттом. Одних языческих богов духовенство объявило «бесами», слугами сатаны, а других превратило в святых. Финикийский бог Вельзевул («бог навоза»), обязанностью которого было отгонять мух, превратился в Новом завете в главу злых духов — Вельзевула. Очаровательная финикийская богиня любви Астарта стала отвратительным князем ада Астаротом. Еще в VII веке святой Элегий в своем послании запрещал произносить имена таких римских богов-«бесов», как Нептун, Диана, Минерва. У древних язычников каждый город имел своих богов-покровителей. Этот обычай перешел и к христианам. В одном храме Древнего Рима стояло изваяние Юпитера Капитолийского, покровителя города, с ключами в руках. Эти ключи являются атрибутом58римского бога Януса, хранителя дверей и порогов, образ которого объединился с образом Юпитера. у христиан покровителем Рима стал апостол Петр, владелец ключей от рая. Как когда-то язычники целовали ногу статуи Юпитера, так и современные католики поклоняются бронзовому изваянию апостола в соборе святого Петра. В рукописи XVI века о святых покровителях русских городов говорится так: «Киев блажит Антония к Феодосия печерских чудотворцев, Московское царство — Петра, Алексея и Иону, Псков и Великий Новгород — Варлаама и Михаила юродивого Христа ради, Смоленск — князя Федора». Большинство католических святых — это папы и епископы, короли и дворяне. Католики почитают святыми 215 королей и 566 аристократов. В книге католического монаха Якова де Ворагина о святых, написанной в 1238 году, из упоминаемых в ней 134 святых— 39 пап, патриархов и епископов, 26 других представителей духовенства и 69 аристократов и богачей. Православная церковь чтит 242 русских святых, из них 46 царей, князей, княгинь и их детей, 3 боярина, 8 купцов и 162 принадлежат к высшему духовенству. Только трех крестьян церковь признала святыми. Женщин среди святых только 10: две великие княгини, 7 княгинь и одна боярыня. Особенно много среди святых — основателей монастырей, в почитании которых были заинтересованы монахи. Так, в числе 166 святых, канонизированных в период с XVI века до 1917 года, их было 97. Церковный историк Е. Е. Голубинский откровенно писал в книге «История канонизации святых в русской церкви», изданной в 1903 году, что «бывали случаи произведения во святые обманом и за деньги... Ловкий и смелый настоятель монастыря сочинял несколько чудес, будто бы совершившихся при гробе основателя монастыря, и доносил о них надлежащей власти, которая посылала для проверки известий о чудесах одного следователя или комиссию следователей из двух-трех лиц. Игумен подкупал следователя или следователей, и, таким образом, основатель монастыря и был канонизирован». Православная церковь чтила 19 юродивых и столпников, будто бы годами стоявших на столбах, спавших59в болоте, ходивших голыми, чтобы на примере их жизни учить трудящихся смирению. Все эти пустынники и молчальники, которые изнуряли свое тело бесполезными страданиями, приобретали святость, ничего не делая, презирая труд. Один поэт верно сказал о них:
Я ненавижу всех святых, Они заботятся мучительно О жалких помыслах своих, Себя спасают исключительно.
Духовенство изощрялось в вымыслах о лишениях и страданиях святых с целью примирить верующих трудящихся с их тяжелой долей, порожденной эксплуатацией. У столпников, если верить описаниям их жизни, неподвижность доходила до того, что в волосах у них птицы свивали гнезда. Возможно, что многие такие подвижники страдали от психических болезней. В житиях святых говорится, что некоторые подвижники десятилетиями жили в собачьих конурах. Прокопий и Иоанн Устюжские, Исидор Ростовский спали на кучах навоза. Были и такие, что лежали голыми в болоте, отдавая на съедение гнусу свое тело, или никогда не мылись. Согласно житиям Савва Вишерский принимал скудную пищу только раз в неделю, Серафим Саровский объяснялся с монахами знаками, а выходя из кельи, закутывал голову одеялом, дабы не видеть «грешного мира». В житии Исаакия Многострадального рассказывается о том, что он много лет «блудодействовал», а затем стал замаливать свои грехи, морил себя голодом, холодом и, наконец, отрезал и закопал в землю «блудную часть своего тела». И. Е. Репин писал 3 июля 1889 года: «Были же в разные времена чудаки: молчальники всю жизнь, постники добровольные, затворники, целомудренники, — это могут себе позволить выродки, но простые, обыкновенные люди себя переделать не могут»1. Культ святых основан на вере в их способность творить чудеса. В католической церкви для причис-
1 И.Е. Репин. Письма к писателям и литературным деятелям. М., 1950, стр. 45-46. 60ления кого-либо к лику святых требуется «доказательство», что он после смерти сотворил не менее двух чудес. Известный русский историк Н. И. Костомаров заявил в 1867 году во время беседы с ученым-историком Д. А. Корсаковым: «Все жития святых, а в том числе и русских, составлены по одному рецепту: для изображения чудес святого брались готовые образцы чудес Ветхого и Нового заветов. Так, например, эпизод с пророком Ионой во время плавания корабля по морю являлся образчиком и для чудес святого Николая Мирликийского чудотворца, и для чудес Исидора Твердислова ростовского святого. То же влияние видно и в других житиях ростовских святых: Леонтия, Исайи, Авраамия, Петра царевича Ордынского и пр.». Составители житий католических святых широко использовали описания чудес из народных сказаний, даже из арабских сказок о приключениях морехода Синдбада. Для биографий Варлаама и Иосафа пригодились легенды о Будде, который по-арабски называется Иосаф. Описание жизни Георгия Победоносца скроено из рассказа о египетском боге Горе. Какие только небылицы не приписывались католическим святым! Так, мученик Роман продолжал говорить даже после того, как у него во время пытки вырвали язык, а некоторые мученики говорили, держа в руках свою отрубленную голову. Святой Винцент Феррье воскресил разрезанного на куски и сваренного ребенка. Один святой, будучи еще в материнском чреве, беседовал с матерью. Когда однажды она пустилась бежать, он взмолился: «Мать, не беги так скоро, это может мне повредить». Похождения православных святых не менее фантастичны. Например, Никита Столпник, еще будучи грудным младенцем, отказывался сосать грудь своей матери в те дни, когда она ела мясо. Святой Иван Новгородский загнал искушавшего его беса в сосуд с водой, висевший в келье, и согласился выпустить злого духа на свободу лишь после того, как тот обещал его прокатить на себе. Оседлав беса, Иван в одну ночь слетал в Иерусалим и вернулся обратно. Вплоть до начала XX века в. Новгороде показывали рукомойник, в который Иван якобы заключил беса.61Когда в келье святого Конона бесенята начали проказничать, то он посадил их в кувшин. Макария Египетского попросили узнать у покойника-торговца, где тот спрятал золото. Святой пошел на кладбище и обратился к умершему: — Где положил ты золото? — В доме моем, в ногах постели, — ответил мертвец. Церковные сказки о похождениях разбойников, ставших святыми, и о приключениях блудниц, сделавшихся праведницами, в ярких, пестрых обложках в миллионах экземпляров распространялись в России. Ф. Энгельс писал, что расчетливые попы в лице святых вернули крестьянству, поклонявшемуся языческим богам, его многочисленных богов-покровителей, которые, например, у римлян имели такую строгую «специализацию», что даже у сточных труб — клоак была покровительница богиня Клоакина. Католические святые также владели самыми разнообразными специальностями: Андрей показывает девушкам их будущих мужей, Екатерина помогает выйти замуж, Сабина спасает от любовных страданий, Валентин покровительствует влюбленным, Иосиф — браку. Огромное множество святых является целителями: Агафия будто бы помогает от болезни матки, Аполлоний — от зубной боли, Елена — от кровоточия, Рох — от заразных болезней, Власий — от отравлений, Губерт — от укуса бешеной собаки. В капиталистических странах и в наши дни еще продаются листовки, из которых можно узнать, что, например, святой Адалард помогает от тифа и лихорадки, а Сервелюс — от паралича. В этих листовках перечисляются сотни святых-покровителей, которые помогают банкирам, купцам, портным, сапожникам, металлистам, горнякам, артиллеристам, пехотинцам, автомобилистам, летчикам, артистам, журналистам. В апреле 1951 года папа Пий XII объявил архангела Гавриила покровителем радио, телефона и телевидения, а в 1955 году апостола Матфея — покровителем бухгалтерии. Даже воры и бродяги имеют своего покровителя — святого Христофора. Образки с его изображением итальянские благочестивые воры носят на связках своих отмычек или на шее.62Как католические святые получали «специальности»? Вот, например, как святая Цецилия стала покровительницей музыкантов. Началось с того, что на картинках, напечатанных пятьсот лет назад, изображалась свадьба Цецилии. Какому-то художнику вздумалось изобразить на картинке орган. Впоследствии стали рисовать и музыкантов. В конце концов Цецилия утвердилась как покровительница музыки. Святую Екатерину изображали привязанной к колесу пыток, поэтому ее объявили покровительницей каретников. О святой Варваре в легенде говорится, что она была заключена своим отцом в башню. На старинных изображениях святой можно увидеть башенку. Это дало повод почитать Варвару как покровительницу строителей и артиллеристов. На картинках, изображавших святого Витта, рисовали маленький котел со смолой, куда он был будто бы брошен. Потом лот котел стали принимать за ночной горшок, а Витта стали считать покровителем маленьких детей, якобы заставлявшим их просыпаться ночью, чтобы не мочились в постели. Этому же святому иногда молятся католики, боящиеся проспать.
В средние века на полотнах, изображающих Христа, восходящего на Голгофу и изнывающего под тяжестью креста, рисовали ангела, поддерживающего сына божьего. Внизу под полотном было написано «Verax iconica», что в переводе с латыни означает «истинный образ». Многие поняли эту подпись как имя ангела Вероника, а впоследствии ангел превратился в святую Веронику, покровительницу всех казнимых. «Святой Людовик когда-то при жизни из дурного пива сделал хорошее, по смерти мы назначаем его пивоваром, — писал основатель лютеранства Лютер. — Из сказания о святой Анне мы выбрали только то обстоятельство, что она обедневшему игроку возвратила богатство, и поэтому просим у нее земных благ. Купцы имеют своего бога святого Еразма, беременные женщины обращаются к святой Маргарите». В России были распространены листовки «Каким святым от каких болезней молиться и когда память их». В листовках утверждалось, что святой Вонифатий и Моисей Мурин помогают от «винного запоя», Гурий — «от несправедливой ненависти мужа», преподобный Мартимиан, Иоанн Многострадальный,63Моисей Угрин и мученица Фиваида — «от блудной страсти», мученик Киприян — от «злого очарования» и т. д. Специалистами по исцелению от «немощей телесных» считались преподобные Спиридон, Пимен многоболезненный, великомученики Пантелеймон, Сам-сон, мученики Диомид, Козьма и Дамиан, Кир и Иоанн. Святой Роман-чудотворец будто бы помогал «от неплодства и бесчадия», Варвара-великомученица — при трудных родах, Никита-великомученик—при детских болезнях, Артемий — от грыжи, Конон — от лихорадки и т. д. Преподобный Афанасий «помогает больному, которому нет надежды выздороветь и который мучится сам и в тягость другим, скорее скончаться». Духовенство извлекало большие доходы от обращения верующих за помощью к «небесным целителям». Темнота, забитость и бесправие крестьян, угнетаемых помещиками, не оставляли им иных надежд, кроме бога и святых, которых они представляли себе в виде помощников по хозяйству: «Попасите же, святые Флор, Лавр — лошадок, Власий — коровок, Настасий — овечек, Василий — свинок, Мамонтий — ко-зок, Терентий — курок, Зосима — пчелок». Каждый святой опекал какую-либо работу. К их праздникам были приурочены сроки сельскохозяйственных работ. В украинской рождественской песенке-колядке небесный двор изображается как управление сельскохо - зяйственными работами:
Святой Спас волов пас, Святой Михаил волов напоил, Святой Петр волов погонял, Пророк Илья волов запрягал, Сам господь бог за плугом ходит, Пресвятая дева хлеб носит.
Священники внушали крестьянам, что от падежа скота молитесь Власию, от падежа коней — Флору и Лавру, о сохранении скота от диких зверей просите Георгия, от пожаров и молний — пресвятую богородицу «Неопалимую купину». Церковь почитает соловецких подвижников Зосиму и Савватия покровителями пчеловодства за то, что64
Фрагмент православной иконы «Каким святым от каких болезней молиться и когда память их». (Государственный музей истории религии и атеизма.)
65они будто бы ввезли пчел на Русь из южных стран. В действительности пчеловодство существовало на Руси задолго до появления христианства и занимало видное место в хозяйственной жизни славян. Зосима и Савватий заменили духов — покровителей бортни-чества и пчеловодства. Богатые пасечники строили на пасеках часовенки с иконами «пчелиных богов» Зосимы и Савватия. Главный улей «Зосиму» часто делали в виде изображения самого Зосимы. В «пчелиный праздник» пчеловоды выставляли ульи на пасеку и окуривали их ладаном. В этот день в церквах и на пасеках служили молебны, и пчелам сыпали крошки благовещенской просфоры, чтобы обеспечить хороший сбор меда. Крестьяне молились богу и святым, ожидая от них помощи. Когда все надежды на помощь становились тщетными, люди нередко переставали почитать святых. «Что тому святому молиться, который не милует», — говорили в старину русские крестьяне. У швейцарских крестьян на случай падежа скота есть такое проклятие: «Пусть околеют у господа бога три его самых жирных ангела».
www.leotaxil.ru- Интернет библиотека во славу святого Таксиля - величайшего писателя всех времен и народов. Действительно образец литературы достойной подражания который вправе называться классикой! Не то что унылое г***о которое обычно называют классикой сейчас. А на самом деле просто попса своего времени и евангелие для атеистов.