Нашли что - то интересное?
Сделайте отметку об этом с ссылкой на эту страницу в пару кликов, чтобы не забыть что и где:
Можно не бояться захломить многочисленными постами из книги свою стену в соц. сетях. Ведь потом из всех этих сообщений можно сделать один пост или статью, а все лишние сообщения удалить!
Таинство бракосочетания появилось в христианстве сравнительно поздно. Католическая церковь признала его в конце XII века, окончательно оно утвердилось в XIV веке, но официальную санкцию получило лишь на Тридентском соборе в XVI веке. В России форма заключения церковного брака была принята на Стоглавом соборе в 1551 году, а обручение, как церковный обряд, распространилось лишь с XVIII века. Христианская церковь объявила божественным установлением такую форму семьи, при которой безраздельно господствует муж, а жена является его бесправной, покорной рабой. Эта форма семьи, как писал Ф. Энгельс, сложилась еще в начальную пору истории человечества, с победой частной собственности над общинной и с узаконением наследования личного имущества. Она возникла, когда значительная часть имущества сосредоточилась в руках мужчины и с появлением потребности упрочить владение этим имуществом за детьми данного мужчины.142
«Перед венцом». Ф. С. Журавлев. Нашел 2 варианта этой картины. Один многодюдный, более ранний - 900px × 649px. Другой только с тремя людьми - Сохраненная веб страница.
Старинный брак представлял собой куплю и продажу невесты, о чем свидетельствуют свадебные песни. Невеста «голосила» в одной из таких песен:
Не пропивай, кормилец-батюшка, За стаканом зелена вина Ты мою-то красу девичью; То вино-то из слез сделано, Да на слезы сватом куплено.
Покупателями невесты были родственники жениха или он сам, а продавцами — ее родители или родственники. В переговорах о заключении брака невеста обычно именовалась товаром, а жених — купцом. До заключения соглашения невеста выставлялась па «смотрины», причем родители или сваты играли роль настоящих оценщиков. На картине художника Ф. С. Журавлева «Перед венцом» изображена горько плачущая невеста — купеческая дочь. Девушку выдают замуж, очевидно, против ее воли, из соображений выгоды и расчета.143Рядом с невестой стоит ее отец, у него суровый вид, его не трогает горе дочери. В руках у отца икона. Он готовится благословить невесту, освятить религией брак-сделку. Молодые в старину видели друг друга впервые только после венца. Родители обо всем уславливались в отсутствие жениха, который иногда даже не знал невесты. Отсюда происходит название «невеста», что означает неизвестная, неведомая. Название жениха «суженый» происходит от слова «суд божий», «сужен богом». В старину верили, что «браки заключаются на небесах», и приписывали руководство семейно-брачными отношениями сверхъестественным силам. Вера в необходимость «божьего благословения» для брака восходит к религиозным понятиям древних людей о том, что плодовитость зависит от духов или богов. Вера в божественных покровителей брака сохранилась и в христианстве. Католики считают, что выйти замуж «помогают» святые Клара и Екатерина, у православных— святые Параскева Пятница и Андрей. Молодые люди молились: «Матушка Прасковея, жени меня поскорее», «Батюшка Андрей, отдай замуж поскорей». Наиболее чтимыми покровителями брака были святые Козьма и Дамиан. В старинной свадебной песне говорилось:
Ты, святой Кузьма Демьянович, Да ты скуй ли-ка нам свадебку, Ту ли свадебку неразрывную На всю жизнь нерастанную.
Свадебные обряды и обычаи восходят к далеким временам. В христианском обряде венчания нет ничего такого, что не было бы известно язычникам. Обручение, кольца, венцы, покрывала, соединение рук, свечи, дары — все это уже было в свадебных обычаях многих древних народов. Религиозные свадебные обряды основаны на представлении о том, что женщину оплодотворяют духи и боги, что их помощь необходима для «благословенного достижения целей брака», как говорит духовенство. Поэтому оно создало специальное таинство венчания, во время которого испрашивает «благодать» для рождения детей.144Долгое время люди не понимали истинной причины рождения детей. Они считали, что беременность вызывается духами или богами, в частности духом плодородия, проникающим в тело женщины. Особенно была распространена вера в оплодотворение женщины растительным духом, будто бы пребывающим в деревьях, травах, семенах. Поэтому некоторые женщины, желая забеременеть, с особыми заклинаниями надевали себе на головы венки из веток и цветов, клали за пазуху плоды и семена. В свадебных обрядах различных племен и народов до сих пор бытует много колдовских действий, будто бы соединяющих невесту с духом растительности и плодородия: невесту ударяют веткой, дают ей яблоки, кладут с ней в постель куски дерева и т. д. Бракам между богами и земными женщинами посвящено много древнегреческих и древнеримских мифов. В Ветхом завете утверждается, что «сыны божии» брали себе в жены «дочерей человеческих». В Новом завете говорится, что дева Мария зачала Иисуса «от духа святого». Во времена язычества для обеспечения плодовитости новобрачных водили вокруг дерева, которое якобы могло передать им свою силу плодородия. В Индии у некоторых племен и в настоящее время девушку «обручают» прежде с деревом, а потом уже с женихом. У восточных славян обряд бракосочетания состоял в хождении жениха и невесты вокруг дуба или ракитового куста для получения от растительных духов плодоносящей силы. Об этом свидетельствуют русские пословицы: «Венчали вокруг ели, а черти пели», «Без батьки, без креста, вокруг ракитова куста», «Обручалися, вокруг ракитова куста венчалися». Исследователь славянских верований и обычаев А. Н. Афанасьев писал, что остатки язычества в бракосочетании сохранились у черногорцев и раскольников. В середине XIX века в Сербии, утверждал он, существовал обычай, по которому «увозят девушку в лес, и там приглашенный поп венчает чету под дубом. У многих раскольников долго держался обычай, по которому парень, сговорясь с девицей, отправлялся к заветному дубу, вместе с ней обходил его три раза, и брачный союз считался заключенным».145Пережитки древних колдовских действий сохранились в самом христианском браке. В православном венчании вместо дерева брачующиеся ходят три раза вокруг деревянного аналоя. В иудейский культ входит семикратное хождение вступающих в брак вокруг Особого свадебного деревянного балдахина. Язычницы, желавшие иметь ребенка, надевали на себя венки из веток и цветов. В греческой церкви и сейчас во время венчания употребляются такие венки. В северных странах вместо венков стали пользоваться сперва деревянными венцами, а затем металлическими. В России с XVII века металлические венцы приняли форму царской короны. Как утверждает духовенство, когда их надевают на головы жениху и невесте, в них будто бы входит «благодать святого духа». По существу между колдовским обрядом хождения вокруг дерева, в котором якобы обитают духи растительности, и христианским венчанием нет никакой разницы. У язычников будто бы обеспечить плодовитость помогали венки, а у христиан — венцы. В старину говорили, что если венец спадет с женщины, то будет бесплодна, а если с мужчины, то он скоро станет вдовцом. Для того чтобы передавать новобрачным силы плодородия, у многих народов их осыпали орехами, миндалем, фигами, финиками, хмелем, овсом, бобами. У китайцев молодых осыпали рисом, у евреев — пшеничными зернами. В старину православные новобрачные спали первую ночь на снопах. Обручальные кольца пришли в христианство из седой старины. Так, уже у римлян жених дарил невесте железное кольцо, такой же обычай есть и сейчас у буддистов. Железные кольца являлись пережитком еще более древнего обычая, когда невесту соединяли с женихом при помощи железной цепи. Именно такой обряд еще существует у наитов, живущих в Индии. В Московской Руси до половины XVII века обручальное кольцо для невесты было также железным. Вручение обручального кольца означало закабаление женщины, завершение акта ее покупки и передачи во власть мужа. Кольцо должно было содействовать укреплению власти мужа над женой. В XIX веке православная церковь предписывала надевать во время венчания жениху золотое, а не-146весте — серебряное кольцо. Епископ Гермоген в книжке «О святых таинствах», изданной в 1904 году, писал, что «золотое кольцо означает преимущество мужа в супружеской жизни перед женой, как солнце имеет преимущество пред луной». Кольцу, имеющему форму замкнутого круга, в глубокой древности приписывали способность не пропускать «злых духов». Возможно, что оно является дошедшим до нашего времени амулетом, будто бы отгоняющим «нечистую силу». В обряде надевания колец отразилась нерасторжимость брака, «приковывание» супругов «навечно» друг к другу. В наши дни обручальные кольца потеряли такое значение, стали рассматриваться только как символ прочности и долговечности семейного союза. Вовсе не обязательно, чтобы в наши дни каждое бракосочетание сопровождалось вручением кольца, но нет никакого основания осуждать тех, кто желает носить кольца, напоминающие о нерушимости семейных отношений. Свадебное покрывало на голове невесты встречается в обрядах всех народов. Латинское слово «nubere» («выходить замуж») означает также «закрывать», точно так же в русском языке «покрывать» употребляется в смысле «выдавать замуж». Фата новобрачной осталась от периода, когда невест похищали. Жених в этих случаях нередко набрасывал мешок на голову невесты. Фата служила также для того, чтобы закрывать лицо невесты, которая открывала его только после венчания. Употребление свечей при венчании основано на древней вере в очистительную силу огня и способность его прогонять «бесов». Вся церемония бракосочетания в далеком прошлом имела цель уберечь молодую чету от завистливых духов и от злого глаза. В Индии дружки жениха, чтобы запутать духов, одевались так же, как он, а у чувашей на виду были еще два мнимых жениха. У русских невесту во время свадьбы старались спрятать среди подруг, вместо жениха выступали другие юноши. Невеста и жених в течение последних недель перед свадьбой не выходили из дома, боясь «дурного глаза». Для защиты от чар колдуна жениха перед венчанием опоясывали кушаком, а невесте втыкали булавки против сердца.147Сенник, где спали новобрачные, должен был иметь на четырех стенах четыре иконы, чтобы «бесы» не проникли и не испортили молодых. В первую брачную ночь около спальни новобрачных гости и родители должны были шуметь, чтобы прогнать «бесов» Были случаи, когда на крестьянской свадьбе до смерти избивали какую-нибудь старуху по обвинению в том, что она испортила невесту. Известный художник В. М. Максимов написал картину «Приход колдуна на свадьбу».
Максимов Василий (1844-1911): Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. 1875. Холст масло.В размере_2013x1250.
В момент всеобщего веселья появляется колдун, который будто бы может «испортить» невесту, нагнать худобу, лишить ее красоты, расстроить счастье. Смятение и испуг на всех лицах. Наиболее сильно испуг отразился на лице невесты. Широко открытые глаза выражают всю сложность нахлынувших на нее чувств. Юное лицо исполнено наивной веры и детской непосредственности. Старые люди более спокойно относятся к приходу колдуна. Они-то знают, что его можно подкупить, задарить, приход колдуна не был для них неожиданностью — для него готовы угощенье, деньги и вино. Хозяева дома с заискивающим поклоном встречают его хлебом-солью, а мать невесты на всякий случай шепчет заклятия. Пережитки веры в «нечистую силу», которую необходимо отгонять от новобрачных, сохранились в церковном обручении, когда священник крестообразно кадит на обручающихся, прогоняя дымом и молитвой бесов. Этот обычай восходит к библейскому рассказу о том, как праведник Товий, возжегши печень и сердце рыбы, прогнал дымом и молитвой демона, враждебного чистым бракам. У католиков в прошлом был обряд освящения брачной постели, во время которого священник окроплял «святой водой» спальню новобрачных, их одежду. В русских свадебных обрядах и обычаях долгое время сохранялись пережитки далекого прошлого: обрядовый плач невесты как воспоминание о принудительном браке, символическая имитация ее похищения. Многие обычаи бракосочетания отражали рабское положение женщины в прошлом. У русских новобрачная должна была разуть своего будущего супруга. Во время сговора отец невесты ударял свою дочь новой плетью, которую он вручал жениху, за-148являя, что передает ему свою власть, а тот троекратно ударял ею невесту.Дружка бил кнутом по шубе невесты, приговаривая: «Не шубу секу, молодой науку даю». Гости заставляли невесту подметать пол, а сами в это время сорили, испытывая ее терпение и смирение. В очерке Александра Яшина «Вологодская свадьба» рассказывается об этом обычае: «Утром невеста в присутствии гостей подметала пол в избе, а ей то и дело бросали под ноги разный мусор: проверялось, умеет ли она хозяйствовать. Обряд этот продолжался долго и был, пожалуй, самым развеселым. Родственники и гости изощрялись, приносили в избу сенную труху, изношенные лапти-ошметки, с грохотом кидали в углы битые горшки, всевозможный хлам и лом. Один разыскал где-то остатки кавалерийского седла и бухнул их на середину пола». В старых свадебных обычаях было много такого, что оскорбляло человеческое достоинство новобрачных. Например, осмотр рубахи молодой после первой брачной ночи. Такие обряды являлись пережитками бессмысленных предрассудков, освящавших тяжелую участь женщины в церковном браке. Православная церковь благословляла рабский крепостнический и торгашеский буржуазный брак. Царские законы охраняли «святость» церковного брака, обрекавшего женщину на угнетение и порабощение. А. Н. Радищев в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» писал: «Проезжала тут свадьба, но вместо радости на лице жениха и невесты были печаль и уныние. Они друг друга ненавидят и властью господина влекутся на казнь (т. е. принудительный брак. — Л. Е.). И служитель божий утверждает этот брак». Во время крепостного права у многих народов невесту-крестьянку отводили в первую брачную ночь к помещику, который ее насиловал. Пережитки «права первой ночи» («княжие») еще долго сохранялись в специальных выкупах («черная куна», «куничное», «венечная память» и т. д.), которые должен был платить жених помещику, чтобы выкупить себе право первой ночи. В России обычай платить помещику дань за право первой ночи существовал до 1861 года.149В песне, сложенной рабочими в 1905 году, ярко обличалась роль духовенства, освящавшего произвол помещиков в отношении крестьянок:
Разве не поп равнодушно Связанных в церкви венчал, А на смерть пороли в конюшне Поп тогда что же молчал? Прямо из церкви водили В барские спальни невест, Где же попы тогда были? Где ж их евангелье, крест?
В буржуазном обществе, где все, в том числе и любовь, и честь, превращалось в предметы обмена и торга, брак был часто коммерческой сделкой, освящаемой религией. «В практике господствующих классов с самого начала было неслыханным делом,— писал Энгельс, — чтобы взаимная склонность сторон преобладала над всеми другими соображениями»1. Сколько трагедий было из-за произвола родителей, выдававших своих дочерей против их воли за нелюбимого человека! Широкой известностью пользуется картина В. В. Пукирева «Неравный брак».
Печальная девушка стоит в церкви под венцом об руку с дряхлым сановником — будущим мужем, которому ее по существу продали. Против воли, по приказанию родителей, выходит она за богатого старика, годного ей в деды. Весь обряд церковного таинства брака должен был внушать женщине, что она — рабыня, низшее существо. Бракосочетание сопровождалось чтением посланий апостола Павла, в которых говорилось, например: «Да будут жены подчинены мужьям, как владыкам, ибо муж есть глава жены», «Жена да убоится мужа своего», «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью, а учить жене не позволено, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». У лютеран пастор внушает при венчании: «Женщина во всех делах своих под произволом мужа». Христианская церковь всегда распространяла взгляд на женщину как на нечистое существо.Поэто-
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 81.150му ее не пускают в алтарь православной церкви. В храме во время богослужения женщины должны стоять по левую сторону, причащение принимают они не у царских врат, а поодаль, в стороне. Новорожденный мужского пола вносится в алтарь, а младенец женского пола оставляется у алтарных дверей. Из этого женоненавистнического взгляда на женщину вытекала и проповедь отрицательного отношения к браку: «Хорошо человеку не касаться женщины» (I Коринф., VII, I). «Выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше» (там же, VII, 38). Многие церковные деятели и писатели настаивали на том, что христианин должен вообще чуждаться женщины, ссылаясь на Новый завет, в котором говорится, что рая удостоятся прежде всего те, «которые не осквернились с женами».
«
14
«1 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. 2 И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. 3 Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. 4Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, 5 и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим. 6 И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу;»
Брак разрешается лишь «во избежание блуда», чтобы «не искушал сатана».
«
7
1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. 2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. 3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. 4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. 5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. 6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. 7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. 8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. 9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. 10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — 11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей. 12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. 14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. 15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
«Отцы церкви» Тертуллиан, Ориген и другие видели в браке только неизбежное зло. Они превозносили безбрачие и монашество, как идеал состояния, угодного богу. Святой Амвросий в сочинении «О девстве и безбрачии» писал: «Люди, которые не женятся, не выходят замуж, будут как ангелы на небесах». Православная церковь провозглашала, что «девство лучше супружества». В доказательство того, что жена не равна мужу, духовенство ссылалось на «священное писание», в котором она изображается виновницей всех несчастий. В «Слове о злых женах» Ефрем Сирин писал: «Жены ради Адам был изгнан из рая, царей Давида и Соломона жены погубили, Ной праведный от жены напоен вином, жена хотела погубить Иосифа. Далила мужа своего Самсона, остригши, иноплеменникам предала. Иродиада усекла Иоанна-Крестителя, а Евдокия заточила Иоанна Златоуста». «Святой» Ефрем Сирин утверждал в этом «Слове», что «нет зверя, подобного жене лукавой и нескромной на язык». На народной лубочной картинке «Слово Василия Великого о злых женах» была нарисована женщина, а под ней пространная надпись: «Что есть злая жена? Сеть, дьяволом сотворенная, прельщает человека лестью, светлым ликом, высокими очами поманивает, ланиты складывает, языком поет, гласом скверным глаголет, словами чарует, ногами играет, злыми делами обаяет151и убивает, многих язвит и губит. Что есть злая жена? Око дьявола, торг адов, проказливая святым обложница, сатанин праздник, покоище змеинно, стрела сатанина, цвет дьявольский, спасенным соблазн, воевода неправедный, безысцельная болезнь» и т. д. Из церковных книг эти женоненавистнические взгляды перешли в быт. В пословицах, которые советуют относиться к женщине с недоверием, бить ее, совершенно неоспоримо отражено влияние церкви. Если «святой» Кирилл Иерусалимский внушал: «Речению женскому не верь много», то старая пословица гласит: «Баба говорит — бредит, кто ей поверит». Если Григорий Богослов учил, что «со львом лучше жити, нежели с женою злою», то древняя пословица откликалась: «Лучше жить со змеею, чем со злою женой». Церковь поддерживала воззрения, которые были отражены в пословицах: «Бей жену обухом, припади да понюхай: дышит — морочит — еще хочет», «Люби жену, как душу, тряси ее, как грушу», «Жена не горшок — не расшибешь», «Бей жену больней — будут щи вкусней».В «Домострое», сочиненном священником Сильвестром в XVI веке, говорилось: бить жену следует «бережно и разумно, и больно, и страшно, и здорово». В XIX веке православные священники произносили проповеди и писали брошюры против «стремлений современной женщины к уравнению в правах с мужчиной». В книге «Женщина вне христианства и в христианстве», изданной в 1882 году, священник А. Смирнов уверял, что «дать женщине доступ к занятию государственными и общественными делами едва ли было бы справедливо и полезно для самой женщины». «Законный брак между частными лицами совершается в церкви... — гласил закон, — и во всем сообразно правилам и обрядам православной церкви». Духовенство преследовало людей, пытавшихся строить свою семейную жизнь без вмешательства церкви. Епископ Гермоген в книжке «О святых таинствах» называл брак вне церкви «греховным сожительством», «браком животных». Дети от такого брака считались «незаконнорожденными». Известны случаи, когда матери вынуждены были убивать своих детей, потому что не могли найти работы, чтобы прокормить их, считались опозоренными, им приходилось вступать на152путь проституции. Они знали, что их детей ожидает бесправная и тяжелая жизнь. А. С. Пушкин в стихотворении, начинающемся словами «Под вечер, осенью ненастной», правильно показал причину, толкавшую этих несчастных матерей на преступление:
Под вечер, осенью ненастной, В далеких дева шла местах И тайный плод любви несчастной Держала в трепетных руках...
«Ты спишь — позволь себя, несчастный, К груди прижать в последний раз. Закон неправедный, ужасный К страданью присуждает нас».
Церковь запрещала смешанные браки, насаждала религиозную рознь и нетерпимость. «Российским подданным,— гласил закон, — православного и римско-католического исповедания брак с нехристианами, а протестантам брак с язычниками вовсе воспрещается». В «Уложении о наказаниях» указывалось, что подвергаются тюремному заключению и церковному покаянию христианин или христианка за вступление в брак с лицом нехристианского вероисповедания. Во многих буржуазных странах и сейчас людям, принадлежащим к разным вероисповеданиям, запрещается вступать в брак между собой. Только несколько лет тому назад Ватикан признал законность брака между православными и католиками, совершенного православным или католическим священником. Партия большевиков боролась против царского законодательства о браке, этого пережитка крепостной зависимости народа от государственной церкви. С. М. Киров во владикавказской газете «Терек» в статье «О женах», опубликованной в 1914 году, защищал требования путиловских рабочих о признании законным гражданского брака, отстаивал интересы путиловцев, не желавших венчаться в церкви. С. М. Киров рассказывал, что рабочие Путиловского завода и всего Нарвского района Петербурга были возмущены решением правительственной больничной кассы не выдавать рабочему средств на погребение жены,153если не было церковного венчания.«Такое направление деятельности правления больничной кассы взволновало весь Нарвский район, — писал С. М. Киров,— тем более, что за последнее десятилетие рабочие почти совершенно перестали венчаться, и семей, живущих в гражданском браке в Нарвском районе, наберется более двух третей всего числа семейных рабочих». Церковь категорически запрещала развод, даже в случае полной невозможности супругам жить вместе. Если девушку выдали против воли замуж, то уйти от мужа, развестись с ним ей было почти невозможно. По царским законам замужняя женщина даже отлучиться из дома могла лишь с разрешения мужа, иначе он имел право силой водворить ее обратно, полиция отправляла жену к мужу «по этапу». Царский закон определял обязанности жены в тех же выражениях, что и Евангелие: «Жена обязана повиноваться мужу своему, как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение». Священники убеждали верующую женщину: чем тяжелей живется ей в семье, чем больше она страдает, тем скорее заслужит вечное блаженство на небе. «Человек, подневольно соединенный браком с нелюбимым лицом, — поучало духовенство, — должен переносить свое супружество как подвиг, как жребий, присужденный ему богом, и этому подвигу должен оставаться верен до конца жизни и тогда получит великую награду на небесах». Русская художественная литература ярко отразила трагедию женщины, лишенной возможности порвать узы церковного брака. Героиня романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» пыталась нарушить запреты религии и порвать связь с мужем, чтобы свободно жить с тем, кого она любила. Анна не смогла вырваться из тисков религии и покончила с собой. Так же сложилась и судьба Катерины, героини пьесы «Гроза» А. Н. Островского, которая из-за страха перед божьей карой сама казнила себя. 15 июля 1891 года М. Горькому во время его скитаний по Руси пришлось быть в селе Кандыбовка Николаевского уезда Херсонской губернии. Там бу-154дущий писатель стал свидетелем возмутительного обычая наказания мужем жены за измену. В очерке «Вывод» Горький писал: «К передку телеги привязана веревкой за руки маленькая, совершенно нагая женщина, почти девочка... Все тело ее в синих и багровых пятнах, круглых и продолговатых, левая упругая, девическая грудь рассечена, и из нее сочится кровь... Кажется, что с тела этой женщины содрана узкая и длинная лента кожи. И, должно быть, по животу женщины долго били поленом, а может, топтали его ногами в сапогах — живот чудовищно вспух и страшно посинел»1.В письме к И. Груздеву писатель сообщил, что избиением руководил местный священник. Горький бросился защищать несчастную жертву, пытаясь остановить истязание. Его избили до полусмерти. После этого он долго лечился в больнице. Социалистическая революция раскрепостила женщину, предоставила ей равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной и общественно-политической жизни. 16 (29) декабря 1917 года был издан закон о гражданском браке за подписями Ленина и Свердлова. Закон гласил: «Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки... Церковный брак, наряду с обязательным гражданским, является частным делом лиц, вступающих в брак». Вскоре затем был издан «Декрет о расторжении брака». В тех случаях, когда совместная жизнь супругов в силу различных причин становится невыносимой, они имеют право на развод. Ленин писал, что мы не оставили в подлинном смысле камня на камне от подлых законов, в которых отражалось неравноправие женщины. На смену буржуазному браку по расчету пришел свободный союз по взаимному влечению, уважению и любви равноправных людей. Брачный союз, основанный на товарищеских отношениях, взаимной склонности и привязанности, облегчает жизненный путь человека, создает условия для дружеской помощи, личного счастья и благополучия людей. В нашей советской семье формируются и развиваются сознание, чувства, навыки и привычки детей, будущих граждан
1 М. Горький. Собр. соч., т. 2. М., 1949, стр. 5.155социалистического государства. Советские люди не нуждаются в религиозных обрядах. Поэтому венчание как колдовской обряд, освящающий рабское и зависимое положение женщины в семье, полностью исчезает из нашего быта. Современная девушка не может принять религиозные поучения о «греховности» и «неполноценности» женщины. Сторонники венчания в связи с этим утверждают, что теперь учение церкви о женщине изменилось, что оно будто бы не освящает неравноправия ее с мужчиной. Но церковь не отменила произнесение священником при совершении таинства брака слов: «Жена да убоится мужа своего» и «Жена создана для мужа». Нередко на церковном браке детей настаивают верующие родители, считающие, что будто бы только он может дать прочность и счастье в семейной жизни. Неверно предполагать, что на крепость брака и семьи может оказать какое-либо влияние то обстоятельство— наденут ли на жениха и невесту венцы. Еще в старину говорили: «Крестом любви не свяжешь». Каждому здравомыслящему человеку понятно, что счастливый брак основан на общности духовных запросов и интересов супругов, на их совместном участии в строительстве новой жизни, на привязанности друг к другу и чувстве настоящей любви, от которой «светлеет мысль и укрепляются руки», как писал Н. Г. Чернышевский. Советская свадьба — это подлинно семейное торжество, праздник двух равноправных людей, свободно избравших друг друга. В советском быту свадьбы сопровождаются веселыми песнями, пожеланиями счастья молодоженам, но здесь нет и не может быть места религии с ее поучениями о рабской доле будущей жены. На свадьбу собираются друзья и товарищи, чтобы выразить свои лучшие чувства молодоженам и их родственникам. Не бессмысленное церковное колдовство, а взаимная любовь и уважение, дружба и товарищество, общность интересов и стремление воспитать новых достойных граждан нашей страны скрепляют советский брак. В современной частушке говорится:156
Ты лети, лети, снежочек, Сыпься белая крупа, По душе миленок будет — Обвенчаюсь без попа.
Без свечей и без кадила Скрепит нас любовь одна, Мужем стал мне парень милый, Буду век ему верна.
www.leotaxil.ru- Интернет библиотека во славу святого Таксиля - величайшего писателя всех времен и народов. Действительно образец литературы достойной подражания который вправе называться классикой! Не то что унылое г***о которое обычно называют классикой сейчас. А на самом деле просто попса своего времени и евангелие для атеистов.