Памятная медаль родившемуся в Ленинграде.
197
В Грузии и Армении памятниками о погибших являются водные источники. Путник, подошедший утолить жажду, узнает имя героя войны, в честь которого сооружен источник. «В будущем изменится само понятие «кладбище», — писал народный художник С. Т. Конёнков. — Это будут Парки добрых воспоминаний. Здесь благодарные потомки вспомнят, кто не щадил себя во имя всеобщего блага. Вокруг замечательных произведений скульптуры под сенью прекрасных деревьев будет бурлить молодая жизнь. Такие парки станут местом отдыха и гордостью каждого города».
Советские обряды и обычаи еще находятся в процессе становления. И хотя они обрели право на жизнь, споры вокруг них не утихают. Некоторые противники инициативы создания новой обрядности ссылаются на неудачные ее образцы, которые являются результатом сочинительства людей, не обладающих чувством меры и такта. Такие люди при самых хороших намерениях часто профанируют самую идею гражданских обрядов. В № 6 журнала «Новый мир» за 1969 год А. Петухов сравнивал клубных работников, стремящихся внедрять новые обряды, с ребятишками, которым не хочется ждать, когда распустятся на клумбе живые цветы, и украшающими ее бумажными цветами.
Однако надеяться только на стихийный процесс формирования народных традиций нельзя. Поэтому участие клубных работников в создании новой обрядности в принципе необходимо приветствовать. Обряды никогда не возникали сами собой, их кто-то сознательно создавал и регламентировал. Первоначально многое в обрядности было творчеством определенных безымянных лиц, а в ходе коллективного усвоения этой обрядности она дополнялась и шлифовалась массой. Без наших общественных организаций не было бы дворцов бракосочетания, не было бы празднеств, посвященных вручению паспорта, поступлению молодежи на завод и т. д.
Можно не сомневаться, что новые обряды будут все шире входить в жизнь советской молодежи. Сотни тысяч людей уже справляли новый обряд торжественной регистрации брака и имянаречения новорожденных, участвовали в различных новых празднествах.
Инициатива создания новых обрядов и обычаев у нас всячески поддерживается. Советские обряды и
198
обычаи, войдя в нашу жизнь и будучи признанными самим народом, оказывают большую помощь в атеистическом, этическом и эстетическом воспитании подрастающего поколения1.
Вместе с критикой религиозного миропонимания и церковной обрядности необходима широкая пропаганда научного мировоззрения, коммунистической нравственности, новых праздников и обрядов.
Религиозная обрядность неизбежно полностью исчезнет из коммунистического общества. Без всяких колдовских манипуляций наши люди добиваются величайших успехов в труде. Советскому человеку, освободившемуся от рабства и эксплуатации, вооруженному достижениями передовой науки, чужды и не нужны религиозные обряды.
1 См.: Э. И. Лисавцев. Новые советские традиции. М., 1966; В. А. Руднев. Коммунистическому быту — новые обряды. Л., 1964; В. И. Иванов. Жизнь рождает новые обряды. Минск, 1964; Г. Геродник. Дорогами новых традиций. М., 1964; Г. Нигарняк, В. Петров, М. Рузев. Новые обряды и праздники. М., 1965; А. Н. Филатов. О новых и старых обрядах. М., 1967; В. И. Брудный. Обряды вчера и сегодня. М., 1967; П. П. Компарс, Н. М. Закович. Советская гражданская обрядность. М., 1967.
199