Интернет библиотека во славу святого Таксиля (leotaxil.ru)

«Происхождение христианского культа» Л.И. Емелях.



Нашли что - то интересное?
Сделайте отметку об этом с ссылкой на эту страницу в пару кликов, чтобы не забыть что и где:

Можно не бояться захломить многочисленными постами из книги свою стену в соц. сетях. Ведь потом из всех этих сообщений можно сделать один пост или статью, а все лишние сообщения удалить!
Предыдущая страница <<< Обновить страницу ( 1 070 ) ::: Оглавление >>> Следующая страница

СВЕЧА

          Сколько сочинено легенд о самозажигающихся свечах и лампадах! И сейчас в Иерусалиме духовенство так же, как тысячу лет назад, использует «чудо возжигания небесного огня» для укрепления веры в могущество бога. Еще в конце IX века монах Бернард рассказывал об этом «чуде»: «В великую субботу накануне пасхи на утреннем церковном служении в храме гроба господня ангел нисходит и зажигает лампады, висящие над гробом господнем. Патриарх передает этот огонь епископу и, наконец, всему народу, дабы всякий мог засветить этот огонь в своем доме». «Чудо» создается путем смачивания фитилей свечей специальной жидкостью, в которой растворено самовозгорающееся на воздухе вещество.
          Церковные свечи являются пережитком древнейших жертвоприношений. В древности люди приносили в жертву духам умерших мед и воск. Кормление духов медом сохранилось до наших дней в православном обычае приношения на могилы поминальных сот и кутьи на меду. По существу свеча, вставляемая в руку покойнику, — та же жертва покойнику, приносимая, чтобы умилостивить его. Не понимая, почему уменьшается горящая свеча, люди думали, что он съедает ее.
          Зажигание свечей и лампадок в православии ведет свое начало от почитания огня, источника света, тепла и жизни. Восковые свечи и лампады задолго до появления христианства горели перед изображениями богов в языческих храмах Египта и Вавилона. Высоко в горных долинах Тибета и сейчас горят тысячи лампад с коровьим маслом перед изображениями Будды.
          Ученые полагают, что впервые свечи в Европе появились у этрусков, от которых перешли к римлянам и иудеям. Ежегодно в день 1 февраля улицы древнего Рима были переполнены людьми, несущими восковые
95
свечи в честь бога Фебруария. Их название «кандиль» сохранилось в измененном «кандило» в русских церковных книгах.
          Особенно большое значение придается свечам в иудейском культе. Верующие евреи еженедельно зажигают субботние свечи. На конец декабря приходится иудейский праздник хануко, называемый «праздником огней». Восемь вечеров подряд в это время ставят свечи на окнах или прикрепляют к левому косяку входной двери. Верующие думают, что это отгонит от дома «нечистую силу».
          В III веке обычай изготовления свечей из воска перешел от иудеев к христианам. Симеон Солунский писал, что «воск служит лучшим материалом для жертвенного приношения как вещество мягкое и удобно сгибаемое, что должно символизировать послушание и смирение человека».
          Свеча — как бы взятка богу или святым за помощь в несчастье. А. И. Герцен писал, что религиозный человек грошовой свечи даром богу не поставит. В одной русской народной сказке рассказывается, как святые поссорились из-за свечей. Илья-пророк сердился на Николу, которому мужик свечки ставил, а про него забывал: «Это ты все, мужичий заступник,— ворчал Илья. — Поставят тебе свечку с птичью ножку, ты и душу готов отдать». Считалось, чем больше свеча, тем она угоднее богу. Поэтому в старину в деревнях покупали в складчину большую свечу.
          В древности люди верили, что свеча отгоняет бесов. И сейчас еще при крещении, венчании и других церковных обрядах зажигают свечи, чтобы прогнать «нечистую силу». При совершении обряда венчания священник благословляет жениха и невесту зажженными свечами, которые потом молодые держат в руках и ходят с ними вокруг аналоя. Горящий огонь, по мнению верующих, будто бы мешает демонам испортить новобрачных. Представляя бесов в зверином образе, человек считал, что они, как и все звери, боятся огня.
          В старину венчальные свечи весили больше пуда. Поэтому их держали особо приставленные молодые люди, которых называли «свешниками». По совершении обряда венчальные свечи ставили в спальне новобрачных в изголовье постели, где они горели всю
96
ночь, отгоняя бесов. При родах повитуха держала зажженную свечу около роженицы, чтобы прогнать чертей. С этой же целью ставят свечи и вокруг покойника.
          Когда-то свечи употреблялись при всевозможном колдовстве. Так, для того чтобы «человека переломило пополам», зажигали перед иконой сломанную свечку за его здравие, а чтобы не было детей, во время венчания в церкви гасили свечи со словами: «Огня нет и детей нет»; для отыскания утопленника ставили свечу в чашку, которую пускали по реке, так как было поверье, что чашка остановится там, где утонул человек.
          В царской России верили в существование особых чудотворных свечей — «громовых», отвращающих удар молнии, «венчальных», «облегчающих роды», «воровских», «отдающих человека во власть дьявола». Свеча, принесенная из церкви домой в страстной четверг, оберегала будто бы избу, если выпалить ею крест на верхних деревянных перекладинах.
          В средние века были изуверы, верившие в особую силу свечи, сделанной из человеческого сала. Если с ней пойти воровать, уверяли они, то она наведет глубокий сон на обкрадываемых, а воров сделает невидимыми. Известны факты о том, что в старину для изготовления таких свечей воры умерщвляли девушек и детей. В Англии, Германии и России происходили судебные процессы над убийцами, пытавшимися изготовить восковую свечу из жирового слоя убитого человека, чтобы безнаказанно грабить. 19 апреля 1869 года в Вуйковичском лесу Владимиро-Волынского уезда было найдено мертвое тело крестьянского мальчика Афанасия Буталея, изуверски убитого. Это преступление совершил Кирилл Джус, который признался, что заманил мальчика в лес и там убил, желая получить человеческое сало для свечи, с которой можно было бы безнаказанно воровать. 15 ноября 1896 года Воронежский окружной суд судил крестьян Безмильцева и Можаева, которые сознались в том, что они, задушив 12-летнсго мальчика Лавренкова, вынули из его живота сальник, чтобы изготовить свечу для совершения кражи.
          Воры имели своего покровителя — святого Ивана-воина, ему ставили свечу. Помолившись, они брали
97
свечу с собой, так как с нею их будто бы никто не мог поймать. Когда обкраденный обращался к священнику, тот советовал ставить свечи из зеленого воска перед иконой Ивана-воина верхним концом вниз. Затем священник служил обедню за здравие вора. Полагали, что после этого совесть замучает вора, и он возвратит вещи.
          Многочисленные поверья о свечах были выгодны церкви, которая наживалась на торговле ими, так как продавались они во много раз дороже, чем стоили. В старину были сложены пословицы, показывающие, что народ понимал, кому выгодны свечи: «Повадишься к вечерне — хуже харчевни: сегодня свеча, завтра свеча, ан и шуба с плеча», «На балалайку станет, а на свечу не станет», «На дуду есть, а на свечу нет».
Предыдущая страница <<< Обновить страницу ( 1 070 ) ::: Оглавление >>> Следующая страница

     Все страницы на одном файле (откроется в новом окне)     



www.leotaxil.ru- Интернет библиотека во славу святого Таксиля - величайшего писателя всех времен и народов. Действительно образец литературы достойной подражания который вправе называться классикой! Не то что унылое г***о которое обычно называют классикой сейчас. А на самом деле просто попса своего времени и евангелие для атеистов.