Интернет библиотека во славу святого Таксиля (leotaxil.ru)

«Происхождение христианского культа» Л.И. Емелях.



Нашли что - то интересное?
Сделайте отметку об этом с ссылкой на эту страницу в пару кликов, чтобы не забыть что и где:

Можно не бояться захломить многочисленными постами из книги свою стену в соц. сетях. Ведь потом из всех этих сообщений можно сделать один пост или статью, а все лишние сообщения удалить!
Предыдущая страница <<< Обновить страницу ( 970 ) ::: Оглавление >>> Следующая страница

КОРМЛЕНИЕ БОГОВ

     В классовом обществе колдовские обряды, которым приписывалась способность оказывать принудительное влияние на окружающий мир, дополнялись жертвоприношениями — обрядами умилостивления духов и богов. «Во всех религиях, — писал К. Маркс,— покаяние, жертва, а по возможности и самопожертвование составляют самую суть богослужения, культа»1.
     Не знавший, что делать во время бедствий и несчастий, древний человек приносил жертвы духам и богам, надеясь выпутаться из беды. Создав богов по своему образу и подобию, люди считали, что они также нуждаются в пище и жилище. Индийский бог Индра будто бы имел два желудка, огромных, словно озера. Поэтому жрецы говорили, что Индре надо приносить бесчисленные жертвы.
     Когда в X веке в Новгороде было введено христианство и статую бога грома Перуна сбросили в реку Волхов, новгородцы кричали ей вслед: «Досыта еси поел, а ныне поплыви прочь». После крещения славяне стали приносить в церковь в день покровителя коров святого Власия, вытеснившего древнеязыческо-го бога Велеса, свежее масло и ставить под иконой

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 6, стр. 372.

24
с изображением святого. Отсюда и поговорка: «У Власия и борода в масле».
     Даже в начале XX века в России бытовал языческий обычай приносить в жертву божеству лучшее животное из стада. В Ильин день сгоняли к церквам коров, из которых после обедни выбирали одну для заклания в пользу храма. Животное делили на куски, а миряне покупали куски мяса за деньги, которые шли на нужды церкви.
     В ряде мест в жертву богу закалывали барана, съедаемого после обедни. В Вятской губернии этот обычай соблюдался в праздник, который народ называл «спасом колотым», в Вологодской губернии в день успенья ели «моленого барана», в Пермской губернии когда-то в часовню Ильи носили печеные козьи и бараньи головы с горохом, которые забирало себе духовенство. В день святых Флора и Лавра там же еще пятьдесят лет назад приносили в жертву этим святым бычка. Ночью звонили в колокол, оповещая о том, что обрядовое кушанье готово. Люди получали по куску мяса. Поедание жертвенного животного перешло в христианство из древнеязыческого культа.
     Жертвоприношение основано на принципе: «Я тебе, а ты — мне». «Боги ничего не делают безвозмездно,— утверждал философ и сатирик II века н. э. Лукиан, — но продают людям различные блага: и можно у них здоровье купить по случаю за бычка, а богатство — за четырех бычков». Богу нужно приносить жертвы, а в обмен на это он должен дать своим почитателям просимое. «Великая змея, прародитель,— восклицали туземцы Фиджи, — воззри на эту жертвенную свинью. Ешь ее и помоги в борьбе против наших врагов!»
     Кормление духов и богов было важнейшим религиозным обрядом. Для снискания милости или умиротворения их гнева люди приносили им в жертву военнопленных, скот и хлеб. Когда пленников, обращаемых в рабство, убивать стало невыгодно, вместо человеческих жертв богам начали приносить животных или плоды. Римляне рассказывали связанную с этим легенду о царе Нуме Помпилии. Он вел переговоры с богом Юпитером, который хотел человеческих жертв, но прямо об этом сказать не решался, а Нума делал вид, что не понимает бога. «Ты прине-
25
сешь мне голову», — намекал Юпитер. Нума принес в жертву головку чеснока. «Нет, — воскликнул Юпитер, — я имею в виду нечто человеческое». Нума принес человеческие волосы. «Я хотел иметь живое!»— закричал Юпитер. Нума принес живую рыбку. Так владыка богов и людей остался без человеческих жертвоприношений.
     Писатель-этнограф прошлого века С. В. Максимов в своей книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» рассказывает о том, как у славян произошла замена человеческих жертвоприношений водяному различными подарками. «Упорно держится повсюду слух, — пишет С. В. Максимов, — что водяной требует жертв живыми существами, особенно от тех, которые строят новые мельницы. С этой целью в недалекую старину сталкивали в омут какого-нибудь запоздалого путника, а в настоящее время бросают дохлых животных (непременно в шкуре). Вообще, в нынешние времена умиротворение сердитых духов стало дешевле: водяные, например, довольствуются и мукой с водой в хлебной чашке, и крошками хлеба, скопившимися па столе во время обеда, и т. и. Только по праздникам они любят, чтобы их побаловали водочкой... Некоторые старики-рыболовы доводят свои угождения водяному хозяину до того, что бросают ему щепотки табаку („На тебе, водяной, табаку! Давай мне рыбку!")».
     С переходом людей к оседлости для религиозных обрядов стали выделять постоянные места, обычно там, где находился какой-либо священный камень или дерево. Здесь помещали изображения духов или богов-идолов, в которых будто бы присутствуют сверхъестественные силы. Часто местами для культовых действий становились вершины гор и холмов, пещеры и скалы, кладбища, где якобы обитали духи предков. Там, на камнях, высекались или наносились краской колдовские изображения. У многих племен были «священные дома», в которых хранились культовые предметы — кости предков, колдовские изображения, музыкальные инструменты. Эти «священные дома» являлись зародышами будущих храмов.
     Племена, жившие в шалашах, строили для своих божков такие же шалаши, куда им приносили жертвы. Жрецы уверяли, что якобы даже слышат, как боги,
26
запертые в хижинах, стучат челюстями, поглощая пищу. Научившись возводить каменные здания, люди и жилища для богов стали сооружать из камня, создавать огромные храмы.
     В Древнем Египте тысячи рабов трудились на строительстве колоссальных по своим размерам храмов. Землю, окружавшую храм, присваивали служители культа. Они заставляли рабов обрабатывать ее. В результате обильных жертвоприношений храмы стали владельцами несметных богатств. Так, в XII веке до н. э. жрецам одного только бога Амона в Древнем Египте принадлежали 83 корабля, 433 сада, 421 362 головы скота, 81 322 раба, огромная территория пахотной земли.
     Наличие богатств способствовало превращению храмов Греции и Рима в крупнейшие банки древности, совершавшие ростовщические операции.
     Жрецы съедали жертвенное мясо, предназначенное богам, будто бы для того, чтобы приобщиться к сверхъестественному миру. Само слово «жрец» происходит от слова «жрет». Североамериканские индейцы-ирокезы называют жрецов «хамец». Слово «хам» на языке ирокезов значит «жрать». Жадность служителей культа отразилась в пословицах различных народов. Так, русские говорили: «Поповский рот и волчья пасть — яма», украинцы: «Поповский живот никогда сыт не бывает», армяне: «Горы и долины поместятся в животе священника».
Предыдущая страница <<< Обновить страницу ( 970 ) ::: Оглавление >>> Следующая страница

     Все страницы на одном файле (откроется в новом окне)     



www.leotaxil.ru- Интернет библиотека во славу святого Таксиля - величайшего писателя всех времен и народов. Действительно образец литературы достойной подражания который вправе называться классикой! Не то что унылое г***о которое обычно называют классикой сейчас. А на самом деле просто попса своего времени и евангелие для атеистов.