Нашли что - то интересное?
Сделайте отметку об этом с ссылкой на эту страницу в пару кликов, чтобы не забыть что и где:
Можно не бояться захломить многочисленными постами из книги свою стену в соц. сетях. Ведь потом из всех этих сообщений можно сделать один пост или статью, а все лишние сообщения удалить!
В католицизме, православии, буддизме и иранском исламе наиболее явным пережитком идолопоклонства является почитание икон (от греческого слова «эйкон» — изображение, вид, образ). У православных70иконы — это изображения на камне, дереве, полотне лика Иисуса Христа, богородицы, апостолов и святых. Иконы сопровождали верующего человека от рождения до смерти, им молились при пробуждении и отходя ко сну, при любой беде или несчастном случае. В России до 1917 года иконы висели не только в церквах и часовнях, но и на заводах, фабриках, в школах, лавках, больницах, на вокзалах. На двери конюшни вешали икону святых коноводов Фрола и Лавра, у колодца — икону святого Федора Тирона, будто бы изгонявшего беса из водных источников. В старину многие верующие называли иконы «богами», иконостасы — «божницами», а тех, кто носил иконы во время крестного хода, — «богоносцами». Православный собор 1667 года отметил, что в церквах каждый мирянин чествовал только свою икону, которую помещал в церкви, одной ей ставил свечи и ей одной только молился: «своя икона боги именовали, не знати единства божия». Крестьяне так и называли икону богом и, входя в чужую избу и собираясь перекреститься, спрашивали, не видя иконы: «Где же бог?» Когда хозяин хотел удалить из избы нежеланного гостя, то указывал на икону и говорил: «Вот тебе бог, а вот тебе порог». Верующий должен считать икону не просто портретом бога или картиной, а предметом, якобы обладающим какой-то чудесной невидимой силой. Если молиться перед ней, то она будто бы заставит небо выполнить желание людей. «Молись иконе, будешь в покое», — поучало духовенство. Так же рассуждали и язычники, наделявшие камни и деревья сверхъестественными свойствами и поклонявшиеся им. Народные предания и обычаи показывают, что верующие относились к иконам, как к живым существам, способным слышать, видеть, чувствовать боль, проливать слезы. Девушка, выданная замуж из деревни Титово в деревню Твердово, придя домой, так молилась знакомой иконе: «Матушка Похвала, узнала ль ты меня? Я из Титова Катерина, живу в Твердове у Кирилла». Иконы будто бы сами могут исчезать и являться, летать по воздуху, плавать по воде. У католиков почитаются преимущественно объем-изображения Христа, богородицы и святых,71которых наряжают в костюмы. В праздник введения богородицы будничное одеяние на статуе девы Mарии меняется на парадное. В Испании богородицы имеют целые гардеробы. Богатые католики покупают для них ожерелья и золотые короны. Православные тоже украшали иконы дорогими ризами, усеянными драгоценными камнями. Если молитва, обращенная к иконе богородицы, сбывалась, то верующие подносили ей свечи, цветные бусы, расшитую пелену, а если молитва не помогала, то икону наказывали, снимали оклад и привески, даже поворачивали изображением к стене. Православный крестьянин оборачивал лицом к стене икону, если ел в пост скоромное. В старинных православных храмах также находились резные фигуры «Христа в узах», Николая Чудотворца, Параскевы Пятницы, ангелов и деревянные головы Иоанна Крестителя. В XVIII веке Синод неоднократно запрещал изготовление резных, изваянных и литых фигур святых, изображение евангелистов в образе символических животных, святых Фрола и Лавра — с лошадьми и конюхами, премудрости божией — в образе девы, бога-творца, покоящегося от дел творения на подушках, богородицы с тремя руками. Как возник культ икон? Иконопочитание ведет свое происхождение от язычников, считавших, что духи обитают в их изображениях. За много столетий до возникновения христианства древние египтяне верили, что человеческая душа после смерти исчезает из тела, а потом снова возвращается в него, когда человек воскресает. Египтяне пропитывали тело покойника особыми маслами, изготовляли мумию, чтобы мертвец не сгнил. Это могли делать только богатые люди. Бедные довольствовались тем, что рисовали поясной портрет мертвеца без рук и ног на доске и клали его вместе с покойником. Они верили, что душа мертвеца будет жить в нем. Эти портреты умерших египтян послужили прообразом христианских икон. Прямым же предшественником христианской иконографии был, очевидно, эллинистический портрет. При раскопках в Фаюмском оазисе Нижнего Египта в гробницах было обнаружено много таких портретов, написанных в I—III веках н. э. на деревянных досках72
Евангелист Иоанн, изображенный в виде голубя. Миниатюра VIII века.
73восковыми красками или на ткани. Коптские и византийские иконы, относящиеся к VI—VII векам, очень похожи на фаюмские портреты. Сам обычай поклонения иконам заимствован христианами из I восточных провинций Римской империи, где почитали портреты цезарей и полководцев. Многие христианские иконы являются изображениями богов, заимствованных из древних языческих религий. Так, «пресвятую троицу» христиане переняли из древнеязыческих религий, в которых особо почитались различные троицы богов, состоящие из I бога отца, богини матери и бога сына. Египтяне почитали божественную семью: Осириса, Исиду и их сына-спасителя Гора. В Индии чтили Шиву, его суд ругу Парвати и их сына Ганешу, изображали Шиву с тремя головами, символизирующими троицу. Пережитком этих верований являются распространявшиеся в старину в Западной Европе иконы Христа с тремя головами. В 1628 году папа Урбан VIII запрети изображение святой троицы в виде Христа с трем устами, тремя носами и четырьмя глазами. Бог отец Саваоф скопирован с греческого бог Зевса-громовержца. Христианская вера в святого духа, воплощенного в виде белого голубя, является остатком первобытного почитания птиц. В древних дохристианских культах богинь плодородия и материнства часто изображали с голубками (древневавилонская Иштар, древнегреческая Афродита). И в христианской троице дух святой олицетворяет женское божество — мать Христа. Язычники верили, что боги могут быть не только в виде птиц, но и животных. Поэтому и Христа представляли вначале не в образе человека, а в вид агнца (ягненка). Когда-то у христиан изображения ягненка с крестом, сделанные из воска, раздавались всем верующим после крещения. В пасхальные дни в средневековой Западной Европе христиане водили живого ягненка, украшенного цветами и лентами, делали из сахара фигурку барашка, которого съедали за пасхальным ужином. Известны изображения Христа в окружении четырех евангелистов, нарисованных в виде ангела, орла, льва и теленка. В православных церквах имелись иконы святого Христофора с собачьей головой. В московском74
Копия Иконы из бывшего Чудова монастыря, на которой святой Христофор изображен с головой собаки. (Государственный музей истории религии и атеизма).
75старообрядческом храме Покрова до сих пор висит такая икона. В житии Христофора рассказывается, что он был очень красив и соблазнял женщин. По его просьбе бог заменил ему голову головой пса. В действительности икона святого Христофора с собачьей головой срисована с изображения египетского бога Анубиса с собачьей головой, которого продолжали почитать египетские христиане несмотря на все протесты церкви. 8 декабря 1770 года Синод обсуждал донесение ростовского митрополита Арсения об иконах Христофора. Арсений писал: «Мною усмотрены во многих церквах иконы святого мученика Христофора, написанные с песьей головой, что весьма странно... Конечно, тот святой песьей головы не имел». В первые два века христианства не существовало никакого предания о внешности Христа. Среди множества фресок, мозаик и других памятников христианского искусства первых веков новой эры, найденных в катакомбах — подземных кладбищах (в том числе и в самых отдаленных и недоступных врагам христианства), нет изображений Христа. Позднее на стенах катакомб стали появляться изображения рыбы и ягненка, являющихся символами Иисуса Христа. С конца II века до V века шел спор о наружности Христа. Юстин Философ, Климент Александрийский, Тертуллиан, Кирилл Александрийский, Евсевий Кесарийский считали Христа невзрачным и некрасивым, Амвросий Медиоланский, Феодорит Кипрский, Иероним, Иоанн Златоуст — высоким красавцем. Ориген уверял, что Христос не имел определенного лица, а являлся каждому согласно его понятию о боге. До IV века Иисуса Христа изображали без бороды. Его образ окончательно сложился лишь в VII веке. На Трульском соборе в 692 году было постановлено изображать Христа в человеческом облике, с длинными волосами, в плаще, с жезлом в руке или со свитком. Покровителя животных — бога Гермеса древние греки изображали пастухом, заботливо несущим на плечах уставшую овечку. Христиане заимствовали этот мотив, создав образ «доброго пастыря». Католическая церковь очень широко распространяет раз-76личные картинки, па которых Христа изображают с овцой на плечах, с ягненком на груди вместо сердца для того, чтобы внушить людям, что они должны быть покорны, как овцы. На создание образа Христа-вседержителя — небесного и земного царя с державой и скипетром в руках— оказало влияние изображение дохристианского иранского божества Митры. Человек представлял богов по образу и подобию своему. На греческих иконах Иисус Христос и дева Мария — белые, у африканцев — черные, у китайцев— желтые. На Украине в городе Рогатине на иконостасе 1649 года Христос в украинском костюме. Известны русские иконы, изображающие евангельский рассказ о браке в Кане Галилейской, на которых среди пирующих нарисован гармонист. На старинных украинских иконах богородица — красивая девушка с монистами на шее. Во многих дохристианских религиях существовали богини земли, плодородия и растительности, от которых будто бы зависел урожай. В христианстве древнеязыческий культ богинь принял форму почитания девы Марии. В 431 году на Эфесском вселенском соборе, созванном по повелению императора Феодосия II, был санкционирован культ «небесной царицы». Константинопольский патриарх Несторий, выступавший против этого языческого культа и осужденный впоследствии, говорил: «В нашей церкви на месте олимпийских богов стали в центре сонма святых Христос и Мария. Мы целовали в почитании ее культ языческих богинь». Изображения христианской богородицы, как бы выходящей из земли, сидящей на дереве, благословляющей снопы и т. д., показывают, что в представлениях о деве Марии сохранились пережитки древнего культа матери-земли, богини растительности, покровительницы урожая. Дева Мария рисовалась в той же позе, что и египетская богиня Исида, которую изображали вместе с младенцем Гором на руках. В Италии сохранились черные статуи Мадонны — явный пережиток дохристианских верований в Исиду, считавшуюся когда-то символом тьмы. Исида была в древности покровительницей города Лютеции, находившегося на месте современного Парижа. Её77статуя как святой стояла на южной стене аббатства Сэн Жермен де Прэ вплоть до 1514 года. Католическая церковь насаждала образ «Мадонны скорбящей», возникшей из древних изображений богини неба с лучами, выходящими из ее груди. На иконе лучи заменены мечами, пронзающими сердце. Этот образ должен был внушать трудящимся безмерное терпение и готовность безропотно переносить страдания. Как язычники помещали на кораблях изображения своих богинь, рассчитывая на их помощь во время бурь, так и многие христиане, плавающие по водам, возлагая все упования на богородицу, ставили ее изображения на корме своих судов. Такие иконы назывались «одигитрии», что значит путеводительницы. Духовенство использовало для прославления икон языческие легенды о явлениях и чудесах, совершаемых статуями богинь. Древние греки рассказывали, что скульптурное изображение богини Артемиды попало в город Эфес прямо с неба. Христианские священники выдумывали подобные легенды об изображениях богородицы, упавших с неба. В православном культе особенное значение имели иконы, чудесно появившиеся неизвестно откуда. Например, о бахчисарайской иконе богородицы рассказывается, что вблизи Бахчисарая появился змий и стал убивать людей. Никто не мог победить змия. Жители обратились с молитвою к богородице. Ночью они увидели, что на скале находится образ богоматери, перед которым горит свеча, и около образа издохший змий. На месте явления иконы был построен Успенский храм. Эта легенда является типичной переработкой древней сказки. Почитание икон было запрещено на вселенском соборе в Эльвире в 308 году и на соборах в 734 и 754 годах. Так, например, в 754 году собор решил: «Собору угодно, чтобы живописей в церквах не было. Пусть не изображается на стенах то, что составляет предмет поклонения». В VIII—IX веках в церкви шла яростная борьба между сторонниками и противниками почитания икон. В 787 году жена императора Льва IV Ирина собрала собор, который объявил почитание икон «богоугодным делом». В 815 году новый собор проклял почи-78тание икон как «богопротивное и дьявольское заблуждение». В 843 году собор восстановил поклонение иконам. Споры об иконах стоили много крови. В Византии борьба между иконоборцами и иконодулами («рабами икон») была очень ожесточенная. В 843 году было убито до 100 тысяч противников икон. На Руси после принятия христианства взамен языческих фетишей — талисманов и амулетов — стали изготовляться по византийским образцам христианские фетиши: иконы, кресты, «энколпионы» (моще-хранительницы), которые якобы оберегали людей от бед, болезней и несчастий, охраняли в пути, придавали силу и мужество в бою, приносили счастье. Большое распространение в старину имели змеевики из бронзы, на одной стороне которых изображался архангел, а на другой — клубок змей с человеческими головами, а также литые бронзовые иконки с изображением святого Никиты, изгоняющего беса. Их носили на груди как амулеты, предохраняющие человека от нечистой силы. В случае болезни католики и православные вешали в церкви на икону металлическую фигурку человека или литое изображение заболевшего органа— глаза, уха, руки — с просьбой к святому о помощи. Это — «вотивы» (от латинского слова votum — обет), символ принесенного верующим богу или святому обещания в случае исцеления от болезни. Духовенство внушало, что исцеление заболевших частей тела или внутренних органов больного может произойти, если фигуру человека или изображение сердца, ноги, руки подвесить в церкви у изображения соответствующего святого или возложить на алтарь. Поэт Г. Гейне в балладе «Паломничество в Кавлаар» так описывает веру в вотивы, основанную на магии подобия:
Руку из воска пожертвуй, — Твоя заживет рука, Ногу из воска пожертвуй, — Станет здоровой нога.
Изображения больной части тела или внутренних органов служили как бы напоминанием богу об ожидаемом исцелении и магическим заклинанием от болезни. Подобные изображения были и в древне-79греческих храмах. Их применяли колдуны североамериканских индейцев, вырезавшие из дерева фигурку больного или заболевший его орган и вешавшие изображения на идола. Вера в целебную силу икон была очень сильна. В деревнях бабки обливали больного ребенка водой с икон, надеясь на излечение. Особенно почитались иконы богородицы, которые якобы спасали людей от всех мук и болезней («Скорбящая»), от пожаров («Неопалимая купина»), от засухи («Спорительница хлебов»), от трудных родов («Помогательница женам чады родити»). В России известны были 602 названия различных икон богородицы, в том числе: «Блаженное чрево», «Взыграние», «Живоприятная», «Млекопитательница», «Нерушимое стено», «Сладкое лобзание», «Страстная». Каждый город имел свою икону девы Марии. Они так и назывались: Владимирская, Смоленская, Тверская, Тихвинская, Казанская, Донская. Каждой из них помимо «охраны» местности, где ее особенно почитали, приписывали еще какую-нибудь «специальность». Владимирская икона будто бы охраняла царскую власть, Почаевская помогала от глазных болезней, Калужская — от моровой язвы. В католической церкви также существуют различные изображения богородиц, названных в честь городов Лурдской, Фатимской, Ченстоховской. В средние века одна богородица фактически превратилась во множество богинь. Сохранился рассказ о том, как французский король Людовик XI обратился к божьей матери с такой молитвой: «Богоматерь из Реймса меня надула, не выполнила моей просьбы, а теперь я обращаюсь к тебе, богоматерь Руанская, потому что ты меня не надуешь». Внедряя почитание икон, церковь внушала, что, обращаясь к ним с просьбами и молитвами, можно облегчить жизнь. На картине «Встреча иконы» художник К. А. Савицкий (1876 г.) изобразил, как вокруг «божьей матери» тесно сгрудились забитые, пришибленные нуждой мужики и бабы. В исступлении они прикладываются к иконе, бьют земные поклоны, крестятся. Перед образами проливались реки народных слез. Трудящиеся царской России были настолько задавлены и несчастны, что верили любым религиозным80
сказкам. Беспросветное, подневольное существование и безысходная нищета нашли отражение даже в названиях «чудотворных икон божьей матери»: «Взыскание погибших», «Вододательница», «Всех скорбящих радости», «Милующая», «Животодательница», «Избавительница», «Избавление от бед», «Целительница», «Прозрение очес», «Спасительница утопающих», «Умягчение злых сердец», «Услышательница», «Утешение в скорбях», «Защитница жены от побоев мужа». Была даже икона «Прибавление ума», перед которой совершали молитвы неспособные к наукам дети или их родители. Помещики широко использовали культ икон для внушения покорности крепостным крестьянам. В старину в православных храмах висели иконы Николая Чудотворца, изображавшие, как он догоняет на коне бежавшего от господина слугу и жестоко порет «непослушного раба»; икона Федора Тирона, «специальность» которого как святого состояла в том, чтобы заботиться «об обретении украденных вещей и бежавших слуг». В селе Ивановском Льговского уезда Курской губернии жил богатый помещик князь Барятинский. В его именин при входе в церковь висела громадная икона, нарисованная масляными красками. На иконе81изображены Ной и три его сына: Сим, Хам и Иафет. Ной благословляет Иафета, который сидит на царском троне в царском одеянии и короне. От Иафета пошли цари. Под ним подпись: «Власть печется обо всех». Сим сидит в священнической ризе, от него якобы пошло духовенство, и подпись гласила: «Сим молится за всех», а внизу крестьянин в изодранных лаптях за сохой, которую тянет чахлая лошаденка. Подпись же поясняет: «Хам трудится за всех». Смысл картины таков: сам бог, мол, приказал «хамову отродью» работать на бар и попов. Православное духовенство с помощью культа икон вело пропаганду монархизма. Бог-отец часто изображался на иконах царем со скипетром и державой в руках. В целях внушения преданности царизму богомазам было приказано писать на иконах царей в образе святых. Верующих приучали молиться на царские портреты. Трудящиеся должны были ожидать небесной благодати от изображений царей. Еще в Византии на иконах рисовали царей, благословляемых богом. На иконе XI века было изображено, как Христос венчает императора Романа IV и императрицу Евдокию. В средневековой Западной Европе бога-отца изображали небесным королем, деву Марию — королевой, а их сына — Иисуса Христа — королевичем. В Испании на одной картине были нарисованы жестокий испанский король Филипп II, инквизитор Торквемада и Мадонна. Многие капиталисты заказывали картины на тему о том, как бог благословляет их деятельность. В капелле крупнейшего немецкого банкира XVI века Якова Фуггера в Аугсбурге находится фреска, изображающая Фуггера, взвешивающего на весах золото. В этом деле ему помогают ангелы божии. На другой фреске изображены Фуггер, отдающий распоряжения, и его жена, раздающая хлеб беднякам, а божья матерь благословляет их. Во дворце банкиров Медичи во Флоренции в домовой церкви есть фреска Гоццуоли, которая изображает Медичи в виде волхвов, идущих на поклонение младенцу Иисусу. На иконе, написанной в 1625 году и находящейся в московском Успенском соборе, изображены царь Михаил Романов и его отец — патриарх Филарет.82В церкви Большого Петергофского дворца висела икона, на которой были изображены в виде святых Петр I и Екатерина II.
Церковь окружала земных правителей ореолои святости. Екатерина II в образе святой. Из книги «Правда о православных "святых"» Белов А. В.
В XVIII веке было изготовлено много икон великомученицы Екатерины с лицом императрицы Екатерины II. В Государственном Русском музее в Ленинграде хранится скульптура Николая I в виде святого Георгия Победоносца, поражающего «чудовище — гидру революции». По заказам духовенства изготовлялись в массовом количестве иконы Николая Чудотворца с лицом Николая II. В Государственном музее истории религии и атеизма в Ленинграде находится большая картина «Дни отмщения постигоша нас», написанная по указанию одного из руководителей черносотенцев — новгородского игумена Арсения. В глубине картины изображены отдельные эпизоды революции 1905 года: разгром помещичьих усадеб, восстание на флоте, баррикадная борьба рабочих Москвы на Красной Пресне. По краям — лагерь революции с красными знаменами. Центр картины занят тщательно выписанными портретами Пуришкевича, монаха Илиодора и многих других известных черносотенцев. Над их головами красуется распятие, около которого стоит Николай II. Сверху изображен Саваоф. Он мечет молнии в лагерь революции. Цель картины вполне определенная — освятить и оправдать царский террор, истолковать его как «божье наказание» за участие в революции. (Фотография картины «Дни отмщения постигоша нас» 1 000px × 750px) На иконах изображались не только цари, но и их приспешники, фавориты, помещики и фабриканты. Художник В. Л. Боровиковский в конце XVIII века написал для собора в Могилеве икону «Коронование богоматери», на которой под видом святой Варвары была изображена Екатерина II, а в образе архангела Михаила — видный вельможа граф Завадовский. Министр Александра I граф Аракчеев приказал написать икону богородицы, на которой изобразить его любовницу Минкину, убитую крепостными за зверское обращение с ними. На руках Минкиной Христос — младенец с лицом приемного сына Аракчеева Шумского. В складках платья «богородицы» изображен сам Аракчеев. Эта икона находилась в церкви села Грузино Новгородской губернии. В Новгороде имеется иконах любовницы новгородского архиман-83
Ной с сыновьями. Настенная роспись в церкви имения князя Барятинского. (Государственный музеи истории религии и атеизма.) Надпись слева вниу «Все звания благословенны Богом одно другому необход** нужны.
дрита Фотия графини Орловой, которую изобразили в виде святой. Приказала нарисовать себя в образе святой и московская купчиха Чихачева. Во многих церквах были иконы, написанные с портретов помещиков и фабрикантов: в селе Моква Курской губернии — помещика Нелидова с женой, в церкви Павлова Посада Московской губернии — фабриканта Грязнова, в егорьевской церкви Московской губернии — фабриканта Бардыгина, в Нижнем Новгороде старообрядческая икона с изображением миллионера Бугрова.84
85Богомольные купцы и фабриканты заказывали иконы для освящения своих предприятий, строительства железных дорог. Так, по указанию калужского купца Макарова была написана икона в честь создания в городе водопровода. В центре ее был нарисован фонтан, слева от него стоит архангел Михаил, справа — святой с кувшином в руках, перед ним на коленях — молящиеся. В нижнем левом углу мужчина и женщина несут в сосудах воду, в правом углу — водовоз. Для увеличения доходов церкви духовенство с особым рвением фабриковало «чудотворные иконы». В католических храмах были изображения святых, которые могли краснеть, покрываться потом. Православное духовенство особенно преуспело в организации «обновления чудотворных» икон, в распространении сказок о появлении «нерукотворных образов», то есть икон, сделанных якобы не человеком, а «упавших» с неба, а также в изготовлении икон, открывающих и закрывающих глаза, в производстве «нерушимых образов», которые нельзя было разбить, так как они были покрыты вместо стекла слюдой, мироточивых, слезоточивых икон. 3 июля 1949 года в польском городе Люблине католические священники во время богослужения в местном соборе заявили, что на иконе божьей матери будто бы появилась кровавая слеза. Верующие толпами устремились в собор посмотреть на это «чудо». Лондонское радио сообщило, что «божья матерь не плачет без повода». Но, как и следовало ожидать, провокация была быстро разоблачена: «кровавая слеза» на изображении богоматери оказалась каплей засохшей коричневой краски. Католическое духовенство в капиталистических странах и в настоящее время продолжает использовать эти приемы для обмана верующих. Так, в городе Сиракузы в Сицилии появилась новая статуя Мадонны. Ей приписали способность исцелять больных и калек. Весть об этой «чудотворной» быстро распространилась по всей Италии. В Сиракузы стали собираться толпы больных в надежде на исцеление. Однажды было публично продемонстрировано «исцеление» шести калек. Но нашлись люди, которые не поверили в «чудо» и потребовали проверки. Оказалось, что в действительности «калеки» были вполне86здоровы, их просто наняли за деньги. Подобные «чудеса» помогают отвлекать трудящихся от борьбы за улучшение их жизни на земле ложной надеждой на несуществующих небесных покровителей и их помощников.
На большинстве его изображений голова святого именно собачья, хотя есть иконы и с лошадиной головой
****************** Христофор - главный псеглавец среди святых, однако есть и другие, особенно они распространены в египетской коптской церкви, где кроме Христофора Кинокефала почитают двух святых - спутников святого Меркурия - Ахракаса и Аугани.
Одна из наиболее значительных и наиболее замалчиваемых в христианстве фигур – святой Христофор. Дело в том, что у него собачья голова, и в 17-18 веках (в России – в 1722 году) все его изображения в храмах соскабливали и закрашивали.
«Коронование Богоматери» Сохраненная копия из Википедии.
8)
размер оригинала: 412X643
Церковь окружала земных правителей ореолои святости. Екатерина II в образе святой. Из книги «Правда о православных "святых"» Белов А. В.
9)
размер оригинала: 457X567
Приобщиться к святым можно было и за деньги. Московская купчиха Чихачева, изображенная в виде святой. Из книги «Правда о православных "святых"» Белов А. В.
www.leotaxil.ru- Интернет библиотека во славу святого Таксиля - величайшего писателя всех времен и народов. Действительно образец литературы достойной подражания который вправе называться классикой! Не то что унылое г***о которое обычно называют классикой сейчас. А на самом деле просто попса своего времени и евангелие для атеистов.