Интернет библиотека во славу святого Таксиля (leotaxil.ru)

«Происхождение христианского культа» Л.И. Емелях.



Нашли что - то интересное?
Сделайте отметку об этом с ссылкой на эту страницу в пару кликов, чтобы не забыть что и где:

Можно не бояться захломить многочисленными постами из книги свою стену в соц. сетях. Ведь потом из всех этих сообщений можно сделать один пост или статью, а все лишние сообщения удалить!
Предыдущая страница <<< Обновить страницу ( 1 025 ) ::: Оглавление >>> Следующая страница

„ЧУДЕСА" ЖРЕЦОВ

          В первобытном обществе первоначально всеми обрядами руководили старики и вожди племен. Постепенно из их среды выделились специалисты по отправлению религиозных обрядов — колдуны, будто бы наделенные магическими силами, и шаманы, являвшиеся посредниками между людьми и духами. Колдуны и шаманы не участвовали в производительном труде общества, но требовали за совершение обрядов пищу и одежду, скот и землю. С появлением у колдунов и шаманов земельной собственности и с организацией храмов возникло жречество.
          В классовом обществе «кормильцы богов» — жрецы обожествляли власть эксплуататоров, защищали
27
частную собственность, благословляли грабительские войны. Рабовладельцы поддерживали жрецов, так как им были выгодны религиозные обряды, внушавшие страх и преклонение перед властью. А. М. Горький писал, что, «начиная с глубокой древности, повсюду жрецы, волхвы, пророки, маги, епископы, патриархи, попы стремились к власти над миром трудового народа»1.
Служители религиозных культов умело использовали наивную веру угнетенных масс в способность богов чудесным образом проявлять свою силу. С целью укрепления этой веры жрецы применяли различные фокусы. Установлено, например, что найденная археологом Лайярдом в развалинах древней Ниневии хрустальная плоско-выпуклая линза служила для зажигания священного огня на жертвеннике. Статуя бога, установленного в святилище перед жертвенником, благословляла молящихся, поднимая и опуская руки, как только на жертвеннике загорался огонь. В древности во многих храмах при совершении богослужений особые приспособления заставляли изображения богов кивать головами, поднимать руки и открывать глаза. Древнегреческий философ Аристотель упоминает о статуе Афродиты, которая поворачивала голову в разные стороны, когда к пей обращались с вопросами. Молящиеся принимали эти движения за знаки согласия или отказа. Жрецы устраивали специальные приспособления, с помощью которых раскрывались храмовые двери в тот момент, когда в алтаре загорался огонь. Нагретый в расположенной под алтарем камере воздух по трубе поступал в сферический сосуд с водой и начинал давить на воду. Часть ее переливалась в ведро, подвешенное к системе блоков, а опускание его заставляло вращаться столбы, на которых висели двери. У верующих создавалось впечатление, что происходит это без вмешательства человека, по воле богов. Сжатый воздух заставлял и статую фараона Мемнона в египетских Фивах приветствовать восход солнца мелодичными звуками. Римский император Адриан специаль-но посетил Фивы, чтобы услышать таинственный загробный «голос».

1 М.  Горький.  Собр. соч., т. 27. М., 1953, стр. 202.
28
     Статуи богинь изливали из своих грудей теплое молоко в подставленные сосуды. Механизм этого «чуда» состоял из герметически закрытого купола, укрепленного на четырех колонках, из которого шла потайная трубка в постамент статуи, где помещался бак с молоком. Как только под куполом зажигались жертвенные светильники, расширявшийся от нагревания внутри бака воздух шел по трубке, давил на молоко в нем, и оно поднималось по трубке до уровня грудей статуи, которая изливала молоко.
     В Древней Греции жрецы вызывали светящийся образ богини луны Гекаты. В темном помещении заранее рисовали каким-нибудь горючим веществом контуры человеческой фигуры на стене. Затем впускали верующих. При свете таинственно мерцающего факела жрец произносил заклятия, а затем высоко поднимал факел, будто бы нечаянно касаясь стены. И тотчас вспыхивало огненное изображение Гекаты.
     Наиболее популярным в древнем мире было «чудесное видение» в Александрийском храме. На стене выше алтаря появлялось небольшое светлое пятно. Постепенно оно увеличивалось, становилось все более ярким и превращалось в лицо «сверхъестественной красоты, строгое и в то же время прекрасное». Делалось это так: перед вогнутым зеркалом, спрятанным близ алтаря, помещалось ярко освещенное живописное или скульптурное изображение лица, которое проецировалось на стене храма.
     Еще большее впечатление производило проецирование изображений богов на облако дыма, поднимавшееся над алтарем. Колеблющаяся пелена служила подвижным экраном, который создавал иллюзию смены выражений живого лица. Для проекций употреблялись огромные серебряные зеркала, перед которыми находились люди, изображавшие богов. Народ принимал эти видения за божества, вызванные заклинаниями жрецов. Недаром в древности говорили, что два жреца не могут смотреть друг на друга без смеха, ибо они-то знали настоящую цену всем «чудесам», которыми пугали верующих.
     Впоследствии католическая церковь использовала некоторые фокусы древних жрецов. В XIV—XV веках на улицах и площадях городов Западной Европы духовенство   устраивало   спектакли   на   религиозные
29
сюжеты — «мистерии рождества Христова», во время которых изображение девы Марии наклоняло голову и простирало руки. Такие куклы, двигавшиеся с помощью ниток, стали называться марионетками«маленькими Мариями». В Италии в неаполитанском соборе ежегодно во время богослужения в честь святого великомученика Януария закипала его кровь, находившаяся в двух сосудах. Красная жидкость в них, составленная из смеси особых веществ, при большом скоплении молящихся и огромном числе зажженных свечей начинала кипеть под влиянием повышения температуры воздуха до 25 градусов. Молящиеся не сомневались в подлинности чуда, так как они привыкли верить, что священники наделены святостью, которая позволяет совершать чудеса.
     Когда-то колдуны и жрецы уверяли, что они обладают такой волшебной силой, что от прикосновения к ним частица ее переходит на человека. Христиане верят, что такая чудесная сила — «благодать святого духа» — таинственно передается путем благословения священником, осеняющим верующих крестом, Евангелием, иконой, свечой.
     Православные крестьяне в старину так материально представляли себе эту «благодать божию», что накануне сева перед молитвой в домах затыкали трубы, чтобы «сила божья», исходящая от молитвы, не могла уйти на небо. Этой благодатью могут быть якобы наделены различные предметы, освященные духовенством. В старину в Германии подозреваемому в воровстве давали кусок сыра, освященный в церкви, и верили, что вор не сможет проглотить его. Это поверие сохранилось в поговорке: «Кусок в горло не лезет». Подобной колдовской верой в существование особой силы объясняется и прикладывание к иконам, крестам и мощам (от славянского слова «мощть» — сила) у христиан, к торе (свиткам пятикнижия) — у иудеев.
     Духовенство и сейчас проповедует, что христианский культ—проводник божественной благодати, через которую бог оказывает свою помощь. В «Журнале Московской патриархии» (1962, № 8) говорилось, что через церковь и ее служителей осуществляется «непрерывно передача благодати», идет «ток благодати».
30
      Так, несмотря на то, что различные религиозные обряды отличаются друг от друга, основой всех их является вера в чудесную силу магии и ее действия. Христианское духовенство дало многим древним колдовским обрядам свое богословское объяснение, поучая, что только с помощью их верующие могут приобрести благодать, необходимую для освобождения от грехов — источников всех бедствий и страданий. Религиозный культ, став одним из орудий духовного угнетения народных масс, закреплял их социальную придавленность, внушал веру в божественность угнетателей.
Предыдущая страница <<< Обновить страницу ( 1 025 ) ::: Оглавление >>> Следующая страница

     Все страницы на одном файле (откроется в новом окне)     



www.leotaxil.ru- Интернет библиотека во славу святого Таксиля - величайшего писателя всех времен и народов. Действительно образец литературы достойной подражания который вправе называться классикой! Не то что унылое г***о которое обычно называют классикой сейчас. А на самом деле просто попса своего времени и евангелие для атеистов.