Фотография иконы Николая Чудотворца, в образе которого изображен Николай II. (Государственный музей истории религии
33
По указанию духовенства, иконописцы изображали Иисуса Христа и святых в царских одеждах, причем имена святых соответствовали именам царей из дома Романовых.
У Летнего сада находилась часовня, построенная на месте покушения на Александра II в 1866 году, на фронтоне которой была надпись: «Не прикасайся к помазаннику моему». На одной из церковных картин в часовне был изображен ангел, мечом защищающий Александра II от руки Каракозова, которую направляет дьявол. На месте убийства Александра II был построен храм «Спаса на крови» как центр монархической пропаганды. Все должно было воспитывать массы в духе смирения перед царской властью.
В рабовладельческих государствах жрецы, чтобы придать больший авторитет царской власти, внушить веру в богоосвященность ее, помазывали на трон царей. Израильские и иудейские цари уверяли, что во время миропомазания на них сходил «святой дух», и все, что они совершают, происходит по воле «господнего духа». Поэтому царей стали называть «помазанниками» (по-гречески — «Христос»).
В царской России православное духовенство совершало пышный (по византийскому образцу) обряд коронации царей в московском Успенском соборе. Духовенство ждало царя и царицу при входе в храм. В соборе они садились на особые престолы. После молебна о их здравии патриарх, сопровождаемый шестью епископами, помазал царя миром
1 а затем — его сановников. Коронация сопровождалась шествием, возложением на царя порфиры
2, вручением ему короны, скипетра и державы, благословением крестом и окроплением «святой водой». Духовенство учило, что коронация — это «высшее таинство», во время которого якобы происходит передача богом «благодати» царю. Московский митрополит Филарет проповедовал, что «венчание и помазание царя есть акт, показывающий, что сам бог благословил царя царствовать, что дух благодати носится над ним».
Революционный поэт-шестидесятник В. С. Курочкин писал:
1 Миро — искусственно приготовленное маслянистое душистое вещество, употребляемое в христианских церковных обрядах.
2 Порфира — пурпурная мантия, символ власти монарха.
34
Про царей попы твердили миру
Спьяну или с жиру,
Сам-де бог помазал их елеем,
Как же пикнуть смеем.