Л.Н. Толстой в аду. Стенная роспись в церкви села Тазова Курской губернии. (Государственный музей истории религии и атеизма.)
109
Отмечая ошибочность взглядов Толстого на религию, В. И. Ленин советовал рабочему классу использовать критику православной церкви, данную этим писателем. Толстой разоблачил православное вероучение, показал, что христианские обряды и церковные догматы противоречат человеческому разуму и здравому смыслу.
Он не был первым среди тех, кто критиковал христианские обряды; их разоблачали многие предшествовавшие ему свободомыслящие философы и писатели. Так, в XVIII веке французский священник Жан Мелье, ставший философом-материалистом и атеистом, писал в «Завещании», обращаясь к верующим: «Все, что ваши богословы и священники с таким пылом и красноречием проповедуют вам о величии, превосходстве и святости таинств, которым они заставляют вас поклоняться,
все, что они с такой серьезностью рассказывают вам об их мнимых чудесах... все это в сущности не что иное, как иллюзия заблуждения, обман, измышление и надувательство».
Мелье доказывал, что большинство церковных обрядов уходит своими корнями в древний языческий культ. Многие современные христиане полагают, что крещение, причащение и другие таинства являются только христианскими обрядами. На самом деле это не так.
Они возникли задолго до появления христианской веры. В Древней Индии существовало пять таинств: покаяние, брак, рукоположение, обряды, напоминающие христианское крещение, и причащение.
Ф. Энгельс писал, что в древнейшем христианском произведении — «Откровении Иоанна» («Апокалипсисе») не упоминается никаких таинств. Отвергнув языческие и иудейские обряды, христиане впоследствии заимствовали многое из древних религий, в частности веру в божественную «благодать», как церковь называла сверхъестественную магическую силу. Христианские таинства — это обряды соприкосновения с богом, действия, когда «благодать бога» нисходит на человека через хлеб, вино, воду, елей, миро. Католическое и православное духовенство внушает, что «таинства суть богоучрежденные священнодействия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать божия». Церковь учит, что без осенения благодатью нет спасения для
110
человека, но как происходит эта передача ее через таинства людям, «непостижимо даже ангелам».
Вера в божественную благодать, то есть в чудодейственную силу, на которой основаны христианские таинства, была у многих племен, веривших, что она исходит от их колдунов и вожаков. Чтобы воспринять ее, надо совершить особые действия. Мальгаши на острове Мадагаскар были уверены, что «божественная сила» больше всего присуща вождю племени; в несколько меньшей степени «благодатью» обладают знатные приближенные вождя, и лишь малая доля ее нисходит на обыкновенных смертных.
Таинства сложились под влиянием языческих мистерий. Само слово «таинства» заимствовано христианской церковью из мистерий эллинистическо-римских и восточных религий, распространенных в Римской империи. В I веке и. э., когда возникло христианство, в Риме, Греции, Сирии, Египте и других древних странах язычники совершали тайные культовые обряды в честь Митры, Диониса, Кибелы и Аттиса, Исиды и Осириса, к участию в которых допускались лишь посвященные — мисты. Язычники тайно или публично совершали жертвоприношения, омовения и другие обряды, что помогало им будто бы получить благодать, то есть особую силу для борьбы со злом, вступить в общение с богом и приобрести загробное блаженство.
В древнем мире особенно широко были известны мистерии в честь богини Деметры, совершавшиеся в древнегреческом городе Элевсине, находившемся в 20 километрах от Афин. Во время этих театрализованных представлений изображался миф о похищении Коры-Персефоны Аидом и возвращении ее из подземного царства к матери Деметре, происходили процессии и ритуальные пляски, исполнялись песни. В гимне Деметре говорится:
Счастливы те из людей земнородных, кто таинства видел,
Тот же, кто им непричастен, по смерти не будет вовеки
Доли подобной иметь в многосумрачном царстве подземном.
В одной элевсинской надписи сказано: «Благодаря этим прекрасным мистериям, которые мы получили от богов, смерть для людей — не зло, а благо»,
111
С помощью мистерий жрецы, обещая вечное блаженство за гробом, учили верующих терпеливо нести бремя земных тягот.
В эпоху возникновения христианства были широко распространены и мистерии иранского бога Митры. Посвящаемый в митраистские таинства сначала подвергался испытаниям, а затем проходил ступени посвящения: его крестили окроплением водой или погружением в воду, он причащался хлебом и водой с примесью вина. Считалось, что достигший высшей ступени посвящения получал от Митры особую силу для борьбы со злыми духами, становился безгрешным и удостаивался бессмертия в загробном мире.
Эллинистические, римские и восточные мистерии, повлиявшие на формирование христианских таинств, восходят к еще более древним обрядовым действиям. Таинства и посвящения, при помощи которых человек будто бы приобретает божественные свойства, были основным содержанием первобытных религиозных культов.
В древности все язычники — участники мистерий— разделялись на несколько групп. Прежде чем получить право участия в мистерии, надо было пройти искус, подвергнуться обрядам посвящения. Еще в IV веке все христиане также разделялись на посвященных и непосвященных. Крещение рассматривалось как посвящение. Оно совершалось ночью, при ярком освещении, в закрытом богослужебном собрании. Не получившие крещения не допускались к слушанию главной части литургии. Предметом тайны были причащение хлебом и вином, миропомазание и др. Когда проповедник хотел сказать о них, то говорил: «посвященные знают». Алтарь окутывали непроницаемыми завесами, чтобы непосвященные не знали, что там совершается.
Переделав многие языческие мистерии, дав им новое толкование, церковь объявила их установленными Иисусом Христом и включила в свой культ. Получение колдовской силы от духов было названо «нисхождением святого духа на людей».
Духовенству приходилось потом отвечать на вопрос: «Почему христианские таинства так похожи на языческие?» «Отцы церкви» объясняли сходство не заимствованием их у язычников, а... кознями дьявола.
112
В III веке «отец церкви» Тертуллиан так и писал: «Дьявол в идольских мистериях подражает самым священным обрядам христианской религии. Это он помазует своих верующих, обещает омытие грехов водою крещения. Он — насколько я припоминаю таинства Митры — знаменует лбы своих воинов, справляет преломление хлебов... Не он ли устанавливает, что верховный жрец имеет право жениться один раз. У него имеется обет девственности женщины и целомудрия мужчины». Ученые допускают, что главные христианские таинства — крещение и причащение — были заимствованы у палестинских религиозных сект. У одной из них, существовавшей в I веке до н. э. в районе Кумрана на берегу Мертвого моря, были обряды, похожие на раннехристианские крещение и причащение. У кумранитов существовали священное омовение и благословление хлеба, который после этого съедался общиной. Вначале христиане имели только два таинства — крещение и причащение, которые привлекали многих простотой и доступностью, а в IV— V веках существовали уже четыре таинства. Постепенно число их достигло семи. Окончательно семь таинств были установлены на католическом соборе в Лионе в 1279 году. Позднее они были приняты и православной церковью. Тридентский церковный собор, который в XVI веке заново сформулировал все католическое вероучение, провозгласил анафему тем. кто осмелится сомневаться, что все таинства установлены Иисусом Христом.
Семь таинств — крещение, причащение, миропомазание, елеосвящение (соборование), брак (венчание), покаяние (исповедь) и священство — признаются сейчас только православным и католическим вероисповеданиями. Протестанты признают лишь крещение и причащение, хотя англикане не отвергают и священства.
Христианские таинства, по учению церкви, должны обеспечить их участникам счастливую брачную жизнь и исцеление от болезней, защиту детей от козней бесов, очищение от грехов и загробное блаженство.
Духовенство поучает, что влияние таинств на верующего находится в прямой зависимости от глубины его молитвенного настроения, благоговения, и поэтому
113
требует приготовления верующих к принятию их (например, пост перед исповедью и причащением). Священники умеют создавать такое настроение, при котором человек становится рабом суеверий, верующим в силу обрядового колдовства.
Недавно в Лондоне во время раскопок обнаружили остатки древнего храма Митры — божества, почитание которого было широко распространено в Римской империи в первые века новой эры. Обычно в подземном храме Митры была пещера, где будто бы находилось «святое святых» — то, что для рядового верующего являлось запретным и абсолютной тайной. В это отделение мог войти только посвященный. Он должен был перенести много испытаний и лишений, прежде чем удостоится высокого права войти в пещеру. После каждого испытания посвященный достигал новой ступени достоинства и все ближе подходил к познанию тайны. Пройдя, наконец, седьмую, высшую ступень, он становился «патером», отцом. Это обычно был уже дряхлый старик, отрешившийся от всего земного.
«Патер» с трепетом входил в секретное отделение храма, чтобы познать «тайну тайн», и, потрясенный, останавливался на пороге: там не было ничего.
«Великая тайна», для достижения которой люди отдавали всю жизнь, оказывалась пустой. И действительно, в таинственном полумраке храмов за мрамором алтарей ничего другого, кроме пустоты, никогда не было и нет. За таинствами христианской религии скрывается древнее колдовство.