«С иконой против пожара». В. А. Кокорев. (Государственный музей истории религии и атеизма.)
от болезни или же откровение как ее излечить, в IV веке перешел к христианам, которые проводили у мощей мучеников недели и месяцы, ожидая исцеления.
Богослужение в церкви во многом напоминает культовые действия, проводившиеся в храмах египетской богини Исиды. Жрецы показывали верующим «святые дары», свечи, устраивали совместные трапезы, на которых вкушали хлеб и вино, совершали исповедь, соблюдали посты и т. д. Когда католические монахи попали в Тибет, то они крайне удивились, встретив у ламаистов дарохранительницу, колокола, кадила, кропила, посох, ризы, благословение правой рукой, молебны, «святую воду», «изгнание бесов», исповедь и обряды, напоминающие христианские таинства — крещение и причащение. Монахи были удивлены тем, что ламаистские коробочки с молитвами, потрясая которые, верующие ламаисты как бы читают молитвы, основаны на том| же принципе, что и христианские четки. По ним монахи считают число совершаемых поклонов и молитв.
У православных четки называются лестовкой или вервицей. Лестовка — небольшая лента или шнур с нанизанными 103 шариками, называемыми бабочками. У мусульман такие четки состоят из 100 шариков, обозначающих сто имен Аллаха.
Дворянство и купечество в царской России сооружало Церкви на потертые мужицкие пятаки, украшало золотом, серебром и драгоценными камнями иконостасы. «Праведно живет — с нищего дерет да на церковь кладет», — говорил народ.
— «Иконы красит, а людей грабит».
К началу 1917 года в России было 68 897 церквей и часовен (храмы без престола).
Строительство только Исаакиевского собора — одного из замечательнейших зданий в мире — стоило около 25 млн. рублей. В храмах духовенство проповедовало покорность помещикам. В Москве в Государственной Третьяковской галерее висит картина известного русского художника В. Г. Перова «Проповедь в селе».
В. Г. Перова «Проповедь в селе»
Священник поучает верующих словами Евангелия «Несть бо власти, аще не от бога». Носители этой власти сидят перед амвоном, охраняемые дворецким, который отталкивает от господ старуху-нищенку. Старый поме-
46
щик сладко спит. Молодая помещица, заслоняясь молитвенником, кокетничает с наклонившимся к ней молодым дворянином. На лице стоящего в первом ряду бедняка-крестьянина с двумя оборванными детьми написано недоверие к словам священника. Он почесывает голову в ответ на убеждения проповедника покаяться и возлюбить господ.
Картина, написанная в 1861 году, разоблачает священников, этих духовных приказчиков помещиков, использующих религию как орудие угнетения трудящихся и затемнения их сознания. Многие помещики прикрывали свой хищнический паразитизм, жестокость и разврат ханжеским благочестием. Таков главный персонаж романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Порфирий Головлев, прозванный родными
Иудушкой-кровопивушкой. В письме к своей племяннице, которой он предлагает стать его любовницей, этот святоша ссылается на волю бога: «Сегодня я молил и просил боженьку, чтобы он оставил мне мою Анниньку. И боженька мне сказал: „возьми Анниньку за полненькую тальицу и прижми ее к своему сердцу"». Иудушка всегда рассчитывал на молитвы как на средство достижения успеха в своих грязных делишках. «Иудушка... был набожен и каждый день посвящал молитве несколько часов. Он знал множество молитв, и в особенности отлично изучил технику молитвенного стояния».